Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа
Главной задачей является подробный анализ изменения себестоимости продукции как в целом по всей продукции, так и по основному ассортименту выпускаемых изделий. Целью данного анализа является установление основных причин влияющих на изменение себестоимости продукции.
Введение 3
1.Общая характеристика предприятия ООО «Вятский хлеб» 5
2. Анализ себестоимости продукции 8
2.1. Анализ общей суммы затрат на производство 8
2.2. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 10
2.3. Анализ структуры и динамики себестоимости 13
2.4. Анализ прямых материальных и трудовых затрат 16
2.5. Анализ косвенных затрат 20
3. Резервы экономии затрат 23
Заключение 29
Список литературы
Из данной таблицы видно, что сумма постоянных затрат в размере 329 тыс. руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с повышением объемов производства продукции, но на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально росту объемов производства: объем производства повысился и постоянные затраты на единицу продукции уменьшились во столько же раз. Переменные затраты в себестоимости всего выпуска повышаются пропорционально изменению объема производства, но в себестоимости единицы продукции они составляют постоянную величину.
Для
наглядности представленных данных
зависимость себестоимости
Рис. 1 – Зависимость себестоимости 1 руб. продукции от объема производства.
На рисунке 1 хорошо видно, что себестоимость 1 руб. продукции уменьшается при увеличении объема производства. Отсюда можно сделать вывод, что одним из резервов снижения себестоимости в данном случае единицы продукции (1 руб.) является повышение объемов производства, которое позволяет уменьшить долю постоянных затрат в себестоимости 1 руб. продукции.
Взаимосвязь
объема производства и себестоимости
продукции должна учитываться при
анализе себестоимости как
Затраты на производство продукции приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Затраты на производство продукции
Элемент затрат | 2006 | 2007 | 2008 | 2008 в % к 2006 |
1. Материальные затраты | 796,1 | 957,3 | 1067,3 | 134,1 |
2. Заработная плата | 203,1 | 263,1 | 297,8 | 146,6 |
3. Отчисление на социальное страхование | 52,8 | 68,4 | 77,4 | 146,6 |
4. Амортизация | 268 | 261 | 374 | 139,6 |
5. Другие затраты | 124 | 143 | 175 | 141,1 |
6. Всего производственных затрат | 1444 | 1692,8 | 1991,5 | 137,9 |
7. Накладные расходы | 399 | 581,2 | 598,5 | 150 |
8. Полная себестоимость, в т.ч. | 1843 | 2274 | 2590 | 140,5 |
8.1. Постоянные затраты | 230 | 286 | 329 | 143 |
8.2. Переменные затраты | 1613 | 1988 | 2261 | 140,2 |
Как видно из таблицы происходит увеличение себестоимости продукции по всем элементам затрат. Общее увеличение затрат на весь объем выпуска составило 40,5 %, в том числе прирост переменных издержек составил 39,5 %, а постоянных 48,2 %.
По элементам затрат в возросли накладные расходы 50 %, расходы на оплату труда 46,6 %, материальные затраты 34,1 %, другие затраты 41,1 %, амортизационные отчисления – 39,6 %.
Т.е.
все затраты растут соразмерно с увеличением
себестоимости.
2.2.
Анализ затрат
на 1 рубль товарной
продукции
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на гривну товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой области производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Рассчитывается он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень имеют влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции (t) представляет отношение полной себестоимости всей товарной продукции (С) к стоимости этой же продукции (S):
На изменение затрат на рубль товарной продукции имеют влияние такие факторы: изменение объема выпуска продукции, изменение структуры выпуска продукции, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию, изменение уровня переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат, изменение цен в связи с инфляцией, изменение качества продукции, изменение рынков сбыта, изменение уровня ресурсоемкости продукции, изменение стоимости потребляемых ресурсов.
Сумма постоянных и переменных затрат зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.
Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
При исследовании данного показателя применяется факторный анализ, изучающий влияние на него различных факторов (объективных и субъективных)
Анализ затрат на 1 рубль проводится по следующей схеме:
Таблица 6 - Анализ затрат на 1 руб. продукции
Показатели | 2007 | 2008 | ||
при себестоимости и ценах 2007 года | при нормах 2007 года и ценах 2008 года | факт | ||
Полная себестоимость, тыс. руб. | 2274 | 2469 | 2469 | 2590 |
Стоимость продукции, тыс. руб. | 2478 | 2810 | 2999 | 2999 |
Затраты на 1 руб. | 0,918 | 0,879 | 0,823 | 0,864 |
Анализируя данную таблицу следует отметить, что общее изменение затрат на 1 руб. товарной продукции составило:
Рассмотрим методику анализа влияния этих факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции.
Величина отклонения затрат на 1 руб. товарной продукции зависит: от изменения ассортимента (структуры) продукции, оптовых цен на продукцию и уровня себестоимости отдельных видов продукции.
Для установления влияния изменения сдвигов в структуре продукции на изменение затрат необходимо фактический выпуск и ассортимент продукции 2008 пересчитать по себестоимости и ценам 2007 года и в этих условиях определить затраты на 1 руб. товарной продукции:
Сопоставляя полученные показатели с плановыми, определяем влияние сдвигов в структуре продукции на затраты на 1 руб. товарной продукции.
0,879-0,918= -0,039 руб.= -3,9 коп.
Это свидетельствует о повышении удельного веса продукции с большей рентабельностью.
Для установления влияния изменения цен на изменение затрат необходимо пересчитать фактический выпуск продукции по себестоимости 2007 года и фактическим ценам 2008 года и в этих условиях определить затраты на 1 руб. товарной продукции:
0,823-0,879 = -0,056 руб.= -5,6 коп.
Сопоставление затрат по фактическим и плановым ценам характеризует влияние изменения цен. Как видно рост цен на продукция положительно повлиял на снижение затрат на 1 руб. продукции.
Влияние изменения уровня себестоимости продукции на выполнение плана по затратам на 1 руб. товарной продукции определяется сравнением фактического выпуска продукции, рассчитанного по фактическим ценам, но при различной себестоимости (2007 и 2008 годов).
0,864-0,823=0,041 руб.=4,1 коп.
Такое сравнение позволяет сделать вывод о том, что за счет роста затрат на производство произошло увеличение затрат на 1 руб. товарной продукции.
Таким образом, сокращение затрат на 1 руб. товарной продукции на 5,4 коп. было достигнуто за счет ассортиментных сдвигов на 3,9 коп., за счет роста цен на 5,6 коп, а за счет увеличения себестоимости произошел рост затрат на 1 руб. на 4,1 коп. Совокупное влияние всех факторов составило:
-3,9-5,6+4,1= -5,4 коп.
В заключение анализа следует выявить динамику затрат на 1 руб. товарной продукции в сопоставимых с уровнем предыдущего года ценах. Если затраты на 1 руб. товарной продукции за предыдущий год составили 0,918 руб., то разница в процентах будет равна
Таким
образом, в анализируемом периоде
предприятие добилось снижения затрат
на 1 руб. товарной продукции почти на 6
%.
2.3.
Анализ структуры
и динамики себестоимости
Изучение состава затрат на производство необходимо для выяснения причин снижения и определения уровня изменения себестоимости продукции. Структура затрат выражается через отношение их суммы по отдельным видам к общей сумме затрат на производство в процентах.
Приведем анализ затрат на производство продукции ООО «Вятский хлеб», основной деятельностью которого является производство и продажа хлебобулочных изделий.
Для анализа данных о затратах на производство рассмотрим таблицу 7.
Таблица 7 – Анализ структуры затрат на производство по элементам .
Элемент затрат | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1. Материальные затраты | 796,1 | 43,2 | 957,3 | 42,1 | 1067,3 | 41,2 | 271,2 | 34,1 |
2. Заработная плата | 203,1 | 11 | 263,1 | 11,6 | 297,8 | 11,5 | 94,7 | 46,6 |
3. Отчисление на социальное страхование | 52,8 | 2,9 | 68,4 | 3 | 77,4 | 3 | 24,6 | 46,6 |
4. Амортизация | 268 | 14,5 | 261 | 11,5 | 374 | 14,4 | 106 | 39,6 |
5. Другие затраты | 124 | 6,7 | 143 | 6,3 | 175 | 6,8 | 51 | 41,1 |
6. Всего производственных затрат | 1444 | 78,4 | 1692,8 | 74,4 | 1991,5 | 76,9 | 547,5 | 37,9 |
7. Накладные расходы | 399 | 21,6 | 581,2 | 25,6 | 598,5 | 23,1 | 199,5 | 50 |
8. Полная себестоимость, в т.ч. | 1843 | 100 | 2274 | 100 | 2590 | 100 | 747 | 40,5 |
8.1. Постоянные затраты | 230 | 12,5 | 286 | 12,6 | 329 | 12,7 | 99 | 43 |
8.2. Переменные затраты | 1613 | 87,5 | 1988 | 87,4 | 2261 | 87,3 | 648 | 40,2 |