Факторный анализ прибыли от продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, эффективным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки планов и принятия управленческих решений.
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КР-Факторный анализ прибыли от продаж.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

     2) изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

     3) изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

     4) изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

     Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения  эффективности производства и принять  обоснованные управленческие решения.

     Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

     Таблица 1                                                                  

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от продаж:

                                                                                                         (тыс.руб.)

     
№ п/п Показатели Данные  на начало периода Расчетные данные, исходя из объема и структуры конца  периода и ценовых  показателях на начало Данные  на конец периода Абсолютное отклоне-ние
1 Выручка от продаж продукции 57800 72250 68500 +10700
2 Полная себестоимость продукции 49260 53965 58670 +9410
3 Прибыль от продаж продукции 8540 18285 9830 +1290
4 Индекс изменения  количества выпускаемой продукции 1   1,25 +0,25
 

     Прибыль за анализируемый период выросла  на 1290 тыс. руб.:

             ΔП = 9830 – 8540 = 1290 тыс.руб.

     Определим, какие факторы повлияли на изменение  прибыли от продаж.

     Если  сравнивать сумму прибыли на начало периода и прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента, но при ценах и себестоимости  продукции на начало периода, то разница между ними показывает, насколько произошло изменение прибыли за счет объема и структуры продукции отчетного периода:

     ΔП (v, уд.в.) = 18285 - 8540 = + 9745 (тыс. руб.)

     1. Чтобы найти влияние только  объема продаж, необходимо прибыль  на начало периода умножить на процент роста объема производства, который определяется делением выручки от реализации, рассчитанной исходя из базисной цены и фактического объема реализованной продукции, на выручку от реализации на начало периода:

     (72250/57800 )×100 – 100 = 25

     ΔП (v) = 8540×25 / 100 = +2135 (тыс.руб.)

     2. Определим влияние структурного  фактора:

     ΔП ( уд.в.) = 9745 – 2135 = + 7610 (тыс. руб.)

     3. Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается сравнением затрат, полученных при фактическом объеме реализации и себестоимости единицы продукции на начало периода и полной фактической себестоимостью на конец периода:

     ΔП (с/с) = 53965 - 58670 = – 4705 (тыс. руб.)

     4. Изменение суммы прибыли за  счет отпускных цен на продукцию  определяется сопоставлением фактической выручки от реализации на конец отчетного периода с выручкой от реализации, рассчитанной при фактических объемах продаж и ценах на начало периода:

     ΔП (ц) = 68500 – 72250 = -3750 (тыс. руб.)

     Общее изменение прибыли от данных факторов находится суммированием полученных результатов:

     2135 +7610 + (-4705) + (-3750) = 1290 (тыс. руб.) 

     Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя  плановую величину каждого фактора  фактической величиной:

     Таблица 2

Расчет  влияния факторов на изменение суммы  прибыли 

     от  реализации продукции  способом цепных подстановок

     
Показатели      Условие расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс.руб
Объем реали-зации Структу-ра товар-ной про-дукции Цена Себестоимость
На  начало периода 0 0 0 0 ВР0 -С/с0

57800-49260

8540
Усл. 1 1 0 0 0 П0роста

8540*1,25

10675
Усл. 2 1 1 0 0 ВРусл.-С/с усл.

72250-53965

18285
Усл. 3 1 1 1 0 ВР1 – С/с усл.

68500-53965

14535
  На конец периода 1 1 1 1 ВР1- С/с1

68500-58670

9830
 

     Изменение суммы прибыли за счет:

     1) объема реализации продукции:

     ΔП (v) = 10675 – 8540 = +2135 тыс. руб;

     2) структуры товарной продукции:

     ΔП ( уд.в.) = 18285 – 10675= +7610 тыс. руб.;

     3) средних цен реализации:

     ΔП (ц ) = 14535 – 18285 = -3750 тыс. руб.;

     4) себестоимости реализованной продукции:

     ΔП(с/с) = 9830 – 14535 = -4705 тыс. руб.

     Общее изменение прибыли от данных факторов:

     2135 + 7610 +(-3750) + (-4705) = 1290 (тыс. руб.) 

     Таблица 3

     Сводные показатели влияния  факторов на величину прибыли

     
     Показатель Сумма, тыс. руб
Отклонение  прибыли, всего      +1290
     В т.ч. за счет факторов:       
Изменение объема реализации продукции      +2135
Изменение структуры товарной продукции      +7610
Изменение средних цен реализации      -3750
Изменение себестоимости реализованной продукции      -4705
 

     На  основании проведенного факторного анализа прибыли от реализации продукции  можно сделать вывод о том, что увеличение прибыли на 1290 тыс. руб. в отчетном году по сравнению  с базисным годом произошло за счет изменения объема реализации продукции, изменения структуры продукции (прибыль составила соответственно 2135 и 7610 тыс. руб.),что может служить положительной тенденцией в деятельности предприятия. Увеличение себестоимости выпускаемой продукции и изменение средних цен отрицательно сказались на прибыли предприятия (так, прибыль соответственно снизилась на 4705 и 3750 тыс. руб.).

     Можно сделать вывод, что основным путем увеличения прибыли является изменение структуры товарной продукции, на предприятии, скорее всего, произошло увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. 
 

  1. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода

     В последнее время в связи с  развитием рыночных отношений все  больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директ-кост». В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется в основном на отечественных предприятиях, система «директ-кост» позволяет более полно

учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

     При анализе прибыли, применяемой в  нашей стране, обычно используется модель:

     П = К ( Ц – С/с ),

     где П – сумма прибыли;

     К – количество реализованной продукции  в натуральных показателях;

     Ц – цена реализации единицы продукции;

     С/с  – себестоимость единицы продукции.

     В данном случае принимают, что все  факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Однако здесь не учитывается взаимосвязь между объемом реализации и себестоимостью продукции. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается за счет того, что сумма постоянных расходов не изменяется, а возрастают только переменные затраты.

     Для обеспечения системного подхода  при изучении факторов используется маржинальный доход. Он представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат предприятия (П + Н). Зная ставку маржинального дохода (Дс) в цене единицы продукции, можно определить прибыль от реализации конкретного вида продукции:

     П = К×Дс – Н;

     Дс = Ц – V;

     П = К× (Ц-V) – Н,

     где V – переменные затраты на единицу  продукции.

     Анализ  прибыли по формуле, учитывающей  переменные и постоянные затраты, более точно определяет влияние факторов на результирующий показатель.

     Рассмотрим это на примере.

     Таблица 4

     Данные  для факторного анализа  прибыли по методу маржинального дохода

     
         Показатели На начало

     периода

    На конец

     периода

    Объем реализации продукции, ед 200 000 250 000
    Цена  реализации, руб. 289 274
    Себестоимость изделия, руб. 246,3 234,68
          в т.ч. удельные переменные

     расходы, руб.

    172,4 161,4
        Сумма постоянных затрат, тыс.руб 14 780 18 320
    Прибыль, тыс. руб. 8 540 9 830

Информация о работе Факторный анализ прибыли от продаж