Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ООО «Унитрон Пром».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции;
2) рассмотреть систему показателей производства продукции;
3) провести анализ динамики и выполнения плана производства продукции ООО «Унитрон Пром»;
4) провести факторный анализ производства продукции ООО «Унитрон Пром»;
5) предложить резервы увеличения выпуска продукции ООО «Унитрон Пром».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа резервов выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………….6
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа…………………………..6
1.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции………………………………………………………………………….7
1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………10
1.4. Анализ качества произведенной продукции………………………………13
1.5. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………..16
1.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...18
2. Анализ резервов выпуска и реализации продукции ООО «Унитрон Пром»……………………………………………………………………………..24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………24
2.2. Анализ программы выпуска продукции…………………………………...31
2.3. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………...38
2.4. Анализ качества реализуемой продукции…………………………………39
3. Разработка рекомендаций по оптимизации выпуска и реализации
продукции ………………………………………………………………………..38
3. Разработка рекомендаций по оптимизации выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...42
3.1. Выявление резервов повышения эффективности выпуска и реализации
продукции………………………………………………………………………...42
3.2. Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры
выпуска……………………………………………………………………….…..46
4. Расчет экономической эффективности мероприятий………………………52
Заключение……………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………...55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Отсюда
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
Отсюда
где , - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
, - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции. Составим его на примере одного из видов продукции - фундука (табл. 6).
Таблица 6
Анализ факторов изменения объема реализации продукции «Фундук очищенный»
Показатель |
Сумма в плановых ценах, тыс. руб. | ||
план |
факт |
+, - | |
1. Остаток готовой продукции на начало года |
2000 |
2000 |
— |
2. Выпуск товарной продукции |
96000 |
100800 |
+4800 |
3. Остаток готовой продукции на конец года |
2200 |
3545 |
+1345 |
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З) |
95800 |
99255 |
+3455 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года 5.2. на конец года |
4450 5000 |
4500 7155 |
+50 +2155 |
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2) |
95250 |
96600 |
+1350 |
Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
2.3. Анализ ритмичности работы предприятия
Далее важно рассчитать коэффициент ритмичного выпуска продукции (К ), который определяется по формуле:
К = åV / åV |
(1) |
где V – сумма фактического объема выпуска продукции за сутки в пределах плана;
V – сумма планируемых объемов выпуска продукции за те же сутки
Расчет этого показателя осуществляется по таблице 7.
Таблица 7
Расчет коэффициента ритмичности
№ |
Показатели работы 2008г. |
Ед. изм. |
Дни недели |
Всего | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
за пятидневку | |||
1 |
Выпуск продукции по плану |
Тыс. руб. |
200 |
210 |
190 |
210 |
200 |
1100 |
2 |
Фактический выпуск продукции |
Тыс. руб. |
220 |
200 |
180 |
190 |
210 |
1000 |
3 |
Коэффициент ритмичности |
1,1 |
0,95 |
0,94 |
0,90 |
1,05 |
0,90 |
По коэффициенту ритмичности можно судить о том, что предприятие работает ритмично, т.к. коэффициент приближается к 1.
В соответствии с проведенным анализом сделаем вывод о том, что коэффициенты ритмичности и анализ соотношения динамики изготовленной продукции и продукции, которая планировалась к изготовлению, позволяет говорить о налаженной системе производственного планирования и выполнения программы производства.
2.4. Анализ
качества реализуемой
На следующем этапе важно оценить также качество реализуемой продукции как важный фактор, оказывающий влияние на объемы реализации.
Таблица 8
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
2007 г. |
2008 г. | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции Удельный вес, %: продукции высшей категории качества; экспортируемой продукции; забракованной продукции; зарекламированной продукции; Потери от брака, млн. руб. |
0,70 75 12,5 0,55
0,30 450 |
0,75 76 15,6 0,40
0,25 350 |
0,74 78 15,7 0,50
0,20 420 |
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 9):
Таблица 9
Анализ качества продукции «Фундук очищенный»
Сорт продукции |
Цена за 1 т, тыс. руб. |
Выпуск продукции, тонн |
Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
по цене I сорта | |||
План |
факт | ||||||
I II III |
350 300 250 |
200 55 38 |
160 100 59,2 |
70000 16500 9500 |
56000 30000 14800 |
70000 19250 13300 |
56000 35000 20720 |
Итого |
900 |
5760 |
5040 |
96000 |
100800 |
102250 |
111720 |
Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,939 (96 000/ /102 250), фактически - 0,902 (100 800/111720). Выполнение плана по качеству - 96 % (0,902/0,939). Средневзвешенная цена по плану - 330 тыс. руб., фактически - 350 тыс. руб., что по отношению к плану составляет 106 %. Таким образом, важным для предприятия направлением повышения эффективности работы и объемов сбыта является рост качества продукции.
Таким образом,
согласно результатам анализа анализируе
В соответствии с результатами анализа понятно, что основными направлениями повышения эффективности работы предприятия являются: изменение состава и структуры ассортимента, выполнение планов на перспективу, повышение качества продукции.
3. Разработка рекомендаций по оптимизации выпуска и реализации продукции
3.1. Выявление резервов повышения эффективности выпуска и реализации продукции
В соответствии с результатами анализа выделяются две основные группы резервов повышения выпуска и реализации продукции – это, собственно, резервы выпуска продукции и резервы повышения эффективности реализации.
Согласно особенностям проведенного анализа можно выявить следующие резервы:
1. Резервы повышения
эффективности выпуска
1.1. Повышение
производительности оборудовани
1.2. Повышение
эффективности использования
2. Резервы сокращения нереализованной продукции.
2.1. Выбор поставщиков
сырья и сокращение
2.2. Поиск новых рынков сбыта
Основными направлениями и резервами роста объемов выпуска и реализации в соответствии с названными направлениями являются:
- повышение эффективности работы оборудования;
- поиск новых рынков сбыта.
Проведем в соответствии с этим анализ эффективности использования оборудования.
Для исследования эффективности времени работы оборудования важно рассчитать коэффициент сменности по цехам.
Таблица 10
Расчет уровня целосменного использования оборудования
Название цеха |
Коэффициент сменности, % | |
2007 г. |
2008 г. | |
Приемно-аппаратный цех |
50,0 |
56,0 |
Цех обработки |
87,5 |
66,7 |
Цех дробления |
33,0 |
46,0 |
Цех фасовки |
75,0 |
87,5 |
Рисунок 4 – Динамика коэффициента сменности оборудования по цехам, 2007 – 2008 гг.
В соответствии с данными анализа видно, что в течение периода анализа практически по всем цехам, за исключением цеха обработки, коэффициенты сменности увеличились, что связано с вводом нового оборудования, соответственно, резервы мощности оборудования для повышения объемов выручки у предприятия имеются.
Для расчета коэффициентов загрузки оборудования рассчитаем основные коэффициенты загрузки. Данные для расчета и результативный показатель представлены в таблице 11.
Таблица 11
Расчет коэффициента интегральной загрузки ООО «Унитрон Пром»
Название цеха |
Коэффициент использования планового фонда времени |
Коэффициент интенсивной загрузки |
Коэффициент интегральной загрузки | |||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Приемно-аппаратный цех |
99 |
99,3 |
95,2 |
97,3 |
94,2 |
96,6 |
Цех обработки |
99,8 |
99,8 |
92,6 |
96,4 |
92,4 |
96,2 |
Цех дробления |
98,7 |
99,2 |
90,0 |
100 |
88,3 |
99,2 |
Цех фасовки |
99,6 |
99,7 |
96,0 |
96,6 |
95,6 |
96,3 |