Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью работы является обобщение теоретических исследований в области маркетинговых исследований на конкретном рынке и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
Задачи работы - рассмотреть процесс подготовки и проведения маркетинговых исследований.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основные понятия маркетинговых исследований……………………..4
2. Сущность маркетинговых исследований, правила и процедуры…..7
3 Классификация маркетинговых исследований ………………………10
4 Роль маркетинговых исследований в управлении принятия решения…………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные
понятия маркетинговых
2. Сущность маркетинговых исследований, правила и процедуры…..7
3 Классификация маркетинговых исследований ………………………10
4 Роль маркетинговых
исследований в управлении принятия решения……………………………………………………………
Список литературы…………………………………
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Введение
Система маркетинга на предприятии предполагает разработку комплекса маркетинга, который основывается на какой-либо информации о конъюнктуре соответствующего рынка. Источники информации могут быть самыми различными, однако если руководство желает получить ответы на конкретно поставленные вопросы, не обойтись без маркетинговых исследований.
Область применения маркетинговых исследований достаточно широка: их используют при разработке новых продуктов, перед внедрением новых технологий, перед принятием каких-либо решений, при выборе маркетинговой стратегии и тактики и т.д. Важно, чтобы конечный эффект от результатов исследований был выше затрат на него. Чтобы этого добиться, важно правильно спланировать и организовать исследование.
Целью работы является обобщение теоретических исследований в области маркетинговых исследований на конкретном рынке и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
Задачи работы - рассмотреть процесс подготовки и проведения маркетинговых исследований.
1. Основные
понятия маркетинговых
Маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребностей конечных потребителей.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности с целью изучения текущих проблем для принятия нужных решений. Международный кодекс по практике маркетинговых и социологических исследований (принят Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинговых исследований в 1974 г.) определяет маркетинговые исследования как объективный сбор и анализ добровольно полученной информации в отношении рынков потребителей, товаров и услуг.
Исследования маркетинга должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, конфиденциальности, а также со стандартами, основанными на общепринятых научных методах. Нельзя рассматривать как маркетинговые исследования данные, полученные путем промышленного шпионажа, обмана [14].
Цель маркетингового
исследования — создать информационно-
Маркетинговые исследования способствуют эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требованиям конечных потребителей.
Маркетинговые исследования осуществляются в двух главных направлениях:
- исследование характеристик рынка;
- исследование внутренних
существующих или
Предъявление потребности в маркетинговом исследовании не всегда заканчивается его проведением в силу того, что:
- информация может
быть получена из уже
- недостаточно времени на проведение исследования, так как решение проблемы должно быть найдено в краткий период времени;
- отсутствуют необходимые для проведения исследования ресурсы;
- затраты на проведение
исследования превышают
До начала маркетинговых исследований необходимо четко - сформулировать, в чем заключается основная проблема, которую фирма пытается решить. Это может быть потребность увеличить объем продаж, необходимость выяснить, почему продукт конкурента раскупается лучше, представление на рынке совершенно нового продукта и определение соответствующей реакции на него.
Проблематика маркетингового исследования может вытекать из вида товара и специфики его потребления, уровня насыщенности рынка, каналов продвижения и действий конкурентов, прогнозирования будущего спроса, эффективности рекламы, уровня цен, необходимого для реализации продукта, определения потенциальных потребителей. Поэтому главная задача исследования заключается в анализе и изучении тех проблем, от которых зависят современное состояние и дальнейшее развитие рынка [9].
Полный перечень задач маркетингового исследования составить трудно, потому что меняющаяся ситуация, влияние разного набора факторов, различный потенциал фирм, человеческий фактор и т. п. порождают большое разнообразие исследовательских задач, выдвигаемых перед маркетинговой службой фирмы. К задачам маркетинговых исследований относятся:
- сбор, обработка, сводка и хранение информации;
- анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды на деятельность фирмы;
- оценка и анализ
конъюнктуры рынка, расчет
- оценка собственных
возможностей фирмы, ее
- оценка возможностей и поведения конкурента;
- тестирование качества
товара и его
- изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
- информационно-аналитическое
обеспечение стратегического и
операционного маркетингового
- информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
- характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
При установлении необходимости проведения исследования должны быть сопоставлены его ценность и важность ожидаемых результатов, количество времени и необходимые средства. Только после этого можно точно определить, что именно подлежит рассмотрению.
Объектами маркетинговых исследований являются:
- динамика продаж;
- рыночное положение собственных товаров;
- товары конкурентов и товары-заменители;
- восприятие рынком новых товаров, упаковок;
- эффективность рекламных мероприятий и др.
Информационное обеспечение мар
Функцией маркетинговых исследований является установление связи потребителей, клиентов и общества с маркетологами посредством информации, которая используется для [5]:
- определения маркетинговых возможностей и проблем;
- выработки, совершенствования
и оценки маркетинговых действи
- мониторинга эффективности маркетинговых действий;
- улучшения понимания маркетинга как процесса.
В ходе маркетинговых
исследований уточняется информация,
необходимая для решения
Общая функция маркетинговых исследований заключается в исключении во всей маркетинговой деятельности неточных оценок, риска и непроизводительных затрат труда.
2. Сущность маркетинговых исследований, правила и процедуры
Результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности. Результативность и эффективность маркетинговых исследований зависит от соблюдения следующих требований [3]:
1) исследования должны
носить комплексный и
2) при их осуществлении
должен соблюдаться научный
3) исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных действий;
4) исследования должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, согласно стандартам, основанным на общепринятых научных методах, зафиксированными Международным кодексом по практике маркетинговых исследований (принят Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинговым исследованиям).
В процессе маркетинговых исследований принимают участие:
- заказчики, по поручению
которых проводится
- специалисты по маркетинговым исследованиям (исполнители);
- информаторы, предоставляющие требуемые данные.
В качестве информаторов могут выступать потребители, специалисты, эксперты. В большинстве случаев имена информаторов не называются, что дает возможность получать от них достаточно объективные сведения, исключающие всякие попытки насильственного получения данных или влияния с целью изменения мнения информаторов.
Во взаимоотношениях заказчиков и исполнителей должны строго соблюдаться определенные правила. В частности, исполнитель не вправе преувеличивать свои возможности и вводить заказчика в заблуждение. Он обязан не разглашать намерений заказчика и передаваемые ему результаты исследований другим лицам или организациям (если это заранее не оговорено). Исполнитель не может вносить никаких существенных изменений в условия проведения исследования без предварительного согласия заказчика.
Заказчик должен принять все необходимые меры предосторожности, чтобы избежать неправильного истолкования или цитирования полученных результатов вне того контекста, в котором они изложены.
Ни заказчик, ни исполнитель
не получают автоматически права
на единоличное пользование методи
Принципы, которые должны соблюдаться в процессе проведения маркетинговых исследований, приведены в табл. 1 [5].
В маркетинговых исследованиях лучших результатов достигает тот, кто осуществляет творческий подход, проявляет инициативу, находит новые, нетрадиционные пути исследования.
Таблица 1. Принципы, соблюдаемые в процессе маркетинговых исследований
Название принципа |
Сущность |
Научность |
Объяснение и предсказание
изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений
и |
Системность |
Выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности. |
Комплексность |
Изучение явлений и
процессов во всей их полноте, |
Достоверность |
Получение адекватных данных
за счет обеспечения |
Объективность |
Учет возможных погрешностей измерителя того или иного явления и соблюдение осторожности в интерпретации фактов |
Эффективность |
Достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами |
Например, когда компания ОиРош, поставляющая материалы многим производителям колготок, захотела больше узнать об отношении женщин к их продукции, был использован следующий оригинальный прием. Покупательницам было предложено создать коллаж из журнальных фотографий, передающих чувства, которые они испытывают к конкретному продукту. Затем подборки фотографий были переданы в лабораторию психологам, чтобы исследовать результаты творчества. Исследование позволило установить, что колготки помогают женщинам чувствовать себя более чувственными и сексуальными, более привлекательными в глазах мужчин [7].