Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа
Аудит является своеобразным методом контроля на первой ступени проверки государством экономических субъектов. Аудит помогает исправить ошибки ведения учёта финансовой деятельности предприятия, это позволяет предотвратить взыскания со стороны государственных органов контроля, что способствует сохранению и правильности определения прибыли на данном предприятии. Более того, аудиторы , по результатам проверки, могут предложит новые методы и пути ведения отчётности для наилучшего контроля деятельности предприятия, и наилучшем использовании ресурсов. А это приводит к увеличению полученной прибыли предприятием, следовательно и развитию экономики в целом. Немаловажно отметить то, что аудиторские фирмы и самостоятельные аудиторы являются полностью независимы, ведут только деятельность связанную с аудитом. Таким образом можно определить, что аудит является независимой формой финансового контроля, обеспечивающий не только необходимую проверку, но и дополнительную консультацию по наилучшему устройству и организации финансово-экономической деятельности предприятия, что в конечном счёте важно и необходимо для становящегося российского бизнеса в условия противоречиво складывающейся экономики.
Введение.
1.Понятие и сущность аудита.
2 Экономический контроль и его место в системе управления экономическими
субъектами.
1.2 Возникновение современного российского аудита.
1.3 Международный опыт аудиторской деятельности.
1.4 Правовые основы аудиторской деятельности.
1.5 Аудит в системе финансового контроля.
1.6 Виды аудитов, стандарты, классификация.
Аудиторская проверка.
2.1 Разработка программы и планирование аудиторской проверки.
2.2 Проведение аудиторской проверки.
2.3 Оценка аудитором результатов проверки.
2.4 Аудиторское заключение.
Заключение.
Список используемой литературы
Установление правовых основ аудита к середине 90-х гг. на основе
Указа Президента (1993 г.) и Временных правил - важный шаг в удовлетворении потребностей широких слоёв населения и юридических лиц, выступающих в качестве инвесторов (акционеров, держателей ценных бумаг и т.д.) для снижения их риска и более эффективного использования собственных капиталов.
Эта проблема была
и остаётся весьма сложной , и разработке
её различных аспектов посвятили свои
публикации многие авторы. Например, приведём
официальное, опубликованное мнение Аудиторской
палаты Санкт-Петербурга, высказанное
её президентом Я.В.Соколовым в соавторстве
с такими учёными как В.В.Скобара и О.Л.Островская: «Необходимость
законодательного регулирования аудиторской
деятельности очевидна, так как в настоящее
время действуют нормативные акт, обязывающие
организации проводить аудит финансово-хозяйственной
деятельности, и отсутствуют закон, определяющий
и регламентирующий аудиторскую деятельность
как таковую. Временные правила достаточно
полно и хорошо раскрывают понятие «аудит», однако
применение их на практике выявило как
положительные, так и отрицательные стороны.
При подготовке закона эти выводы безусловно
должны быть учтены».
1.6 Виды
аудитов, стандарты, классификация.
Виды аудиторских услуг
На Западе, а теперь и в России известны различные виды
(типы) аудита. Элементы
некоторых из них в нашей стране существовали,
хотя они и не назывались элементами аудита.
Другие элементы и даже виды аудита только
сейчас начинают развиваться.
Во Временных правилах,
как и в Проекте закона, нет перечня видов
аудита, а есть попытка перечислить виды
аудиторской деятельности, что далеко
не одно и то же. Самая первая попытка перечня
видов услуг аудиторов и аудиторских фирм,
оказалась не совсем удачной и тем более
далеко не полной:
Аудиторы и аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского
(финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской
(финансовой) отчетности,
анализу хозяйственно-финансовой деятельности,
оценке активов и пассивов экономического
субъекта, консультированию в вопросах
финансового, налогового, банковского
и иного хозяйственного законодательства
Российской Федерации, а также проводить
обучение и оказывать другие услуги по
профилю своей деятельности.
В целом по этому документу
понятие аудиторской деятельности шире,
чем понятие аудиторской проверки.
Аудиторская деятельность
- независимый вневедомственный финансовый
контроль деятельности всех экономических
субъектов, а также органов государственной
власти и управления всех уровней и муниципальных
органов. Она осуществляется наряду с
финансовым контролем государственных
органов.
Аудиторская проверка - независимая вневедомственная проверка экономических субъектов: бухгалтерской (финансовой) отчетности; платежно-расчетной документации; налоговых деклараций; других финансовых обязательств и требований. Аудиторская проверка может быть: обязательной (в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации) и инициативной
(по решению экономического
субъекта).
В дальнейшем в специальной литературе под видами аудита отдельные авторы начали трактовать деление аудита на внутренний и внешний.
Другие, отталкиваясь от четырех типов лицензий, выдаваемых аудиторам в
России, а также опираясь на различные типы хозяйственных операций у проверяемых экономических субъектов, практикуют перечисление объектов аудита как перечень его видов (типов). В результате в специальной литературе появляются и плодятся выражения типа «аудит кассы» или «аудит
МБП», а наименование и количество
видов аудита при таком подходе могут
профанироваться до количества статей
в балансе и показателей в приложениях
к нему. Это в корне неверно, поскольку
виды аудита и виды аудиторской деятельности
нельзя смешивать.
На некоторые аспекты данной проблемы, в частности, обращают внимание такие авторы, как Я. В. Соколов, В. В. Скобара и О. Л. Островская:
«Нелогичным
представляется разграничение Временными
правилами аудиторской деятельности как
бы на два независимых блока работ - проведение
проверок и прочие аудиторские услуги.
Причем в первом случае - аудиторская деятельность
требует наличия лицензии и штата сотрудников,
обладающих определенными квалификационными
навыками. Во втором -та же аудиторская
деятельность, но под разрядом «прочая», не требует соблюдения
ни первого, ни второго условия. Следует
обеспечить единый подход к пониманию
аудиторской деятельности и тем требованиям,
которые предъявляются к ней в целом. Перечень
аудиторских услуг должен быть исчерпывающим,
поскольку аудиторские организации не
могут заниматься какой-либо предпринимательской
деятельностью, кроме аудиторской».
Исходя из сложившегося
опыта можно утверждать, что в настоящее
время отечественные аудиторские фирмы,
как правило, оказывают следующие виды
услуг (или некоторые из них):
* аудиторские проверки
бухгалтерской отчетности (обязательный
и инициативный аудит) предприятий и организаций
различных типов и форм собственности;
* сопутствующие услуги: экспресс-анализ; обзорная проверка; анализ хозяйственно-финансовой деятельности; консультации: по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, по внешнеэкономической деятельности и др.; проверка по согласованным с клиентом процедурам; постановка, ведение и восстановление бухгалтерского (финансового) учета; составление бухгалтерской отчетности, а также отчетности по ценным бумагам, проспектов эмиссии и др.;
* автоматизация бухгалтерского учета и аналитических работ;
* оказание помощи в проведении приватизации;
* налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
* составление бизнес-планов и иных технико-экономических обоснований;
* переводы западной специальной литературы, тиражирование действующего экономического законодательства и издание собственных учебных пособий по аудиту, учету и анализу;
* оказание других услуг по профилю деятельности аудиторской фирмы
(редакционно-издательских,
по распространению нормативной, справочной
и методической литературы и т. п.);
* оценка активов и
пассивов экономического субъекта; оценка
инвестиционных проектов и их технико-экономическое
обоснование;
* составление деклараций
о доходах и др.;
* маркетинговые исследования
рынка;
* юридические услуги,
разработка учредительных документов
и их регистрация, ликвидация предприятий;
* учебно-консультационные услуги, подготовка кадров
(обучение в области
своей деятельности, а также основам бухгалтерского
учета) и др.
До утверждения Временных правил многие аудиторские фирмы
России, исходя из своего кадрового потенциала и актуальных потребностей элементарного выживания, оказывали услуги своим клиентам и в других областях деятельности, напрямую никак не связанные со своим профилем.
Диапазон таких услуг
мог быть самым неожиданным - от переводов
технических текстов до, скажем, трастовых
услуг или торгово-закупочной и иной деятельности.
Даже приведенный выше
перечень таких услуг является неполным,
хотя в целом он не противоречит духу (к
сожалению, не букве) Временных правил.
Положительным моментом явилось то, что
Временные правила ввели определенные
ограничения (первое из которых прописано
несколько противоречиво). С середины
90-х гг. аудиторы и аудиторские фирмы: не
могут заниматься не связанной с аудитом
предпринимательской деятельностью; не
вправе передавать полученные при аудите
сведения третьим лицам для использования
в предпринимательской деятельности.
Из любых перечней
видов услуг аудиторов и аудиторских фирм
в международной практике выделяют прежде
всего аудит как таковой. Поэтому исследование
видов аудита, по нашему мнению, нельзя
смешивать с исследованием других видов
аудиторских услуг. (Например, консультации
могут оказывать любые компетентные лица,
профессионалы в той или иной области
знаний и практической деятельности, и
аудиторские консультации в этом смысле
- всего лишь обычные, ординарные консультации,
они только оказываются клиентам аудиторами.)
Виды аудитов
Как правило, теория
аудита на Западе ограничивается рассмотрением
трех следующих видов аудита:
1. Операционный аудит
(operational audit). Операционный аудит - это проверка
любой части процедур и методов функционирования
хозяйственной системы в целях оценки
производительности и эффективности.
2. Аудит на соответствие (compliance audit). Его цель - определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе те специфические процедуры или правила, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством
(администрацией), а
также (если есть такой заказ от клиента)
действующими нормативными актами.
3. Аудит бухгалтерской
отчетности. Для Российской Федерации
это совершенно новый тип аудита, поскольку
ранее подобные проверки выполнялись
специалистами ведомственного контроля
(т. е. внутренними аудиторами). Аудит бухгалтерской
отчетности может проводиться независимыми
от проверяемого экономического субъекта
аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми.
Под независимостью аудитора понимается
то, что на его мнение не может быть кем-
либо оказано влияние.
Примечания:
1. Каждый из указанных видов аудита в принципе может быть осуществлен у любого экономического субъекта, причем: а) как в рамках внутреннего, так и внешнего (независимого) аудита; б) как обязательная или инициативная аудиторская проверка.
2.Внимание, в данный
перечень не включены проверки отчетности,
необходимые для экологического или любого
другого неэкономического аудита.
Операционный аудит и аудит на соответствие (первые два из перечисленных трех видов аудита) ввиду их объективной необходимости в
России и бывшем СССР
всегда существовали, хотя и не назывались
аудитом. В частности, можно сослаться
на многочисленные, колоссальные по своим
объемам и разнообразию тематики научно-исследовательские
работы, выполнявшиеся высококвалифицированными
экономистами и бухгалтерами, основным
местом работы которых были соответствующие
НИИ, а также научно-исследовательские
секторы учебных заведений.
Многие из специалистов, выполнявших ранее такую работу, в дальнейшем переквалифицировались в аудиторов либо создали свои собственные аудиторские фирмы. Однако у аудиторских фирм как таковых важнейший вид
(тип) аудита - это именно
аудит бухгалтерской отчетности. Ему в
основном и посвящена данная книга.
Аудит бухгалтерской отчетности выявляет, согласуется ли сводная бухгалтерская отчетность (проверяемая поддающаяся количественной оценке информация) с определенными критериями. Обычно критериями являются действующее законодательство и различные инструкции по бухгалтерскому учету
(а на Западе GAAP). Распространена
также практика проведения аудита бухгалтерской
отчетности на основе имеющейся информации
о движении денежных средств или на какой-то
другой основе, свойственной бухгалтерии
проверяемой хозяйственной системы. Бухгалтерская
отчетность в самом общем случае включает
бухгалтерский баланс и приложения к нему,
а также сопутствующие документы (справки,
расшифровки, объяснительные записки
и т.д.), на которые в них имеются ссылки.
Следует отметить, что почти во всех последующих
исследованиях, кроме специально оговоренных
случаев, под аудитом преимущественно
понимается именно аудит завершенной
бухгалтерской отчетности.
Аудит почти всех видов (но в особенности аудит бухгалтерской отчетности) базируется на необходимости снижения информационного риска.
Всегда предполагается, что бухгалтерская отчетность экономических субъектов
(хозяйственных систем) будет необходима пользователям для различных целей.
Следовательно, более
эффективен вариант, когда один аудитор
выполняет аудит и делает заключение,
на которое могут положиться все пользователи,
желающие снизить уровень информационного
риска, нежели тот, при котором каждый
пользователь проводил бы свой собственный
аудит.
Конечно, не исключена ситуация, при которой тот или иной пользователь посчитает, что общий аудит не обеспечивает достаточной для его целей информации и не снижает до приемлемого уровня информационный риск.
Информация о работе Аудит - форма независимого финансового контроля