Аудит особенностей функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учёта являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно объединить в две группы:
1) объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;
2) объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
Аудит особенностей функционирования предприятия
1. Проверка учредительных документов и формирования
уставного капитала при проведении аудита 5
1.1 Проверка юридического статуса экономического
субъекта и права на его функционирования 8
1.2. Проверка формирования уставного капитала, его структуры 14
1.3 Аудит расчётов с учредителями 21
1.4. Аудит налогообложения при формировании уставного капитала
и при расчётах с учредителями 24
1.5. Рабочие документы аудитора 26
1.6. Особенности проверки складочного капитала, паевого фонда 28
1.7. особенности проверки уставного капитала акционерных обществ 30
1.8. Проверка правильности оформления изменений уставного
капитала, анализ его обоснованности 33
1.9. Типичные ошибки при проверке учредительных документов
и формировании уставного капитала 35
2. Аудит эмиссии ценных бумаг 36
3. Проверка организации бухгалтерского учета
и учетной политики предприятия при проведении аудита 48
3.1. Цель аудита и последовательность проверки 48
3.2. Типичные ошибки при проверке 52
4. Аудит системы управления 53
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
1. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №1 63
2. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №3 66
3. Организационно-правовые форы организаций 71
4. Примерная программа аудита учредительных документов
и формирования уставного капитала 72
5. Способы противоправных действий 73
6. Типовые проводки по счету 80 «Уставный капитал» 76
7. Типовые проводки по счету 81 «Собственные акции (доли)» 81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по аудиту.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

■  варианты погашения стоимости основных средств и нематериальных активов;

■  варианты оценки производственных запасов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;

■  варианты отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению товарно-материальных ценностей;

■  варианты учета затрат на производство продукции (работ, услуг), распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

■  методы производственного и варианты сводного учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

■  правила учета процесса реализации и варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

■  порядок признания, учета и распределения (использования) прибыли;

■  порядок учета и оценки кредитов банков и займов других организаций;

■  формы бухгалтерского учета;

■  порядок организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

■  порядок оформления и представления внутрипроизводственной отчетности;

■  система внутрихозяйственного контроля организации и др.

Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики целесообраз­но использовать разработку к.э.н. Ю.В. Радченко, приведенную в Приложении 6.

После такого обзорного обследования аудитор должен сделать для себя выводы, позволяет ли построенная система в данной организации гарантировать, что хозяйственные операции верно и своевременно отражены на счетах и что ограничена возможность появления умышленных нарушений и ошибок.

 

3.2 Типичные ошибки при проверке

Типичные ошибки при проверке организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита:

— отсутствие приказа по учетной политике организации;

— неотражение отдельных аспектов учетной политики организации (технический, организационный, методологический аспекты);

— отсутствие в учетной политике отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета;

— ошибки в определении налогов и ставок;

— совершение хозяйственных операций и наличие бухгалтерских записей, противоречащих законодательным, другим нормативным документам, регулирующим деятельность организации;

— применение некорректных алгоритмов расчета основных учетных и отчетных показателей;                           

— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

— приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован январем текущего года;

— выделенные на отдельные балансы обособленные подразделения организации не придерживаются учетной политики организации;

— в составе учетной политики организации отсутствуют обязательные элементы;

— нарушение основных принципов и допущений, закрепленных в ПБУ 1/98 (допущение имущественной обособленности организации, требование своевременности и т.д.);

— учетная политика не раскрывается для внешних пользователей бухгалтерской информации;

— несоответствие применяемых корреспонденции счетов, методик и т.д. основным элементам учетной политике, закрепленной в соответствующем приказе.

 

4. Аудит системы управления

Управление представляет собой обособившийся вид деятельности, возникший в результате разделения труда в общественном производстве. Организационные структуры хозяйственной деятельности достаточно четко подразделяются на объек­ты управления и органы управления. Первые состоят из различных хозяйствен­ных подразделений, в которых и совершается хозяйственная деятельность. Вто­рые обеспечивают наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью, ее планирование и регулирование, выполняют другие функции управления.

Продуктом управления являются управленческие решения, обеспечивающие до­стижение целей хозяйственной деятельности. Управление производством должно обеспечивать рациональное соединение предметов труда, средств труда, совместных трудовых функций людей в единый производственно-технологический процесс, поддерживать непрерывный кругооборот и оборот  капитала; мотивировать совместную деятельность и поведение людей, занимающих разные должности  в направлении достижения поставленных целей. Особенно тесно переплетаются организационно-техническая и социально-экономическая стороны управления на уровне производственно-хозяйственных организаций, что и определяет необходимость анализа организационной структуры управления предприятием.

Целью изучения системы управления предприятий и организаций в ходе осуществления аудиторской проверки является установление структуры аппарата управления для определения ее влияния на процесс сбора учетной информации. Построение всей системы бухгалтерского учета, формирование внутренней управленческой и внешней финансовой отчетности.

Источниками информации для аудита системы управления являются: учредительные документы (устав, учредительный договор), протоколы собраний учредителей (акционеров), приказы, распоряжения, внутренние положения, планы развития, аналитические обзоры, техническая, экономическая, инвестиционная и социальная политики организации (планы технического и экономического развития организации, проекты, сметы и т.п.), положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, организационная структура организации (схемы, штаты, дислокация подразделений), бухгалтерская отчетность, материалы внешнего и внутреннего контроля (акты, справки, распоряжения, информационные письма по результатам проверок. Проводимых контролирующими органами и службами внутреннего аудита) и другие документы. Отражающие финансовую политики предприятия.

В ходе аудита аудитор должен собрать аудиторские доказательства исходя из предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленных в таблице 4.1

Таблица 4.1

Основные направления проверки системы управления в разрезе предпосылок подготовки финансовой бухгалтерской отчетности

№ п/п

Предпосылка подготовки финансовой бухгалтерской отчетности

 

Направления проверки

1

2

3

1

Существование

Система управления создана и функционирует, организуя производственно-хозяйственные процессы, а также отражая все стороны деятельности организации в учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности

2

Права и обязанности

Система управления наделена необходимыми правами и полномочиями для принятия решений в области управления материальными, денежными, трудовыми ресурсами

3

Полнота

Система управления обеспечивает полноту сбора информации обо всех фактах хозяйственной деятельности организации

4

Оценка

Система управления соответствует организационной структуре предприятия, ее объемам деятельности и специализации

5

Точное намерение

Система управления обеспечивает адекватную оценку фактов хозяйственной деятельности при отражении в учете и отчетности

6

Представление и раскрытие

Система управления организации и ее изменения находят отражение в отчетности (пояснительной записки)

 

Информация о структуре и специфике деятельности аппарата управления организации необходимо для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Из разговора со специалистами и руководителями организации необходимо понять отраслевую специфику предприятия. Изучить специальные ведомственные нормативные акты. расшифровывающие эту специфику. Необходимо  выделить те моменты деятельности предприятия, которые отличают его от других в этой области. На начальном этапе аудита должна быть собрана информация  об организационной структуре, системе сбыта, методам расчета переходных материальных запасов и др. Целесообразно ознакомиться и с истории развития предприятия, описанием видов его деятельности и учетной политики, существовавшей в предшествующие годы. Полезным оказывается предварительный осмотр производства, беседы с менеджерами и персоналом, не связанным с ведением учета, что позволяет получить представление об условиях производства. Следует уточнить степень ответственности и права руководителей разных уровней, определить круг лиц, имеющих право влиять на политику предприятия, право подписи на отчетах предприятия, контрактах, договорах, соглашениях.

В процессе проверки аудитор должен установить:

      соответствует ли сложившаяся  на предприятии оргструктура управления рыночным отношениям;

      способствует ли она внедрению высокоэффективных систем производства и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

      обеспечивает ли материальную заинтересованность рабочих и управленческого аппарата. Занятых непосредственно в производстве, в мерах, направленных на повышение эффективности производства и качества продукции (работ, услуг);

      позволяет ли она оперативно регулировать объем и номенклатуру производства на основе договорных обязательств и изучения рынков сбыта продукции (работ, услуг);

      обеспечивает ли синхронность работы основных производственных и управленческих подразделений;

      выделены ли производственные звенья, которые должны обеспечивать жизнедеятельность предприятия и его финансовую устойчивость (инновационные подразделения), предметно специализированные и технически замкнутые производственные комплексы, обеспечивающие общую финансовую устойчивость предприятия.

В процессе аудита системы управления предприятием должны найти свое отражение и вопросы анализа учетной политики, контроля и внутреннего аудита. Анализ оргструктуры предприятия должен позволить аудитору выявить организационные и производственные особенности предприятия, определяющие объем и характер учетной работы, структуру бухгалтерии и формы ее связи с отдельными частями предприятия. Определение взаимосвязи между структурами предприятия, их территориальной разбросанностью, знакомство с особенностями технологии производства, планами предприятия и др. позволяет аудитору определить, какие сведения и в какие сроки необходимы для контроля за хоздеятельностью, определить содержание внутренней отчетности, правильности выбора объектов учета, формы документов и регистров, порядок их составления и обработки, установление документооборота.

В результате аудита системы управления аудитор должен определить эффективность ее функционирования и степень воздействия на систему учета и внутреннего контроля. Чем более эффективна система управления, тем более вероятно формирование на данном предприятия достоверной финансовой отчетности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия могут самостоятельно формировать свои финансовые ресурсы, основными источниками которых являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы акционеров, юридических и физических лиц, а также кредиты и прочие поступления, не противоречащие законодательству.

Основным источником формирования собственных средств предприятия является уставный капитал, который есть совокупность средств, вложенных в предприятие его собственником. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами.

В ходе аудиторской проверки уставного капитала следует обращать внимание на:

1. Соответствие размера уставного капитала величине, установленной законодательством. Размер уставного капитала должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов, для государственной регистрации закрытых акционерных обществ, и не менее тысячекратной величины минимального размера оплаты труда — для открытых акционерных обществ. При этом размер уставного капитала акционерных обществ после окончания второго финансового года его деятельности не может составлять величину менее стоимости его чистых активов.

2.      Соблюдение ограничений при объявлении и выплате дивидендов в соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об акционерных обществах".

3. Допущение непрерывности деятельности общества. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Применимость допущения непрерывности деятельности" содержит требование, согласно которому при проведении аудита необходимо установить, существует ли какое-либо серьёзное сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Профессиональное суждение аудиторской организации в данном вопросе основывается на знании соответствующих условий и событий, имевших или имеющих место на момент завершения исследования и сбора аудиторских доказательств.

Документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, может быть, в частности, проспект эмиссии. Примером прочей информации в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность, являются данные об эмитенте, сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг, сведения о размещаемых ценных бумагах.

Информация о работе Аудит особенностей функционирования предприятия