Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа
Аудит является своеобразным методом контроля на первой ступени проверки государством экономических субъектов. Аудит помогает исправить ошибки ведения учёта финансовой деятельности предприятия, это позволяет предотвратить взыскания со стороны государственных органов контроля, что способствует сохранению и правильности определения прибыли на данном предприятии. Более того, аудиторы , по результатам проверки, могут предложит новые методы и пути ведения отчётности для наилучшего контроля деятельности предприятия, и наилучшем использовании ресурсов. А это приводит к увеличению полученной прибыли предприятием, следовательно и развитию экономики в целом. Немаловажно отметить то, что аудиторские фирмы и самостоятельные аудиторы являются полностью независимы, ведут только деятельность связанную с аудитом. Таким образом можно определить, что аудит является независимой формой финансового контроля, обеспечивающий не только необходимую проверку, но и дополнительную консультацию по наилучшему устройству и организации финансово-экономической деятельности предприятия, что в конечном счёте важно и необходимо для становящегося российского бизнеса в условия противоречиво складывающейся экономики.
Введение.
1.Понятие и сущность аудита.
2 Экономический контроль и его место в системе управления экономическими
субъектами.
1.2 Возникновение современного российского аудита.
1.3 Международный опыт аудиторской деятельности.
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности.
1.5 Аудит в системе финансового контроля.
1.6 Виды аудитов, стандарты, классификация.
Аудиторская проверка.
2.1 Разработка программы и планирование аудиторской проверки.
2.2 Проведение аудиторской проверки.
2.3 Оценка аудитором результатов проверки.
2.4 Аудиторское заключение.
Заключение.
Список используемой литературы
3. Внешние и внутренние отчеты и публикации. К внешним отчетам относятся деловая печать и газеты; аналитические отчеты по отрасли; сравнение с основными конкурентами и среднее отраслевыми показателями; государственное и налоговое законодательство.
Внутренние отчеты
-- это финансовая отчетность, протоколы
заседании Совета директоров, правления,
дирекции, акционеров, отчеты управляющих
-- сметы, прогнозы, проекты, отчеты внутренних
аудиторов, консультантов, юристов, учетная
политика, акты налоговой инспекции.
Один из наиболее важных
вопросов, которые нужно выяснить на этом
этапе работы, -- определение состава и
взаимоотношений предприятия с дочерними
и зависимыми предприятиями, вида и объемов
хозяйственных операций между ними -- операции
купли-продажи между филиалами и головным
предприятием, обмен попонными средствами,
займы и финансовая помощь, оформление
взаимной задолженности.
Аудитор должен выявить
внешние и внутренние факторы, влияющие
на предпринимательскую деятельность
клиента.
К внешним относятся
макроэкономические и отраслевые факторы.
К макроэкономическим факторам можно
отнести: снижение или рост основной деятельности;
снижение или увеличение таможенных пошлин,
сели предприятие занимается внешнеэкономической
деятельностью: изменения в налогообложении;
зависимость от иностранных рынков сбыта;
колебания курсов валют. Отраслевые факторы
-- насыщенность рынка продукцией, аналогичной
выпускаемой проверяемым предприятием;
сезонность деятельности: ценовая конкуренция;
уровень зарплаты по отрасли; нехватка
или избыток работников определенной
профессии.
К внутренним факторам
относятся:
* финансы -- характеристика
потоков денежных средств; политика инвестирования
средств; уровень прибыли; основные банковские
операции; гарантии по обязательствам
третьих лиц;
* персонал -- квалификация,
опыт и укомплектованность основного
персонала; политика набора и продвижения
служащих; текучесть кадров;
* основная стратегия
деятельности -- капитальные вложения;
планируемое расширение рынка;
* хозяйственные операции
-- факторы себестоимости, зависимость
от поставщиков, продолжительность производственного
цикла.
Аудиторская проверка,
как правило, всегда ограничена определенным
сроком, в среднем 2--4 недели. За такой срок
на крупном и даже на среднем предприятии
провести сплошную проверку финансово-хозяйственной
деятельности не всегда удастся. В то же
время утверждать это с полной определенностью
нельзя, так как объем проверки зависит
от количества аудиторов и квалификации
специалистов.
Проверка, проводимая
аудиторами (АФ) по поручениям государственных
органов согласно Временным правилам,
не должна длиться более двух месяцев.
Но столь большой срок определяется особой
мерой ответственности перед поручившими
проверку органами.
* В связи с этим важное
значение приобретает выработка стратегии
проверки с учетом индивидуальных особенностей
каждого экономического субъекта.
Стратегия проверки
предусматривает:
* сбор информации для
составления программы проверки;
* изучение собранной
информации:
* предварительную
оценку аудиторского риска;
* определение глубины,
сущности и продолжительности Проверок
по счетам.
Стратегия проверки
оформляется в виде плана проверки. План
составляется в письменной форме. Цель
составления плана.
* предварительно определить
объем я характер необходимых тестов;
* оценить затраты времени
и труда по их проведению;
* достичь взаимопонимания
с клиентом по всем основным вопросам
до начала проверки:
* иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.
Планированию предшествуют
следующие этапы: предплановая подготовка;
получение обшей информации о Предприятии;
оценка материальности; оценка аудиторского
риска; оценка системы внутреннего контроля
и риска ее неэффективности.
2.2 Проведение аудиторской
проверки.
Результат работы аудитора -- это аудиторское заключение.
Аудиторское заключение
состоит согласно Временным правилам
аудиторской деятельности из трех частей,
самой объемной из которых является часть
вторая -- аналитическая.
Аналитическая часть
аудиторского заключения представляет
собой отчет аудиторской фирмы (аудитора)
о результатах проверки:
* внутреннего контроля
у проверяемого экономического субъекта;
* соблюдения установленного
порядка ведения бухгалтерского учета
и подготовки бухгалтерской отчетности;
* соблюдения законодательства
при совершении финансово-хозяйственных
операций;
По результатам проверки
внутреннего контроля аудитору следует
сделать вывод, соответствует ли система
внутреннего контроля масштабам и характеру
деятельности экономического субъекта,
а также дать описание выявленных и ходе
аудита существенных несоответствий системы
внутреннего контроля масштабам и характеру
деятельности экономического субъекта.
По результатам проверки
состояния бухгалтерского учета и отчетности
аудитору следует дать описание выявленных
в ходе аудита существенных нарушении
установленного порядка ведения бухгалтерскою
учета и полготовки бухгалтерской отчетности.
По результатам проверки
соблюдения экономическим субъектом законодательства
при совершении финансово-хозяйственных
операций аудитору следует сделать вывод,
-- соответствуют ли совершенные экономическим
субъектом финансово-хозяйственные операции
применимому к ним законодательству, а
также дать описание выявленных в ходе
аудита существенных несоответствий в
совершенных финансово-хозяйственных
операциях применимому к ним законодательству.
Для того чтобы иметь
основания для выводов по основным направлениям
аудиторской проверки, аудитор должен
собрать соответствующие доказательства.
Информация, собранная
и проанализированная аудитором в ходе
проверки, служит обоснованием выводов
аудитора и называется аудиторскими доказательствами.
Для сбора доказательств
аудитором могут быть применены различные
процедуры. Процедурой будем называть
определенный метод сбора доказательств
как неотъемлемую часть соответствующего
технологического процесса. Для того чтобы
отличить их от процедур, присущих иным
профессиям, будем называть применяемые
аудиторами в своем практике процедуры
аудиторскими процедурами.
Собирая аудиторские
доказательства, аудитор использует достаточно
ограниченное число методов их получения.
Основные методы получения аудиторских доказательств следующие:
1. Наблюдение или участие в инвентаризации;
2. Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операции;
3. Устный опрос;
4. Получение письменных подтверждений;
5. Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
6. Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
7. Проверка арифметических расчетов;
8. Анализ.
Все вышеназванные
методы известны, они описаны в Проекте
рабочих стандартов аудита в Российской
Федерации -- стандарте "Аудиторские
доказательства (виды, источники, методы
получения)".
Но метод как таковой не даст никакой информации для выводов, если не знать -- какие именно арифметические расчеты необходимо проверять, а какие -- нет; в инвентаризации каких активов и каких обязательств следует поучаствовать; лично от каких третьих лиц следует получить письменные подтверждения; какие именно документы следует подвергнуть анализу.
Искусство аудитора
и состоит в том, чтобы четко знать: а) как
должен быть правильно поставлен бухгалтерский
учет и налажена система внутреннего контроля;
б) какие отклонения (нарушения, ошибки,
заблуждения) возможны в организации учета
и контроля; в) какой или какие из перечисленных
методов следует применить для выявления
каждого из возможных нарушений; г) к каким
именно объектам контроля (документам,
активам, обязательствам, субъектам, юридическим
лицам и т.д.) следует применить тот или
иной метод.
2.3 Оценка аудитором
результатов проверки.
Заключительная стадия
аудиторской проверки предусматривает
проведение следующих мероприятий:
* систематизацию результатов
проверки;
* анализ результатов
проверки;
* составление аудиторского
заключения.
* Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки (инициативный аудит, обязательный аудит, аудит по решению органов дознания) необходимо провести четкую систематизацию полученных сведений.
Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов.
Систематизируют данные
по разделам проверяемых тем (учет основных
средств, материальных запасов и т. п.),
а внутри тем -- по аналитическим и другим
признакам. По возможности выделяют наиболее
существенные замечания: неверные записи
на счетах, нарушение налогового законодательства,
отсутствие записей на счетах и др.
* Анлтз результатов
проверки может проводиться по полученным
данным и имеет несколько целей:
* общий анализ учетной
политики, принятой клиентом;
* правильность ведения
учета по отдельным разделам и счетам;
* соблюдение налогового
законодательства;
* анализ финансового
состояния клиента.
Учетная политика анализируется
в части ее соответствия в методическом,
техническом и организационном аспектах,
выявляются наиболее существенные моменты
и делаются выводы о соответствии учетной
политики положениям по ведению учета
и их соблюдению.
Правильность ведения
учета определяется на основании таких
документов, как Закон о "Бухгалтерском
учете" в РФ, Положение о ведении учета
и отчетности в Российской Федерации,
плана счетов и других положении по организации
учета.
Большой удельный все
занимает анализ правильности начисления
налогов и платежей по расчетам с бюджетом
и внебюджетными фондами. По каждому налогу
и платежу необходимо выявить правильность
определения налогооблагаемой базы, применения
льгот, ставок налогов и платежей, своевременность
выполнения расчетов и осуществления
платежей.
Анализ финансового
положения клиента проводится по данным
баланса (ф. N" 1), отчета о финансовых
результатах (ф. № 2), отчета о движении
капитала (ф. № 3), отчета о движении денежных
средств (ф- № 4), приложения к балансу (ф.
№ 5). Более подробно эти вопросы освещены
в разделе III.
При этом важно отметить,
что при инициативном аудите полученные
результаты могут быть представлены клиенту
в виде отчета с выводами и предложениями.
Дальнейшие шаги клиента и аудиторской
фирмы зависят от договорных обязательств
и решаются ими совместно.
При аудите по решению
органов дознания учитывается, что именно
органы дознания (следователь, прокурор)
определяют перечень вопросов, подлежащих
изучению аудитором. В процессе проверки
круг исследуемых вопросов может быть
расширен, что необходимо согласовать
со следователем или другим лицом, давшим
задание по проверке. Результаты проверки
после ее окончания передаются органам
дознания, и за ними остается право сделать
окончательные выводы или согласиться
с мнением аудитора.
Важно отметить, что
при решении вопроса о согласии на проведение
проверки по поручению следственных или
судебных органов аудитор или аудиторская
фирма должны самым тщательным образом
проанализировать, достаточно ли у них
квалифицированных кадров для выполнения
этой работы в зависимости от ее содержания
и объема. При необходимости можно посоветоваться
непосредственно со следователем, поскольку
следственные органы не заинтересованы
в формальном назначении аудитора.
Наиболее распространенным
вариантом проведения аудиторской проверки
является проверка в рамках обязательного
аудита, при котором требуется представить
заключение, определяющее результаты
проверки.
2.4 Аудиторское заключение.
Аудиторское заключение
о бухгалтерской отчетности экономического
субъекта представляет мнение аудиторской
фирмы о достоверности этой отчетности.
Мнение о достоверности бухгалтерской
отчетности должно выражать оценку аудиторской
фирмы о соответствии во всех существенных
аспектах бухгалтерской отчетности нормативному
акту регулирующему бухгалтерский учет
и отчетность в Российской Федерации.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности
бухгалтерской отчетности экономического
субъекта не может и не должно трактоваться
этим субъектом и заинтересованными пользователями
аудиторского заключения как-либо иначе.
Информация о работе Аудит - форма независимого финансового контроля