Анализ выпуска и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции, и он определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукций, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Работа содержит 1 файл

работа МГУС.doc

— 215.00 Кб (Скачать)
n="justify">     - удельный и качественный вес  продукции в общем объеме ее  выпуска;

     - удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны;

     - удельный вес аттестованной продукции.

     Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

     Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. 

     В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений.

     Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

     Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

     Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы предприятия, как  выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

     Изменение качества затрагивает прежде всего  изменение цены и себестоимости  продукции, поэтому формулы для  расчета будут иметь вид

     

;

     


.

     где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

     С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

     VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

     РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак.

     Он  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

     Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

     В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

     После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

     Основными причинами снижения качества продукции  являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации  производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

     Анализ  ритмичности выпуска  продукции

     Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

     Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

     Существуют  прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

     - коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

     Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;

     - коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску (VВП0):

      ,

     где n – число суммируемых плановых заданий.

     Косвенными  показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

     а) разность между плановым и засчитанным  выпуском продукции;

     б) разность между фактическим и  возможным выпуском продукции, исчисленным  исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

     В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной  работы. 
 

     Анализ  выполнения договорных обязательств и реализации продукции

     Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

     Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид:

     РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

     где РП - объем реализованной продукции;

     ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

     ВП - объем выпуска продукции за период.

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

     Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0

     где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; 

     ВПн - недопоставка продукции по договорам.

     На  изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1.1).

     Анализ  выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года. 

Рис.1.1 Модель факторной системы объема реализации продукции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ  В ОАО «КСМ» 

     Проведем  анализ объема и реализации продукции  по данным отчетности (приведенным  в приложениях) на производственном предприятии ОАО «КСМ». 

     2.1. Анализ выполнения  плана по производству  товарной продукции, оценка отдельных факторов, влияющих на отклонение фактического объема реализации продукции 

     Данный  анализ выполним с помощью таблицы 2.1.

     Таблица 2.1

Показатели Фактически  за предыдущий год По бизнес плану на отчетный год Фактически  за отчетный год
в абсолютной величине, тыс. руб. в % к прошлому году в абсолютной величине, тыс. руб. в %
к бизнес-плану к предыдущему  году
1 2 3 4=3/2*100 5 6=5/3*100 7=5/2*100
1. Товарная продукция 9239 12200 132,05 12658 103,75 137,01
2.Реализованная  продукция 9136 12500 136,82 12222 97,78 133,78
 

     Данные  таблицы 2.1 свидетельствуют, что бизнес-план по товарной продукции выполнен на 103,75%, а по реализованной недовыполнен – на 2,22%.

     Фактический объем товарной продукции в отчетном году больше на 37,01%, чем в предыдущем. А реализовано продукции в  отчетном году на 33,78% больше, чем в прошлом.

     Влияния отдельных факторов на отклонение фактического объема реализации продукции от бизнес-плана  проведем с помощью таблицы 2.2. 

     Таблица 2.2

     Факторный анализ  

Показатель Сумма в  плановых ценах, млн. руб. Отклонение
план факт +,- %
1. Остаток готовой продукции на  начало года 161 161 0 100
2. Выпуск товарной продукции 12200 12658 458 103,75
3. Остаток готовой продукции на  конец года 61 597 536 978,69
4. Отгрузка продукции за год  12300 12000 -300 97,56
6. Реализация продукции 12500 12222 -278 97,78
 

    Из  таблицы 2.2 видно, несмотря на перевыполнение плана по выпуску товарной продукции  на 3,75%, план реализации продукции недовыполнен на 278 т.р., или на 2,22%, за счет невыполнения плана по отгрузке продукции на 2,44%, и снижения объема реализации на 2,22%.

    Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты продукции покупателями и  разработать конкретные мероприятия  по ускорению реализации продукции  и получению выручки. 

     2.2. Анализ выполнения плана по структуре товарной продукции 

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т.е. соотношения отдельных  изделий в общем их выпуске.

Информация о работе Анализ выпуска и реализации продукции