Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:23, дипломная работа
Отчетность организации (хозяйствую¬щего субъекта) - система показате¬лей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета сводных данных о состоянии и результатах деятельности хозяйства, его подразделений за определенный период.
Введение 3
1. Виды отчетности 3
2. Назначение бухгалтерской отчетности 4
3. Требования, предъявляемые к отчетности 6
4. Порядок составления бухгалтерской отчетности 8
5. Бухгалтерский баланс (форма № 1) – важнейшая часть отчетности 11
5.1. Значение и функции баланса 11
5.2. Виды бухгалтерских балансов 11
5.3. Построение баланса 12
6. Отчет о финансовых результатах 20
7. Отчет о движении денежных средств 24
Заключение 26
ЛИТЕРАТУРА 27
Нормативные документы 27
Для пользователей более ценной является та информация, которую они имеют в нужный момент. Запоздалая информация имеет небольшое практическое значение.
Значимость данных отчетности оказывает существенное влияние на оценки или решения.
Достоверность является другим важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям не только объективное описание и приемлемое отражение тех событий, которые она должна представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений.
Бухгалтерская отчетность предприятия (за исключением отчетности бюджетных организаций) состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. № 129-ФЗ и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.94 г. № 170.
Надо иметь в виду, что с 1 января 1999 г. вводится в действие новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н.
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации на основе Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/96) от 08.02.96 г. № 10. По согласованию с министерствами финансов Российской Федерации и республик, входящих в состав Российской Федерации, министерства и ведомства могут устанавливать дополнительно к типовым формам специализированные формы бухгалтерской отчетности для предприятий своей системы.
Отчетным
годом для всех предприятий считается
период с 1 января по 31 декабря включительно.
Для вновь созданных
Для
составления бухгалтерской
При составлении годового отчета необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96г. № 97 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.97 г. № 81н).
В
состав годовой бухгалтерской
1) бухгалтерский баланс – форма № 1;
2) отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
а) отчет о движении капитала – форма № 3;
б) отчет о движении денежных средств – форма № 4;
в) приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
4) итоговая часть аудиторского заключения (см. файл материалов).
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годового отчета формы № 3, 4, 5.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Квартальная бухгалтерская отчетность включает:
5) бухгалтерский баланс – форма №1;
6) отчет о прибылях и убытках – форма №2.
Все элементы бухгалтерского отчета связаны между собой, поскольку отражают, как правило, разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию, представленную в балансе (форма №1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.
Большое значение для правильного понимания и интерпретации бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках имеют пояснительная записка и расшифровки к отдельным показателям отчета. Назначение этих элементов годовой отчетности - раскрыть содержание и подходы к формированию тех или иных показателей бухгалтерских (финансовых) отчетов, а также учетную политику организации за истекший период и ее изменение (с указанием причин) в следующем операционном периоде.
Важной чертой пояснительной записки является то, что она служит не только отчетностью перед учредителями, трудовым коллективом, но и в равной степени адресуется внешним пользователям (инвесторам, кредиторам и др.). Поэтому выводы в пояснительной записке должны быть четкими, ясными и обозримыми. Так, в ней рекомендуется указать общий доход, чистую прибыль, капитальные вложения, количество работающих на конец года; для акционерных обществ, кроме того, - объявленный дивиденд, количество выпущенных акций на конец года, число акционеров на конец года, чистый доход на одну обычную акцию за год. В ней также приводятся следующие сведения:
характеристика производственной деятельности за отчетный год;
общая характеристика коммерческой деятельности в отчетном году (основные рынки, конкурентоспособность продукции (работ, услуг) и т. д.);
оценка финансового положения за отчетный период (анализ показателей платежеспособности, устойчивости финансового состояния, размеры чистых активов и т. д.);
характеристика инвестиционной деятельности в отчетном году и ее перспективы (будущие капиталовложения, описание основных проектов);
характеристика мероприятий, осуществленных в отчетном году для повышения квалификации персонала, и социальных мероприятий;
характеристика природоохранной деятельности в отчетом году и ее перспективы (экологические мероприятия, объем капитальных вложений, меры по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду и т.д.).
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета, если те не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства о бухгалтерском учете.
Таким образом, в пояснительной записке подлежат раскрытию те основные элементы учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации.
В
рыночной экономике бухгалтерский
баланс служит основным источником информации
для обширного круга
По балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала (чистых активов) за отчетный период, по которому судят о способности администрации сохранить и преумножить вверенные ей материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли в пассиве или убытка - в активе баланса.
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных потоков в соответствии с полученной прибылью.
Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления (например, Госкомимуществом РФ), поскольку, отражая совокупность имущественных отношений данного хозяйствующего субъекта, балансы отдельных организаций дают богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни. Ряд сложных проблем современной хозяйственной политики невозможно решить без внимательного анализа балансовых цифр.
Существуют следующие основные виды бухгалтерских балансов: вступительный, периодический, годовой (заключительный), соединительный (фузионный), разделительный, санируемый, ликвидационный, сводный, сводно-консолидируемый.
Рассмотрим некоторые из них.
Составлением вступительного (организационного) баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации. Следует проводить различие между балансами заново создаваемых организаций и организаций, являющихся правопреемниками ранее действовавших. В первом случае баланс организации будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная масса окажется состоящей в основном из денежных вкладов и организационных расходов. Некоторые из последних в нашей практике отражаются свернуто по статье “Нематериальные активы”. Во втором случае отличие, например, от периодического баланса может быть за счет оценки и состава статей.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих условиях перед хозяйствующим субъектом возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о банкротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей.
Ликвидационные балансы отличаются от других, главным образом, оценкой своих статей по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость. Некоторые статьи, обычные для отчетного баланса, в ликвидационном балансе могут отсутствовать, например статьи “Доходы будущих периодов”, “Расходы будущих периодов”. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например стоимость фирмы (гудвилл), стоимость патента, торговых знаков.
По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой. Это состояние равновесия - важнейший внешний признак формы бухгалтерского баланса. В отечественной практике баланс обычно представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, правая - пассивом баланса.
Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение как при построении баланса, так и для оценки деятельности хозяйства.
Рассмотрим
более подробно порядок заполнения
бухгалтерского баланса.
Актив
баланса
Раздел
I “Внеоборотные
активы”
По строке 110 “Нематериальные активы” бухгалтерского баланса указывается стоимость приобретенных или полученных безвозмездно нематериальных активов. В строках 111 и 112 баланса дается расшифровка нематериальных активов, находящихся в собственности организации по их виду (строка 111 - организационные расходы, строка 112 - патенты, лицензии и т. д.).
Информация о работе Бухгалтерская отчетность, порядок ее составления