Аудит особенностей функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учёта являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно объединить в две группы:
1) объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;
2) объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
Аудит особенностей функционирования предприятия
1. Проверка учредительных документов и формирования
уставного капитала при проведении аудита 5
1.1 Проверка юридического статуса экономического
субъекта и права на его функционирования 8
1.2. Проверка формирования уставного капитала, его структуры 14
1.3 Аудит расчётов с учредителями 21
1.4. Аудит налогообложения при формировании уставного капитала
и при расчётах с учредителями 24
1.5. Рабочие документы аудитора 26
1.6. Особенности проверки складочного капитала, паевого фонда 28
1.7. особенности проверки уставного капитала акционерных обществ 30
1.8. Проверка правильности оформления изменений уставного
капитала, анализ его обоснованности 33
1.9. Типичные ошибки при проверке учредительных документов
и формировании уставного капитала 35
2. Аудит эмиссии ценных бумаг 36
3. Проверка организации бухгалтерского учета
и учетной политики предприятия при проведении аудита 48
3.1. Цель аудита и последовательность проверки 48
3.2. Типичные ошибки при проверке 52
4. Аудит системы управления 53
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
1. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №1 63
2. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №3 66
3. Организационно-правовые форы организаций 71
4. Примерная программа аудита учредительных документов
и формирования уставного капитала 72
5. Способы противоправных действий 73
6. Типовые проводки по счету 80 «Уставный капитал» 76
7. Типовые проводки по счету 81 «Собственные акции (доли)» 81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по аудиту.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим более подробно порядок аудита эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии.

Аудитору следует иметь в виду, что процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента включает следующие этапы:

1)          принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг (далее именуется решение о размещении ценных бумаг);

2)          утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

3)          государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг:

4)          размещение ценных" бумаг;

5)          государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.

В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпус­ка) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, в регистрирующий орган представляется меморандум. Требования к его содержанию приведены в п. 2.4.12 Стандартов. В случае, если в целях подготовки проспекта ценных бумаг привлекался аудитор, в меморандуме указываются: наименование и место нахождения аудиторской орга­низации; или фамилия, имя, отчество и адрес места жительства аудитора, являю­щегося индивидуальным предпринимателем; номер, дату выдачи и срок действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, реквизиты (дату и номер) договора оказания аудиторских услуг; дату, с которой эмитент начал предостав­лять аудитору информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности. Ме­морандум должен быть подписан эмитентом, финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, а также может быть подписан аудитором эмитента, юридическим консультантом эмитента, оценщиком эмитента, рейтинговым агентством, присвоившим эмитенту и/или его ценным бумагам кредитный рейтинг.

Аудитор проверяет правомерность решения о выпуске акций. Решение о вы­пуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении. Например, решение о выпуске (до­полнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается со­ветом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в со­ответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдатель­ного совета) этого хозяйственного общества.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг при размещении ценных бумаг при учреждении и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполни­тельного органа эмитента, и скрепляется печатью эмитента. Аудитор проверяет решение о выпуске акций на соответствие установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, а также стандартам.

Затем аудитор осуществляет проверку проспекта эмиссии акций. Он проверяет проспект эмиссии акций по содержанию и форме на соответствие стандартам и решению о выпуске акций. Проспект эмиссии акций прошивается, подписывается лицом, осуществляющим функции (занимающим должность) единоличного исполни­тельного органа, и главным бухгалтером общества, скрепляется печатью общества, его страницы нумеруются. Проспект эмиссии акций должен быть составлен в трех экземплярах (п. 10.3 Стандартов).              Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистри­рован впоследствии - после регистрации отчета об итогах выпуска (дополнитель­ного выпуска) ценных бумаг. В этом случае аудитор должен проверить отчет об итогах выпуска акций. При учреждении общества регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций. Отчет об итогах выпуска акций должен быть прошит, подписан лицом, осуществляющим функции (занимающим должность) единоличного исполни­тельного органа общества, и главным бухгалтером, скреплен печатью эмитента; его страницы нумеруются. Отчет об итогах выпуска акций должен быть пред­ставлен в регистрирующий орган в трех экземплярах.

В ходе проверки аудитор может выявить нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмис­сии и обращения ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бума­гах; несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписав­шего проспект ценных бумаг, установленным требованиям; внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации вы­пуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ установлено, что лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводя­щей в заблуждение инвестора информации.

Аудитор должен учитывать, что не может быть осуществлена государствен­ная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций:

а)              до полной оплаты уставного капитала акционерного общества-эмитента (за исключением выпуска (выпусков) акций, размещаемых путем распределения их среди учредителей акционерного общества при его учреждении);

б)              до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков (дополнительных выпусков) акций (кроме акций, размещение которых было завершено до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») и до внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента;

в)              до государственной регистрации в уставе акционерного общества положений о номинальной стоимости и количестве объявленных акций соответствующих категорий (типов), а также о закрепляемых ими правах (в случае размещения дополнительных акций);

г)              если увеличение уставного капитала акционерного общества-эмитента осуществляется для покрытия понесенных им убытков.

Не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска облигаций:

а)              до полной оплаты уставного капитала эмитента, являющегося акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью;

б)              если сумма номинальных стоимостей (объем выпуска) облигаций в совокупности с суммой номинальных стоимостей всех непогашенных облигаций эмитента, являющегося хозяйственным обществом (т.е. облигаций, обязательства по которым не исполнены), превышает размер его уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного ему третьими лицами;

в)              до государственной регистрации в уставе акционерного общества положений о номинальной стоимости, количестве, а также о правах по объявленным акциям соответствующих категорий (типов), в которые конвертируются облигации. Не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска

(дополнительного выпуска) опционов эмитента:

а)              до полной оплаты уставного капитала акционерного общества-эмитента;

б)              до государственной регистрации в уставе акционерного общества положений о номинальной стоимости, количестве, а также о правах по объявленным акциям соответствующих категорий (типов), право на приобретение которых предоставляют такие опционы.

Кроме того, не может быть одновременно осуществлена государственная реги­страция двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных акций одного типа, за исключением случаев одновременной государственной регистрации двух и более выпусков (дополнительных выпусков) обыкновенных акций или двух и более выпусков (дополнительных выпусков) привилегированных" акций одного типа, размещаемых при реорганизации.

 

3. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита

3.1 Цель аудита и последовательность проверки

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики органи­зации - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям, деятельно­сти организации. Это необходимо для установления вероятности возникновения существенных ошибок, влияющих на достоверность показателей финансовой от­четности проверяемого предприятия.

Источники информации для проверки Положение об учетной политике орга­низации, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгал­терии, график документооборота, рабочий План счетов бухгалтерского учета, По­ложение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалте­рии, пояснительная записка, раскрывающая сведения, относящиеся к учетной поли­тике организации, избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользо­вателей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие за­дачи:

— установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием;

— охарактеризовать системы документации и документооборота;

— дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения.

Объем учетной работы конкретной организации определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; коли­чеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др. В зависимости от этого уста­навливается штат бухгалтерии, ее структура и выбирается форма бухгалтерского учета. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтер­ской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и со­трудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обя­занностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персо­нала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использование компьютерных технологий.

Особое внимание уделяется аудиторами проверке наличия и соблюдения дол­жностных инструкций, так как именно они определяют разделение обязанностей и ответственности между работниками бухгалтерии. В них должны быть предусмот­рены: порядок назначения на должность, подчиненность, нормативные акты, регламентирующие его деятельность; квалификационные требования; состав работ, со­ответствующих данной должности; перечень обязанностей работника; права ра­ботника, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств; функ­ции, за выполнение которых работник несет ответственность.

Следует проверить, имеется ли в данной организации распределение обязанно­стей по выполнению учетных работ между работниками бухгалтерской службы и другими работниками, ответственными за правильность оформления и своевремен­ность представления необходимой информации.

Аудитор должен проверить укомплектованность бухгалтерского аппарата, со­блюдение штатной дисциплины, правильность распределения обязанностей, профес­сиональную подготовку отдельных работников учета, организацию труда и т.д.

На эффективность постановки системы бухгалтерского учета, а также систе­мы управления организации в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных документов, содержатся ли в них обязательные реквизиты. В связи с этим в бухгалтерии организации должны быть перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения, а также нормативные, инструктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Аудитор должен установить, насколько обоснованно разработан и четко вы­полняется график документооборота в данной организации. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихозяйственного контроля, так как график документооборота является важнейшим организационным документом, обеспечивающим функционирование всей системы бухгалтерского учета.

Указанные выше документы внутренней регламентации являются также эле­ментом учетной политики организации. Поэтому далее аудитор должен установить обоснованность выбора и оптимизации учетной политики организации, соблюдение выбранных предприятием организационных, методических и технических аспектов учетной политики в течение календарного года, таких как:

Информация о работе Аудит особенностей функционирования предприятия