Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа
В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, эффективным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки планов и принятия управленческих решений.
В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.
Введение 3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 5
2. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа прибыли 11
3. Оценка методик факторного анализа прибыли от продаж 15
4. Факторный анализ прибыли от продаж способом цепных подстановок 22
5. Факторный анализ прибыли от продаж по методу маржинального дохода 27
Заключение 31
Список литературы 33
При изучении влияния на работу предприятия какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью систематизации. Систематизация - это размещение изучаемых явлений или объектов в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.
Виды факторного анализа
В
зависимости от типа факторной модели
различают два основных вида факторного
анализа - детерминированный и
Детерминированный
факторный анализ представляет собой
методику исследования влияния факторов,
связь которых с результативным
показателем носит
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.
Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых процедур:
- построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
- выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения;
- реализация счетных процедур анализа модели;
- формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.
Стохастический
анализ представляет собой методику
исследования факторов, связь которых
с результативным показателем в
отличие от функциональной является
неполной, вероятностной (корреляционной).
Суть стохастического метода - измерение
влияния стохастических зависимостей
с неопределенными и
Стохастическое
моделирование является в определенной
степени дополнением и
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
- прямой и обратный;
- одноступенчатый и многоступенчатый;
- статический и динамичный;
- ретроспективный и перспективный (прогнозный).
Прибыль
как сложная экономическая
Прибыль
выступает одним из основных индикаторов
финансового благополучия и жизнеспособности
в ближайшей перспективе, обеспечивая
возможность рассчитываться по своим
обязательствам, а также финансировать
и расширять производственную деятельность,
увеличивать научно-
Прибыль,
будучи основным обобщающим показателем
в системе оценочных критериев,
характеризует экономический
Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.
Прибыль - это также важнейший источник бюджетных ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой статистики.
Основной целью анализа
-
оценка динамики и структуры
показателей прибыли за
- факторный анализ прибыли;
-
анализ прочих доходов и
-
оценка динамики показателей
рентабельности продаж и
-
факторный анализ
- анализ затрат, произведенных предприятием, и оценка затрат на один рубль продукции;
-
выявление резервов роста
Информационное обеспечение анализа и принятие решений по финансовым результатам формируется за счет внешних и внутренних источников информации.
К внешним источникам информации относят показатели, характеризующие:
-
общеэкономическое развитие
-
конъюнктуру рынка. Система
-
деятельность конкурентов и
К внутренним источникам относятся:
-
показатели финансового учета
предприятия. На основе этих
показателей осуществляется
-
показатели управленческого
-
по центрам ответственности (
- по видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная);
- по видам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и нематериальных) и т.д.
В
процессе построения системы информационного
обеспечения анализа и
-
нормативно-справочные
Использование
всех представляющих интерес показателей,
формируемых из внешних и внутренних
источников, позволяет создать на
каждом предприятии целенаправленную
систему информационного
Анализ прибыли представляет собой исследование механизма формирования конечного финансово-хозяйственного результата во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей в целом по предприятию, а также по отдельным ее видам в зависимости от направления изучения. Управление прибылью - это процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам образования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии, основанный на проведенном ранее анализе. Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:
1)
изучение возможности
2) контроль плановых показателей реализации, себестоимости, прибыли;
3)
определение влияния
4) выявление и оценка резервов увеличения прибыли;
5)
разработка управленческих
Информационной
базой анализа прибыли служат
соответствующие разделы
Важнейшим
показателем финансово-
Прибыль необходима для дальнейшего развития предприятия, привлечения новых покупателей, поставщиков, кредиторов и инвесторов. В условиях сложившейся кризисной ситуации коммерческие организации получают не только положительные, но и отрицательные результаты (убытки) от своей деятельности, при этом считают приоритетным выжить. Отрицательный результат – тоже результат. Он мотивирует, побуждает предприятие к лучшей работе, организованности и достижению лучших результатов.
Несомненно, актуальным является систематический экономический анализ финансовых результатов и, прежде всего финансовых результатов от обычных видов деятельности. Определенный смысл для предпринимателя имеет факторный анализ прибыли (убытка) от продаж. Нельзя не согласиться с В. В. Ковалевым, который отмечает, что «…проводя факторный анализ, необходимо помнить одно правило: анализ важен не сам по себе, а лишь тогда, когда он действенен, т. е. идентификация и оценка факторов имеют смысл только в том случае, если этими факторами можно управлять хотя бы частично».
Результативность факторного анализа во многом определяется качеством построения детерминированных и стохастических факторных моделей. К сожалению, иногда модели строятся формальными методами, в результате чего многие факторы не имеют экономической интерпретации, а сами модели – практической значимости. Неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным и неверным результатам, поэтому исключительно важным этапом факторного анализа выступает построение экономически обоснованной факторной модели.