Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ООО «Унитрон Пром».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции;
2) рассмотреть систему показателей производства продукции;
3) провести анализ динамики и выполнения плана производства продукции ООО «Унитрон Пром»;
4) провести факторный анализ производства продукции ООО «Унитрон Пром»;
5) предложить резервы увеличения выпуска продукции ООО «Унитрон Пром».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа резервов выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………….6
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа…………………………..6
1.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции………………………………………………………………………….7
1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………10
1.4. Анализ качества произведенной продукции………………………………13
1.5. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………..16
1.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...18
2. Анализ резервов выпуска и реализации продукции ООО «Унитрон Пром»……………………………………………………………………………..24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………24
2.2. Анализ программы выпуска продукции…………………………………...31
2.3. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………...38
2.4. Анализ качества реализуемой продукции…………………………………39
3. Разработка рекомендаций по оптимизации выпуска и реализации
продукции ………………………………………………………………………..38
3. Разработка рекомендаций по оптимизации выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...42
3.1. Выявление резервов повышения эффективности выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...42
3.2. Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры
выпуска……………………………………………………………………….…..46
4. Расчет экономической эффективности мероприятий………………………52
Заключение……………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………...55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
Таким образом, в соответствии со значением коэффициента обобщающего показателя, комплексно характеризующего использование оборудования, увеличилось в 2008 году во всех производственных цехах.
В соответствии с результатами анализа 2008 году фактическое время, затраченное на производство продукции, стало более соответствовать плану, значения коэффициента достигло уровня 96,2%-99,2%, в прошлом году значения коэффициента соответствовали уровню 88,3%-95,6%.
Далее необходимо
изучить более детально использование
отдельных видов машин и
В соответствии
с этим был проведен анализ степени
привлечения наличного
Таблица 12
Исходная информация
для анализа использования
Группы оборудования (ед.) |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (ед.) |
Стоимость оборудования, тыс. руб. | |
На 12.01 2007 г. |
На 12.01 2008 г. | ||||
Наличное |
223 |
252 |
29 |
39868 |
42508 |
Установленное |
221 |
249 |
28 |
39153 |
41977 |
Действующее |
198 |
236 |
38 |
39069 |
42210 |
В 2008 году количество всех видов оборудования возросло по сравнению с 2007 годом. Наличное оборудование увеличилось на 29 единиц и составило 252 единицы. Увеличение количества оборудования объясняется покупкой новых машин и агрегатов, однако такое увеличение можно оценить неоднозначно. С одной стороны, привлечение нового оборудования – это безусловно положительный момент, но в данном случае отрицателен тот факт, что в 2008 году, как и в 2007 году было введено в эксплуатацию не все наличное оборудование. Такая ситуация объясняется тем, что старое оборудование находится на консервации, а новое – требующее монтажа не устанавливается.
Величина неустановленного оборудования из числа наличного незначительна: 2 и 3 единицы соответственно, но, учитывая, что из числа введенного в эксплуатацию в 2007 году, из 221 машины фактически функционирует 198, а в 2008 году из установленных 249 машин работали всего 236, то количество пригодного и неиспользуемого оборудования возрастает.
Уменьшение количества действующего оборудования из числа установленного объясняется, чаще всего, выходом из строя оборудования и длительным ремонтом.
В этом случае, необходимо усилить контрольную функцию управления за эксплуатацией и сохранностью производственного оборудования. Своевременное исправление неполадок, качественный ремонт позволит увеличить срок службы объекта и уменьшить риск бездействия оборудования.
Таким образом, согласно особенностям представленных данных понятно, что мощности предприятия, наличие оборудования и производственных площадей в полной мере позволяет повысить эффективность работы предприятия и объемы выработки.
3.2. Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры выпуска
Для определения приоритетных направлений повышения эффективности производства продукции необходимо выделить наиболее перспективные товарные группы. Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой – стараться максимально угодить клиенту и держать широкий ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью вложений в ассортимент и в склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной.
Какой ассортимент
необходим для удовлетворения потребностей
покупателей? Какие формы работы
с ассортиментом обеспечат
Оговоримся сразу, что существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент и товарные запасы. Мы выбрали те, которые кажутся нам не только эффективными, но и применимыми на практике.
Предложенные в этой части работы методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются многими успешными компаниями. Однако мы уверены так же и в том, что нет пользы в сложной математической формуле, если нельзя переложить ее на простой язык элементарной таблицы Excel – далеко не все специалисты, работающие с ассортиментом, имеют высшее математическое образование. Именно отсутствие внятного и простого инструмента ограничивает широкое распространение подобных методов. Мы поставили своей целью на простых примерах показать методику применения наиболее популярных математических методов анализа ассортимента [11, c. 24].
Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и конечно, наш персонал должен уметь обращаться с этой системой. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров.
Приведя в порядок общую структуру, мы можем взяться за анализ ассортимента. Для этого мы рассмотрим подробно методику проведения АВС- и XYZ-анализа.
С помощью АВС-анализа
можно анализировать вклад
Один из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа. АВС-анализ («а-бэ-цэ»-анализ) нельзя путать с бухгалтерским Abc-анализом (читается «эй-би-си»-анализ и переводится как «activity-based costing» - «расчет себестоимости на основе разнесения затрат по видам деятельности»).
АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал "vital few and trivial many" (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.
Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
- 80% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
- за 20% рабочего времени делается 80% работы
- 20% клиентов приносят компании 80% дохода
- 80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
- 20% товарных запасов занимают 80% склада,
- 20% дефектов вызывают 80% проблем.
- 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов,
- и так далее [11, c. 24].
Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и мы примем ее для простоты формулировки.
Для нас ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.
По сути, АВС-анализ –
это ранжирование ассортимента по разным
параметрам. Мы далее будем говорить
об ассортименте компании. Однако ранжировать
таким образом можно и
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» мы в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата [26, c. 25].
Такое соотношение
процентов как раз и
Рисунок 5 – Данные АВС-анализа на графике
Порядок проведения АВС-анализа:
1 шаг. Выбираем объект анализа (что будем анализировать? Ассортимент? Поставщиков? Клиентов?) и параметр (по какому признаку будем анализировать? По обороту? По прибыли? По оборачиваемости?). Обычно объектами АВС-анализа являются товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
2 шаг. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка – с наименьшей).
3 шаг. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:
Доля с накопительным
итогом высчитывается путем
В соответствии с этим проведем анализ особенностей ассортимента компании посредством АВС-анализа.
Таблица 13
АВС-анализ продаж компании
Наименование товарной группы |
Объем продаж за год |
Процент из общего оборота |
Кумулятивный процент |
Арахис |
115178 |
34,00% |
34,00% |
Грецкий орех |
81302 |
24,00% |
58,00% |
Фундук |
60977 |
18,00% |
76,00% |
Миндаль |
37264 |
11,00% |
87,00% |
Фисташка |
30488 |
9,00% |
96,00% |
Кешью |
13550 |
4,00% |
100,00% |
Итого |
338760 |
100,00% |
В соответствии с результатом анализа понятно, что в группу А входят арахис, грецкий орех и фундук. Данная группа приносит предприятию 76% объема прибыли. Второй по значимости группой является группа В, в которую входит миндаль и фисташка. Именно на эти группы и рост их продаж должна быть направлена стратегия реализации, рекламная стратегия и маркетинговые исследования, результаты которых могут стать основой повышения спроса на продукцию предприятия.
Рисунок 6 – Результаты АВС-анализа продукции предприятия
В соответствии с результатами исследования необходимо основные усилия по повышению продаж направить на товарную группу А и В. Это возможно посредством размещения рекламных и имиджевых материалов, определения основных преимуществ и пользы продукции. Пример подобного материала для потребителей представлен в Приложении к работе. Он может быть размещен на сайте компании, в рекламных буклетах и проспектах.
4. Расчет экономической эффективности мероприятий
Экономическая
эффективность разработанных
Рисунок 7 – Трендовый анализ выручки от продаж, 2006 – 2011 гг.
В соответствии
со значением величины коэффициента
аппроксимации более
y = -2060,1x2 + 50605x + 210883
у = -2060,1x72 + 50605*7 + 210883 = 464173,1 руб. – таким образом, прибыль предприятия растет, в соответствии с чем можно сделать вывод о целесообразности использования разработанных мероприятий.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Объем производства
и реализации продукции являются
взаимозависимыми показателями. В условиях
ограниченных производственных возможностей
и неограниченном спросе на первое
место выдвигается объем
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.