Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа
Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:
- конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;
- способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для этого необходимо решить частные задачи:
- оценить степень выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- изучить динамику выпуска и реализации продукции;
- определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;
- оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;
- выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.
Условно – натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой продукции) получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Как правило, реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателями. Хотя на сегодняшний день у бухгалтеров есть выбор – считать реализацию продукции по отгрузке (по моменту выдачи права собственности покупателю) или по оплате (по моменту получения денежных средств в уплату за товар на расчетный счет или в кассу предприятия).
При анализе объемов производства применяется метод сравнения с расчетом:
Расчеты проводятся для объемов валовой и товарной продукции, выраженных в стоимостном и трудовом выражении. Это объясняется следующим. Соответствующие стоимостные показатели используются в различных разделах экономического анализа, поэтому их расчет необходим для решения многих задач анализа. Однако на них существенное влияние оказывают внешние факторы. Они находятся под воздействием инфляционных процессов. Трудовые показатели не имеют инфляционной составляющей. Они зависят лишь от динамики процессов внутри организации.
В стоимостном выражении расчет ведется в отпускных ценах и по себестоимости. В бухгалтерском учете валовая и товарная продукция учитывается только по себестоимости. Для перехода к ценам необходимо рассчитать физический объем продукции и перевести его в отпускные цены.
Сопоставление достигнутого уровня следует провести:
В первом случае получаем информацию о качестве работы предприятия, во втором – о его развитии.
На основе анализа можно сделать выводы:
О динамики запасов незавершенного производства. На рост запасов указывает выполнение неравенства Iвп > Iтп,
где Iвп – индекс валовой продукции;
Iтп – индекс товарной продукции.
Если Iвп < Iтп, запасы незавершенного производства сокращаются.
Если Jнчас > Jс, это свидетельствует о структурных сдвигах в пользу более трудоемкой (менее материалоемкой) продукции. Здесь Jнчас – индекс объема продукции, выраженного в трудовом измерении (нормо-часах), Jс – индекс объема продукции по себестоимости.
Соотношение Jнчас < Jс свидетельствует об обратной тенденции.
Сопоставление
относительных показателей
На
результат хозяйственной
При
внутрифирменном анализе
Анализ
может производиться
Объема производства как результат использования основных средств выражается следующей моделью:
ВП=Ф,
Где Ф – стоимость основных средств предприятия, руб.;
Оф - фондоотдача производственных фондов.
Применяя метод индексов, получим
= ,
Где , - индексы объема продукции, фондоотдачи и стоимости фондов.
Применяя метод дифференцирования, получим:
DВП = DФ + Ф D,
Где DФ, D - прирост стоимости основных средств и фондоотдачи.
Значение Оф и Ф в этой формуле принимаются на базисном уровне.
Фондоотдача – качественный фактор. Определяющее влияние фондоотдачи на объем выпуска рассматривается как позитивная тенденция.
Объем производства как результат использования персонала определяется по формуле
ВП = В ´ Q,
Где Q – среднесписочная численность работающих, человек;
В – среднегодовая производительность труда (выработка) одного работающего, руб./ человек.
В приведенной модели выработка – качественный фактор, численность – количественный. Для анализа используются традиционные методы экономического анализа (индексный, цепных подстановок).
При оценке динамики объема продукции необходимо установить влияние изменения:
Для этой цели можно использовать метод индексов или цепных подстановок. При этом фактический физический объем производства пересчитывается в плановых отпускных ценах или по плановой себестоимости.
Для
удовлетворения самых разнообразных
потребностей потребителей, средние
и крупные предприятия
Темпы роста объема производства товаров влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, выявление резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров. Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров — распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями.
Источниками
информации для проведения анализа
объема производства и реализации продукции
на исследуемом предприятии служат формы
статистической и бухгалтерской отчетности
(информация по счетам разделов III и IV плана
счетов), а также данные бухгалтерского
учета о производстве продукции отдельными
цехами, о поступлении на склад и реализации
готовой продукции и др. При анализе выполнения
плана производства и реализации продукции
отдельными участками необходимую информацию
можно получить из бизнес-планов предприятия,
планов производственных участков, отчетов
о работе цехов, данных бухгалтерского
учета.
При анализе факторов, влияющих на изменение объема реализации исследуется структура реализованной продукции. Определяется удельный вес основной (профильной) продукции предприятия, продукции непромышленных хозяйств. Если доля основной продукции невысока, это свидетельствует о необходимости перехода на выпуск новой продукции, перепрофилирования предприятия.
Оценка влияния факторов на
изменение объема реализации
по сравнению с планом или
с иным периодом
DРП= DТП+(D ГПн-D ГПк)+(D ТIн -D ТIк),
где DТП – изменение производства товарной продукции, руб.;
D ГПн,к – изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.;
ТIн,к – изменение остатков продукции отгруженной, но неоплаченной (дебиторской задолженности) соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.;
Для сопоставления все факторы
модели пересчитываются в
После определения приращения
вышеперечисленных факторов
а) связанные с производством (определяют DТП);
б) связанные со сбытом (определяют DГП);
в) связанные с
Оценка выполнения договорных
обязательств осуществляется
Для
оценки объема производства и продаж
продукции важное значение имеет
анализ равномерности производства
и продаж продукции. В практике работы
промышленных предприятий наиболее
распространены три вида показателей,
характеризующих степень
Ритмичная работа предприятия является основным условием своевременного выполнения им планов по производству и реализации продукции.
Ритмичность – это равномерность выпуска продукции в соответствии с графиком в том объеме и ассортименте, который был предусмотрен планом. В ходе анализа ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели.
Прямыми показателями ритмичности являются коэффициенты вариации, ритмичности, аритмичности; удельный вес производственной продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, каждый месяц к квартальному выпуску; каждый квартал к годовому объему; удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца и др.