Анализ прибыли и рентабельности ООО "Шпат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия и пути их повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты определения прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия;

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия 2
1.1 Понятие и виды прибыли и рентабельности организации 2
1.2. Цели, задачи и информационные источники анализа прибыли и рентабельности 14
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Шпат» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 21
2.2 Анализ формирования финансовых результатов деятельности организации 26
2.3 Анализ показателей рентабельности деятельности организации 30
2.4 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности в организации 35
Заключение 46
Библиографический список 49

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности ООО Шпат.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

 

Для проведения анализа  показателей рентабельности деятельности ООО «Шпат» нам понадобятся данные, представленные в таблице 10.

Рассчитаем показатели рентабельности.

  1. Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат)

    (12)

2010 год: Рпр = 2265 : 36252 * 100 = 6,25%

2011 год: Рпр = 3211 : 54126 * 100 = 5,93%

По рассчитанным данным мы видим, что рентабельность продукции  к 2011 году снижается. Если в 2010 году организация с 10 затраченных рублей на производство и реализацию продукции получало 63 копейки, то в 2011 году – уже 59 копеек.

2) Рентабельность продаж (оборота)

     (13)

2010 год: Роб = 2265 : 38517 * 100 = 5,88%

2011 год: Роб = 3211 : 57337 * 100 = 5,6%

Показатели рентабельности продаж также имеют отрицательную  динамику. Отдача с одного рубля  продаж снижается с 5,88% до 5,6%, но это снижение незначительное.

3) Рентабельность активов

      (14)

2010 год: Ра = 1666 : 7516 * 100 = 22,17 %

2011 год: Ра = 2379 : 9066 * 100 = 26,24 %

Данный показатель служит для определения эффективности  использования активов организации. У анализируемой организации он находится на достаточно высоком уровне. В 2011 году она достигает 26,24%, т.е. с каждого рубля используемых активов организация получает 26 коп. чистой прибыли.

4) Рентабельность текущих активов

    (15)

2010 год: Рта = 1666 : 4672 * 100 = 35,66%

2011 год: Рта = 2379 : 5181 * 100 = 45,92%

Рентабельность текущих  активов имеет высокое значение. Её значение колеблется в пределах 35,66 – 45,92%. Характеризует чистую прибыль, полученную с каждого рубля. Высокие значения говорят об эффективной политике организации в области распоряжения оборотными средствами, рациональным подходом к организации запасов, управлению дебиторской задолженностью. Организация не образует запасов готовой продукции, т.е. работает под заказ и реализует продукцию сразу по мере изготовления. Также налажен вопрос с поставкой сырья и материалов, и организации не требуется создавать больших запасов для производства.

5) Рентабельность собственного капитала

    (16)

2010 год: Рск = 1666 : 5707 * 100 = 29,19%

2011 год: Рск = 2379 : 6801 * 100 = 34,98%

Данный показатель характеризует эффективность использования собственных средств, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации, полученную на каждый рубль вложений в данную организацию. Эффективность использования собственного капитала в 2010 году составляла 29,19%, а в 2011 году возрастает до 34,98%.

Представим полученные данные в таблице 11.

 

Таблица 11 - Динамика показателей рентабельности деятельности ООО «Шпат»

Показатель

2010 г.

2011 г.

Изменение 2011 г. (±) к 2010 г.

Рентабельность 

продукции, %

6,25

5,93

- 0,32

Рентабельность 

продаж, %

5,88

5,6

- 0,28

Рентабельность 

активов, %

22,17

26,24

+ 4,07

Рентабельность 

текущих активов, %

35,66

45,92

+ 10,26

Рентабельность 

собственного капитала, %

29,19

34,98

+ 5,79


 

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность деятельности организации, эффект в качестве прироста прибыли на вложенные ресурсы и произведенные затраты на производство и реализацию продукции. Исследуемая организация имеет достаточно высокие значения по данным параметрам. Это говорит об эффективности использования собственного капитала; активов, в т.ч. оборотных средств. Только показатели рентабельности продукции и продаж немного снижаются из года в год. Перейдем к анализу уровня рентабельности продукции.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости  затрат), исчисленный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого  показателя имеет следующий вид:

 (17)

 

Расчет влияния факторов изменения  рентабельности 2011 года по сравнению с 2010 годом выполним способом цепной подстановки. Для этого вычислим сначала фактические и условные значения рентабельности.

1)     (18)

Р0 = 2265 : 36252 * 100 = 6,25 %;

2)    (19)

Русл1 = 2946 : (36252 * 1,3) = 6,25 %;

3)    (20)

Русл2 = 3035 : 48526 * 100 = 6,29 %;

4)   (21)

Русл3 = 8811 : 48526 * 100 = 18,16 %;

5)     (22)

Р1 = 3211 : 54126 * 100 = 5,93 %

Рентабельность продукции  в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 0,32 процентных пункта за счет:

- изменения объема реализации:

∆РVpn = 6,25 – 6,25 = 0;

- изменения структуры:

∆Руд = 6,29 – 6,25 = + 0,04 %;

- изменения цены:

∆Рц = 18,16 – 6,29 = + 11,87 %;

- изменения себестоимости

∆Рс = 5,93 – 18,16 = - 12,23 %;

 

Баланс факторов:

∆Р = 0 + 0,04 + 11,87 – 12,23 = - 0,32 %.

Сведем полученные данные в таблицу 12.

Таблица 12 - Влияние факторов на изменение рентабельности продукции в 2011 году

Фактор

Изменение рентабельности, %

Структура выпускаемой продукции

+ 0,04

Цена

+ 11,87

Себестоимость

- 12,23

Итого

- 0,32


 

Полученные результаты показывают, что снижение рентабельности производственной деятельности происходит за счет увеличения себестоимости и даже рост среднереализационных цен не может полностью компенсировать это влияние.

Таким образом, анализ показал, что наращение объема производства и реализации и увеличение стоимости продукции в 2011 году приводит к росту прибыли. Однако, несмотря на это положительное изменение, увеличивающаяся себестоимость приводит к постепенному снижению рентабельности производства продукции и продаж.

Поэтому политика организации  должна быть направлена на поиск резервов за счет увеличения объема реализации, снижения себестоимости, по возможности роста цены; проведение мероприятий по ресурсосбережению и стимулированию спроса.

2.4 Резервы увеличения  прибыли и уровня рентабельности в организации

 

Резервы – выявленные возможности количественного и качественного роста основных показателей деятельности организации, выражающиеся в неиспользованных, частично использованных или нерационально использованных производственных ресурсах (материального, финансового, организационного, информационного и подобного им характера).

Резервы роста  прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции.

Основные направления  поиска резервов увеличения прибыли  от реализации продукции представлены на рисунке 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

Сумма резерва роста  прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

, (23)

где Р↑Vpni – резерв роста объема реализации;

П’i1 – фактическая прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Сопоставление возможного объема реализации, установленного в  результате анализа отчетности и производственных возможностей организации, позволяет определить резерв увеличения объема производства и реализации продукции ООО «Шпат» в 30% от фактического объема реализации 2011 года.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции  ООО «Шпат» по формуле (23):

    1. Р↑Vpni = 51000 * 0,3 =15 300 м2;
    2. П’i1 = 1124 – 1061 = 63 рубля или 0,063 тыс. руб.;
    3. Р↑Пvрп = 15300 * 0,063 = 963,9 тыс. руб.

Подсчет резерва роста  прибыли за счет снижения себестоимости продукции (Р↑Пс) осуществляется следующим образом: выявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р↓С) умножается на возможный объем её продаж с учетом резервов его роста:

 (24)

Согласно анализу отчетности резерв снижения себестоимости составляет 17 рублей на единицу продукции. Тогда резерв роста прибыли за счет снижения себестоимости ООО «Шпат» по формуле (24) составляет:

Р↑Пс = 0,017 * (51000 + 15300) = 1127,1 тыс. руб.

Обобщенный резерв увеличения суммы прибыли (Р↑П) составляет:

Р↑П = Р↑Пvрп + Р↑Пс = 963,9 + 1127,1 = 2181 тыс. руб.

Таким образом, если бы организация использовала свои резервы роста прибыли за счет увеличения объемов реализации и снижения себестоимости, то прибыль от реализации продукции составила 5 392 тыс. руб. (3211 + 2181) вместо 3 211 тыс. руб.

Далее можем рассчитать резерв повышения уровня рентабельности продукции (Р↑R), который зависит от увеличения суммы прибыли от реализации продукции и снижения её себестоимости. Для подсчета резерва может быть использована следующая формула:

, (25)

где Rв – возможный уровень рентабельности;

 R1 – фактический уровень рентабельности;

 П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;

 Vрпв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

 С – возможный уровень себестоимости продукции с учетом выявленных резервов снижения;

 З1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Находим резерв повышения  уровня рентабельности ООО «Шпат» по формуле (25):

Р↑R = 5392 : (1,044 * 66300) * 100 – 5,93 = 7,79 – 5,93 = + 1,86%.

При использовании выявленных резервов рентабельность продукции  может вырасти до 7,79%.

Увеличение объемов производства и реализации продукции происходит за счет более полного использования производственных мощностей, расширения клиентуры.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался  за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение  рынка товарами, развитие конкуренции  ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской  деятельности применяются различные  способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п.

В этой связи можно предложить ООО «Шпат»:

- пересмотреть свои затраты по всем статьям производственной себестоимости;

- если это возможно, изменить нормы расходов материалов;

- возможно освоить новую технологию производства, которая позволит сократить издержки;

- рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы путем сокращения управленческого персонала, снижения бюджета на проведение рекламных кампаний, использование более эффективных рекламных акций;

- заниматься повышением квалификации работников, которая будет сопровождаться ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности организации и экономией ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины;

- осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется  новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками организации.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности ООО "Шпат"