Анализ сметы расходов муниципального ЛПУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования темы является изучение экономической структуры бюджетного учреждения здравоохранения.
Для реализации поставленной цели темы исследования обозначены следующие задачи:
1) проанализировать финансово-экономическое состояние бюджетной организации;
2) провести диагностику расходов бюджетных средств;
3) оценить эффективность использования бюджетных и внебюджетных доходов в исследуемом учреждении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в Российской Федерации…………………………………………………….........5
Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения..5
Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения….13
Глава 2. Анализ экономической деятельности муниципального ЛПУ………25
2.1 Анализ сметы расходов……………………………………………………25
2.2. Составление сметы расходов…………………………………………… 31
Заключение……………………………………………………………………..33
Литература……………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 770.66 Кб (Скачать)

9. Участие в разработке  медико-экономических стандартов, стандартов  качества, критериев оценки качества  труда. Использование показателей  качества при установлении размера оплаты труда может дать гораздо больший эффект, чем административные меры.

Разнообразный характер современной  экономической работы требует взаимодействия экономической службы ЛПУ с другими  смежными областями его деятельности, в частности организационно-методической работой, основанной на сборе и анализе  стратегической информации о деятельности учреждения, и бухгалтерским учетом. В результате взаимодействия этих подразделений решаются задачи по обеспечению финансовой стабильности медицинского учреждения. Совместно решаются вопросы выставления счетов, проводится контроль за своевременностью и полнотой их оплаты, проверка и оплата счетов других организаций, вопросы совершенствования бухгалтерского учета в рамках разных источников возникновения затрат, расчета тарифов.

В экономической деятельности весьма серьезное место занимает ее юридический аспект: решение вопросов оплаты труда, участие в подготовке коллективных трудовых договоров, должностных  инструкций, работа с договорами на предоставление медицинских услуг, с выставлением счетов, проверкой  счетов других организаций. Положения  гражданского законодательства учитываются  при разработке Устава медицинского учреждения, положений о подразделениях, при составлении договора подряда.

Экономическая служба все  явственнее приобретает управленческий характер. Экономисты начинают выполнять  функции финансового управления и превращаться из счетного работника  в финансового менеджера, формирующего финансовую политику медицинского учреждения. От эффективности работы экономической  службы во многом зависит и эффективность  работы медицинского учреждения в целом.

Экономический анализ финансовой и хозяйственной деятельности необходим  для оценки степени устойчивости учреждения, состояния финансовых ресурсов, а значит, возможности свободно маневрировать  денежными средствами для обеспечения  бесперебойного процесса производства и реализации медицинских услуг, а также расширения и обновления производственной базы.

В теории и практике экономического анализа важную роль играет выбор  системы показателей, используемых в качестве критериев, оценивающих  состояние экономики конкретных объектов.

Из показателей экономической  эффективности производственной деятельности наиболее часто вычисляются показатели общей или частной эффективности  использования отдельных видов  экономических ресурсов.

Общую экономическую эффективность  определяют по формуле:

 

Э = Р/3,

 

где Р - экономический эффект деятельности организации (валовой доход или прибыль); 3 - издержки производства и обращения. Примеры частной экономической эффективности:

1) производительность труда

 

Эт = Р/3т,

 

где Зт - затраты на оплату труда;

2)фондоотдача

 

Ф = Р/Со,

 

где Со - стоимость основных средств.

Особую группу экономических  показателей составляют показатели финансовой деятельности. Ниже приведены  наиболее часто используемые.

  1. Прибыль - разность между доходом и издержками на осуществление деятельности - общая и.
  2. Себестоимость производимых услуг - сумма затрат на оказание определенного объема услуг данного вида.
  3. Суммарный доход организации - сумма всех полученных средств из всех источников поступлений,
  4. Основные средства- стоимость в денежном выражении длительно используемых средств производства, а именно: земли, зданий, оборудования, машин, приборов.
  5. Оборотные средства организации- средства производства, целиком потребляемые в течение производственного цикла. К ним относят материалы, сырье, энергия, полуфабрикаты, денежная наличность.
  6. Активы организации - суммарный вложенный в дело капитал, принадлежащий организации.
  7. Пассивы организации - совокупность долгов и денежных обязательств.
  8. Собственный капитал организации - разность между активами и пассивами.
  9. Дебиторская задолженность - сумма средств, причитающихся организации от всех ее должников.

10. Кредиторская задолженность  - сумма долга, подлежащая возврату  кредиторам.

По представленным показателям  можно судить об успешности работы организации как хозяйствующего субъекта.

Чем выше суммарный доход  и прибыль, чем дороже основные средства и достаточнее оборотные, чем больше активы и, особенно, собственный капитал, чем выше дебиторская задолженность, тем больше возможностей у организации на успешную деятельность.

Для более глубокого анализа  используется кроме представленных абсолютных целый ряд относительных  величин. Вот некоторые из них.

  1. Рентабельность - отношение величины прибыли к стоимости средств, использованных и затраченных организацией для получения прибыли. Принято считать, что этот показатель в коммерческой деятельности составляет 0,2 - 0,4.
  2. Показатель устойчивости - отношение заемных средств к собственным, характеризует степень обеспеченности собственными средствами и зависимость организации от внешних источников финансирования. Чем больше организация обеспечена собственными средствами, тем выше уровень ее финансовой независимости и устойчивости.

3. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей целесообразно поддерживать большим единицы, чтобы можно было перекрыть долги кредиторам за счет возвращаемых должниками.

Анализ финансового положения  организации позволяет отследить  тенденции ее развития, дать комплексную  оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, связующим  звеном между производственной деятельностью  и выработкой управленческих решений.

Анализ финансовой и хозяйственной  деятельности базируется на результатах  двух видов учета - финансового и  управленческого.

Данные финансового учета  используются для внешнего финансового  анализа, управленческого - для внутреннего.

Внешний финансовый анализ основан на официальной финансовой отчетности, которая может публиковаться  в печати и предоставляться заинтересованным лицам, государственным органам  в виде бухгалтерского баланса. Анализ включает оценку показателей, характеризующих  прибыль, рентабельность, платежеспособность организации, эффективность использования  заемного капитала, общее финансовое состояние организации.

Он может проводиться  специалистами независимых служб  или собственными специалистами  организации и называется аудитом.

Внутренний финансовый анализ проводится в интересах самой  организации, в ходе чего изучаются  все аспекты хозяйственной деятельности, ее эффективность, издержки, оборот, прибыль. Результаты анализа позволяют оценить  финансовую и организационную деятельности, наметить пути их дальнейшего развития. Отдельные сферы такого анализа  могут быть коммерческой тайной организации.

В соответствии с делением финансового анализа на внешний  и внутренний существуют внешний  и внутренний круг лиц, заинтересованных в такой информации.

К внешнему кругу относятся:

  • пользователи, имеющие прямой финансовый интерес - инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, деловые партнеры, которые хотят знать, способна ли организация выплачивать проценты, погашать долги, оплачивать поставки;
  • пользователи, имеющие непрямой финансовый интерес, - государственные органы и внебюджетные фонды, налоговые органы, товарные и фондовые биржи, страховые организации, а также аудиторские фирмы, консультанты по финансовым вопросам, юридические фирмы, пресса и информационные агентства, общественные организации.

К внутреннему кругу пользователей  финансовой информации относятся аппарат  управления организации и собственники, для которых анализ финансового  состояния медицинской организации  должен, прежде всего, показать, что  она безубыточна, т.е. доходы превышают  расходы.

Анализ целесообразно  проводить не только в коммерческих, но и некоммерческих организациях. Бесприбыльными организации называются потому, что свой доход, включая прибыль целиком используют на поддержание и развитие своей деятельности. Анализ в такой ситуации должен подтвердить достаточность получаемого медицинской организацией дохода для покрытия того объема медицинской помощи, который она выполняет.

Важнейшими финансовыми  показателями, отражающими деятельность ЛПУ, являются: коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности, степень  покрытия краткосрочных долгов, коэффициент  автономии.

Взаимно дополняя друг друга, эти показатели дают возможность  всесторонне оценить положение  объекта здравоохранения.

Коэффициент автономии характеризует  удельный вес собственных денежных средств в итоговой сумме всех средств, авансированных данному лечебно-профилактическому  учреждению. Рассчитывается по формуле:

 

,

где Ка - коэффициент автономии; Кс - сумма собственных денежных средств ЛПУ; В - сумма авансированных средств, т.е. сумма баланса.

Коэффициент автономии показывает, каков удельный вес собственных  денежных средств в итоговой сумме  всех средств, авансированных данному ЛПУ. То есть определяет, насколько данное ЛПУ независимо от заемных средств. Чем большими средствами располагает ЛПУ, тем больше имеет возможность свободно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка медицинских услуг. Экономическая практика показывает, что данный коэффициент должен превышать 0,5, или чтобы сумма собственных средств была больше всех средств, которыми располагает ЛПУ.

Коэффициент ликвидности  определяется сопоставлением наиболее ликвидной части оборотных средств, т.е. наличных денег и вложений в  ценные бумаги, с кратковременной  задолженностью ЛПУ. Рассчитывается по формуле:

,

где Кл - коэффициент ликвидности; Дс - сумма наличных денег ЛПУ, руб.; Уб - сумма вложений в ценные бумаги, руб.; Qкз - величина краткосрочных займов (кредитов), руб.

Коэффициент ликвидности  отражает, какую часть краткосрочной  задолженности ЛПУ может погасить в ближайшее время.

Коэффициент маневренности  показывает, какой частью собственных/имеющихся  средств можно относительно спокойно маневрировать. Кроме того, он позволяет  определить правильность вложения средств  в активы.

,

где Км - коэффициент маневренности; Кс - общая сумма собственных средств, руб.; Коб - сумма собственных средств ЛПУ, вложенных в оборотные средства, руб.

Коэффициент должен быть достаточно высоким, больше 0,5. В этом случае можно  предположить, что руководство ЛПУ  проявляет достаточную гибкость в использовании собственных  средств.

Коэффициент покрытия характеризует  отношение мобильных средств  ЛПУ к его краткосрочной задолженности. Рассчитывается по формуле:

,

где Кn - коэффициент покрытия; Коб - мобильные средства ЛПУ, руб.; Qкз - величина краткосрочных займов, руб.

Коэффициент покрытия показывает платежную возможность ЛПУ, оцениваемую  при условии не только своевременных  расчетов с дебиторами и благоприятной  ситуации в реализации медицинских  услуг, но и продажи в случае необходимости  прочих элементов материальных оборотных  средств.

Таким образом, финансовая деятельность лечебно-профилактических учреждений - это механизм удовлетворения потребностей учреждения в экономических ресурсах.

 

 

Глава 2. Анализ экономической  деятельности муниципального ЛПУ

2.1 Анализ сметы расходов

 

Финансово-хозяйственная  деятельность бюджетных организаций  здравоохранения может анализироваться  как в целом, так и в разрезе  отдельных составляющих ее процессов. Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных  особенностей, которые необходимо принимать  во внимание при анализе финансово-хозяйственной  деятельности.

Финансовое планирование ведется  по ряду показателей, отражающих все особенности финансовой деятельности отдельных ЛПУ и здравоохранения в целом. Достижение запланированных показателей является необходимым условием обеспечения самофинансирования учреждений здравоохранения и основой для расчета необходимых ассигнований, если самофинансирование невозможно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные организации расходуют  государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения, выступает смета расходов. Зафиксированные в сметах ассигнования являются предельно допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается. Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования. Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.

Информация о работе Анализ сметы расходов муниципального ЛПУ