Аудит особенностей функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Предметом бухгалтерского учёта являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно объединить в две группы:
1) объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;
2) объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

Содержание

Введение 3
Аудит особенностей функционирования предприятия
1. Проверка учредительных документов и формирования
уставного капитала при проведении аудита 5
1.1 Проверка юридического статуса экономического
субъекта и права на его функционирования 8
1.2. Проверка формирования уставного капитала, его структуры 14
1.3 Аудит расчётов с учредителями 21
1.4. Аудит налогообложения при формировании уставного капитала
и при расчётах с учредителями 24
1.5. Рабочие документы аудитора 26
1.6. Особенности проверки складочного капитала, паевого фонда 28
1.7. особенности проверки уставного капитала акционерных обществ 30
1.8. Проверка правильности оформления изменений уставного
капитала, анализ его обоснованности 33
1.9. Типичные ошибки при проверке учредительных документов
и формировании уставного капитала 35
2. Аудит эмиссии ценных бумаг 36
3. Проверка организации бухгалтерского учета
и учетной политики предприятия при проведении аудита 48
3.1. Цель аудита и последовательность проверки 48
3.2. Типичные ошибки при проверке 52
4. Аудит системы управления 53
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение
1. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №1 63
2. Форма финансовой (бухгалтерской) отчетности №3 66
3. Организационно-правовые форы организаций 71
4. Примерная программа аудита учредительных документов
и формирования уставного капитала 72
5. Способы противоправных действий 73
6. Типовые проводки по счету 80 «Уставный капитал» 76
7. Типовые проводки по счету 81 «Собственные акции (доли)» 81

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по аудиту.doc

— 539.00 Кб (Скачать)

Титульный лист проспекта эмиссии может быть подписан руководителем ауди­торской фирмы (аудитором), осуществившей проверку финансового положения эми­тента, и должен содержать полное фирменное наименование аудиторской фирмы (фамилию, имя, отчество аудитора - физического лица), печать и дату. Следует обратить внимание на то, что подпись и печать аудитора на титульном листе проспекта эмиссии не являются выражением мнения аудитора о достоверности документа в целом или какой-либо информации, отличной от проаудированной бух­галтерской отчетности.

В ходе проверки эмиссии ценных бумаг аудитор должен дать оценку финансовому положению эмитента. В письме ФК ЦБ  России от 23.12.99 № ИБ-05/6565 «О проверке аудитором данных о финансовом положении эмитента, содержащихся в проспекте эмиссии» указывалось, что проверка аудитором финансового положе­ния эмитента включает аудит бухгалтерской отчетности и в соответствии с требо­ваниями Стандарта аудиторской деятельности, предусматривающего рассмотрение прочей информации о финансовом положении эмитента, предусмотренной Стандар­тами эмиссии, на предмет ее непротиворечивости проаудированной бухгалтерской отчетности.

Целью рассмотрения прочей информации на предмет ее непротиворечивости проаудированной бухгалтерской отчетности не является выражение мнения ауди­тора о такой информации. В соответствии с п. 2.2 Стандарта аудиторской дея­тельности рассмотрение аудитором прочей информации, включенной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, не может и не должно трактоваться экономическим субъектом, а также заинтересованными пользовате­лями аудиторского заключения (включая уполномоченные государственные орга­ны) как мнение аудитора о достоверности прочей информации или документа в целом.

Стандарт аудиторской деятельности предполагает подписание аудитором про­спекта эмиссии при условии, что прочая информация не противоречит во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности. Предполагает­ся, что существенные противоречия между данными проаудированной бухгалтер­ской (финансовой) отчетности или данными, вытекающими из нее, и прочей инфор­мацией, а также существенные искажения каких-либо фактов (сведений) должны быть урегулированы до подписания проспекта эмиссии аудитором.

Кроме проаудированной годовой бухгалтерской отчетности эмитента в проспект эмиссии включается сводная бухгалтерская отчетность эмитента и его дочерних и зависимых обществ, а также промежуточная бухгалтерская отчетность. Стандар­ты эмиссии не требуют предоставления какого-либо документа, содержащего вы­ражение мнения аудитора об этой отчетности (т.е. сводной и промежуточной), в составе проспекта эмиссии. В соответствии с Письмом ФК ЦБ России аудитор­ское заключение в отношении представленной в проспекте эмиссии бухгалтерской отчетности является неотъемлемой частью проспекта эмиссии эмитента ценных бумаг, бухгалтерская отчетность которого согласно законодательству РФ подле­жит обязательному аудиту.

Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется, как правило, без аудиторского заключения. Сложности вызывают ситуации, когда эмитент осуще­ствил смену аудиторов после окончания отчетного года. При этом обязанность по анализу промежуточной бухгалтерской отчетности на предмет непротиворечиво­сти проаудированной бухгалтерской отчетности лежит на аудиторе, осуществившем аудит годовой бухгалтерской отчетности, а не на вновь назначенном аудиторе. Аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности может содержать поправки к отчетности или оговорки в связи с невозможностью получить доста­точные подтверждения в отношении определенных обстоятельств. Если эмитент не успел внести исправления в следующем отчетном году и отразить их в промежу­точной бухгалтерской отчетности или это невозможно по каким-либо причинам, установление непротиворечивости информации без дополнительной работы стано­вится проблематичным.

Представляется целесообразным включение в проспект эмиссии требования о предоставлении сводной бухгалтерской отчетности с аудиторским заключением.

Если у аудитора возникает необходимость информировать потенциальных пользо­вателей о существенных обстоятельствах, то он может вынести дополнительный поясняющими параграф на титульный лист проспекта эмиссии. Это может быть необходимо, если эмитентом не внесены поправки, предложенные аудитором, осу­ществлявшим аудит последней представленной в проспекте эмиссии годовой бух­галтерской отчетности. В этом случае промежуточная бухгалтерская отчетность не будет взаимоувязана с годовой бухгалтерской отчетностью, по которой дано ауди­торское заключение с поправками, а исправление промежуточной бухгалтерской отчетности, уже предоставленной эмитентом в установленные законодательством адреса, также невозможно. Учитывая интересы потенциальных инвесторов, такая форма информирования является оптимальной. Краткая информация на титульном листе должна содержать ссылки на соответствующие страницы/части проспекта эмиссии, где эмитентом должна быть1 раскрыта более детальная информация.

Аудитор должен изучить проспект эмиссии, который включает в себя в соот­ветствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бу­маг» данные об эмитенте и данные о финансовом положении эмитента. Эти све­дения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного обще­ства, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной орга­низационно-правовой формы, а также сведения о предстоящем выпуске эмиссион­ных ценных бумаг.

Данные об эмитенте включают:

■  полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования
учредителей;

■  юридический адрес эмитента;

■  номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;             

■  информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента;

■  структуру руководящих органов эмитента, указанную в его учредительных документах, в том числе список всех членов совета директоров, правления или органов управления эмитента, выполняющих аналогичные функции на момент принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, с указанием фамилии, имени, отчества, всех должностей каждого его члена в настоящее время и за последние пять лет, а также долей в уставном капитале эмитента тех из них, кто лично является его участником;

■  список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более чем 5 процентами уставного капитала;

список всех филиалов и представительств эмитента, содержащий их полные наименования, дату и место регистрации, юридические адреса, фамилии, имена, отчества их руководителей. Данные о финансовом положении эмитента включают:

— бухгалтерские балансы (для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерские балансы по счетам второго порядка) и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, включая отчет об использований прибыли, no установленным формам за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;

— бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерский баланс по счетам второго порядка) по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

— отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года;

— размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет на дату принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

— данные об уставном капитале эмитента (величина уставного капитала, количество ценных бумаг и их номинальная стоимость, владельцы ценных бумаг, доля которых в уставном капитале превышает установленные антимонопольнызаконодательством Российской Федерации нормативы);

— отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, включающий в себя виды выпущенных эмиссионных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условия выплаты доходов, другие права владельцев.

Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг должны содержать инфор­мацию:

■  о ценных бумагах (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), общем объёме выпуска, количестве эмиссионных ценных бумаг в выпуске;

■  об эмиссии ценных бумаг (дата принятия решения о выпуске, наименование органа, принявшего решение о выпуске, ограничения на потенциальных владельцев, место, где потенциальные владельцы могут приобрести эмиссионные ценные бумаги; при хранении сертификатов эмиссионных ценных бумаг и/или учете прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии — наименование и юридический адрес депозитария);

■  о сроках начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг;

■  о ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами эмиссионных ценных бумаг;

■  о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, которых предполагается привлечь к участию в размещении выпуска ценных бумаг на момент регистрации проспекта эмиссии (наименование, юридический адрес, функция, выполняемая при размещении ценных бумаг);

■  о получении доходов по эмиссионным ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным ценным бумагам и методика определения размера доходов);

■  о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Аудиторское заключение в отношении представленной в проспекте эмиссии бухгалтерской отчетности эмитента включается в проспект эмиссии эмитента, если его бухгалтерская отчетность, согласно законодательству РФ, подлежит обязательному аудиту. В состав проспекта эмиссии в случае модифицированного ауди­торского заключения может быть включена бухгалтерская отчетность, которая, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, подготовле­на таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ. При этом аудитор дает поправки к проаудированной бухгалтерской отчетности либо, если аудитор не в состоянии дать поправки ввиду невозможности получить достаточные подтверж­дения в отношении определенных обстоятельств, он раскрывает эти обстоятель­ства в аудиторском заключении. Оговорки, а также их влияние на бухгалтерскую отчетность как за отчетный, так и за последующие периоды, действия эмитента по исправлению и урегулированию ситуации должны быть предметом особого внимания со стороны аудиторов, рассматривающих прочую информацию на пред­мет ее непротиворечивости проаудированной бухгалтерской отчетности.

Аудитору следует проявить особую осмотрительность в случае наличия в проспекте эмиссии модифицированного аудиторского заключения, содержащего отрицательное мнение из-за разногласия относительно учетной политики или адек­ватности представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности; или аудитор­ского заключения, содержащего мнение с оговоркой, либо аудиторкого заключе­ния, содержащего отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской от­четности.

Однако в случае, когда в аудиторском заключении высказано безоговорочно положительное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо обратить особое внимание на наличие и характер поясняющих пара­графов (например, параграфа, затрагивающего наличие серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за последним от­четным годом).

В целях минимизации рисков аудитору целесообразно на стадии переговоров о проведении аудита уточнить планы потенциального клиента по выходу на рын­ки ценных бумаг, а также характер взаимоотношений с предшествующими аудито­рами, опыт и репутацию предшествующих аудиторов, виды аудиторских заключе­ний по бухгалтерской отчетности потенциального клиента за ряд лет и другие аспекты. Эмитент, который рассматривает возможность выхода на рынок ценных бумаг, должен подходить осмотрительно к выбору аудитора и стремиться строить с ним отношения, рассчитанные на долгосрочное сотрудничество.

В Стандарты эмиссии необходимо внести изменения, чтобы эмитенты могли выходить на рынок ценных бумаг только при наличии в аудиторском заключении безоговорочно положительного мнения о достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности. При разработке таких изменений особого внимания также тре­буют поясняющие параграфы, включенные в такое заключение.

В соответствии с п. 19 Правила (стандарта) № 10 «События после отчетной даты» в случае осуществления эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регис­трацией проспекта ценных бумаг, а том числе при публичном размещении эмисси­онных ценных бумаг, аудитор должен принять во внимание соответствующие требования законодательства РФ и требования, связанные с ними. Например, от ауди­тора может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур, ох­ватывающих период до даты государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Эти процедуры предусмотрены п. 4 и 5 вышеуказанного Правила (стандарта) и охватывают период до даты государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг или возможно близкой к этому даты, а также изучение проспекта ценных бумаг на предмет соответствия содержащихся в нем сведений той бух­галтерской информации, к которой причастен аудитор.

Информация о работе Аудит особенностей функционирования предприятия