Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа
Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:
- конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;
- способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для этого необходимо решить частные задачи:
- оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- изучить динамику выпуска и реализации продукции;
- определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;
- оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;
- выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.
Косвенные показатели ритмичности – это наличие доплат за сверхурочные работы, оплаты простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складе.
Одним из наиболее распространенных показателей является коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. при этом в выполнении плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Внутренними причинами аритмичности являются тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально – технического обеспечения производства, а также планирования и контроля; внешними – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщикам, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
Неритмичная
работа ухудшает многие экономические
показатели деятельности предприятия:
снижается качество продукции, увеличиваются
объем незавершенного производства
и сверхплановые остатки
Завершается анализ разработкой мероприятий по устранению причин неритмичной работы предприятия.
Изучив динамику выполнения плана по выпуску и реализации продукции, ритмичности работы предприятия, необходимо установить факторы и резервы изменения выпуска и реализации продукции (рис.2).. Среди них особую роль отводят трем группам:
Чтобы
определить величину данных резервов,
необходимо детально проанализировать
использование трудовых ресурсов, основных
производственных фондов и материальных
ресурсов предприятия.
Рис
2. Источники резервов увеличения объема
реализации продукции
ОАО «СТАРТ» более 50 лет производит одежду для детей и подростков под торговой маркой "Старт". Являясь одним из лидеров на российском рынке в производстве нарядной, повседневной одежды и школьной формы, наша продукция охватывает многие направления современной детской и подростковой моды. И строгий костюм для самых маленьких , и спортивные комплекты для юных чемпионов, и нарядные смокинги – все это найдется в каталоге одежды для мальчиков . Одежда для торжественных случаев является эксклюзивной на российском рынке. Высокое качество ткани, особая конструкция и технология изготовления придают изделиям ту неповторимость, которая делает праздничное событие, детские вечера и музыкальные выступления незабываемыми по красоте.
Одежда для девочек не менее разнообразна – богатая цветовая гамма изделий из флиса, трикотажная коллекция из чистого хлопка и многое другое находится в каталоге одежды для девочек.
Богатый ассортимент школьной формы для мальчиков и девочек изготовлен из различных тканей от смесовых до чистошерстяных. Цветовая гамма отвечает различным требованиям школьной администрации – бордовый, темно-зеленый, серый, черный, красно-синяя клетка (шотландка), красно-зеленая клетка (шотландка), мелка клетка коричневая. Все цвета присутствуют как в мальчиковой, так и девичьей коллекции.
Особое место занимают изделия торговой марки «АР-АЛЕ». В создании коллекции этой марки используются чистошерстяные ткани западных производителей, новейшие дизайнерско - конструкторские разработки. Ценовая политика достаточно гибкая по сравнению с аналогичными товарами западных производителей.
При производстве расположен фирменный магазин «Старт», где представлен наиболее полный ассортимент изготавливаемой продукции.
Пожелания наших покупателей не остаются без внимания.
Компания «Старт» успешно участвует в ежегодных выставках, сотрудничает со многими школами, производителями и оптовыми покупателями.
Компания
«Старт» своей приоритетной задачей
считает дальнейшее совершенствование
производства детской и подростковой
одежды с учетом современных достижений
мировых производителей в области
легкой промышленности.
2.2 Резервы увеличения выпуска и реализации продукции ОАО «Старт»
Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность организации, анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.
По степени готовности продукция подразделяется следующим образом:
Анализ
объема производства и продаж начинают
с изучения его динамики, расчета
индексов роста и прироста. В процессе
анализа фактические данные сравнивают
с плановыми, с данными предшествующих
периодов, при этом проводится полный
сравнительный вертикальный и горизонтальный
анализ, т.е. рассчитывается процент
выполнения плана, абсолютное и относительное
отклонение от плановых значений или
от показателей периода, принятого
за базисный. Базисные темпы роста определяются
относительно базисного периода:
Тб=Vi / V0 * 100%,
цепные
– относительно предыдущего периода:
Тц=
Vi / V1 * 100%.
где Vi-1, Vi – объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;
Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.
На
основе полученных данных можно рассчитать
среднегодовые темпы роста Tср
и прироста Тпр данных показателей по
среднеарифметической Тсра или
среднегеометрической Тсрг
взвешенной:
Тпр
= Тср – 100 .
Таблица
1.
Анализ темпов роста производства и продажи товаров в сопоставимых ценах ООО «Старт».
Годы | Объем
производства, тыс.руб. |
Темпы роста, % | Объем
продаж, тыс.руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2008 | 390095 | 100,00 | 100,00 | 463081 | 100,00 | 100,00 |
2009 | 452973 | 116,12 | 116,12 | 563089 | 124,60 | 124,60 |
2010 | 717315 | 153,20 | 131,37 | 701605 | 142,05 | 113,84 |
Анализируя
данные таблицы видно, что объем
производства увеличился на 53,2%, а объем
продаж на 42,05%. Цепные темпы роста
показывают, что в 2008 году объем производства
увеличился относительно предыдущего
года на 16,12%, а в 2009 году на 31,37% относительно
2008 года. Наглядно эти процессы представлены
на рисунке 2.
Рис.
2. Динамика производства и продажи товаров
Цепные
темпы роста объема продаж показывают,
что рост составлял 24,6% и 13,84% по годам
соответственно.
Таблица 2.
Анализ роста и прироста производства и продаж товаров, %
Годы | Цепные темпы роста объема производства | Цепные темпы роста объема продаж |
2008 | 100,00 | 100,00 |
2009 | 118,0 | 125,00 |
2010 | 133,00 | 115,00 |
Сумма | 351,00 | 340,00 |
Среднеарифметическое (Тср) | 117,00 | 133,33 |
Прирост (Тпр) | 17,00 | 13,33 |
Из
данных таблицы следует, что среднегодовое
значение цепных темпов роста продаж
ниже на 3,67%, чем производства продукции,
наблюдаются неравномерность
Продажа
товаров является связующим звеном
между производителем и потребителем.
От спроса на товары зависят объем
производства и объем продаж. Объем
продаж в плане определяется как
стоимость товаров, предназначенных
к поставке и подлежащих оплате в
плановом периоде: готовых изделий,
полуфабрикатов собственного производства,
работ промышленного характера,
которые предназначены для