Анализ прибыли и рентабельности ООО "Шпат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия и пути их повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты определения прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
- провести анализ прибыли и рентабельности исследуемого предприятия;

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности деятельности предприятия 2
1.1 Понятие и виды прибыли и рентабельности организации 2
1.2. Цели, задачи и информационные источники анализа прибыли и рентабельности 14
2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Шпат» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 21
2.2 Анализ формирования финансовых результатов деятельности организации 26
2.3 Анализ показателей рентабельности деятельности организации 30
2.4 Резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности в организации 35
Заключение 46
Библиографический список 49

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли и рентабельности ООО Шпат.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

6) По степени учета  инфляционного фактора:

- номинальная прибыль;

- реальная, скорректированная  на темп инфляции в отчетном  периоде. 

7) По характеру использования:

- прибыль, направленная  на дивиденды (потребленная);

- капитализированная  прибыль (нераспределенная).

8) По периодичности получения:

- регулярная;

- чрезвычайная.

На величину прибыли  и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации. Практически вне сферы воздействия организации находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от организации такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.8

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли организации. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, структура реализуемой продукции, уровень действующих цен.

Кроме абсолютного размера  прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность.

Рентабельность –  показатель экономической эффективности  бизнеса, характеризующий соотношение  доходов и затрат за определенный период времени.9

Рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.) в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).10

Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или  процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют и для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политики и ценообразовании. Организация считается рентабельной, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может  исчисляться по-разному. В период, предшествующей перестройке экономики  России, широко применялся показатель рентабельности, исчисленный как  отношение прибыли к сумме  производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Учитывая, что данный показатель был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних.

В настоящее время  показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.11

При принятии решений, связанных  с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность продукции/ издержек (коэффициент окупаемости затрат) (Рпр)

, (1)

где Пр – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов,

ПС – полная себестоимость  реализованной продукции.

Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по организации.

Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.

2. Рентабельность продаж/ оборота (Роб)

, (2)

где В – выручка  от реализации.

Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции.

Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны  и характеризуют изменение текущих  затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

3. Рентабельность активов (Ра)

, (3)

где Пб (или Пч) – балансовая (или чистая) прибыль,

 Аср – средняя величина активов за определенный период.

Служит для определения  эффективности использования капиталов в разных организациях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производства капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования организацией в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов организации, либо о накоплении в организации излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития организации, поскольку рентабельность активов — это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия.12

4. Рентабельность текущих активов (Рта)

, (4)

где Ат.ср – средняя величина текущих активов (оборотных средств) организации.

Характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы. Динамика этого показателя, изменение доли оборотных активов во всех активах может говорить об изменении масштабов деятельности или образовании излишних запасов, ускорении оборота оборотных средств или их дефиците в связи с нехваткой источников финансирования.

5. Рентабельность собственного капитала (Рск)

, (5)

где Кс.ср – средняя величина собственного капитала организации.

Характеризует эффективность  использования собственных средств, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации, полученную на каждый рубль вложений в данную организацию.

Рост любого показателя рентабельности зависит от общих  экономических явлений и процессов:

- совершенствования системы  управления производством;

- повышения эффективности  использования ресурсов организации  на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексации оборотных  средств и четкого определения  источников их формирования;

- работы организации  по ресурсосбережению.

Таким образом, доходность хозяйствующего субъекта характеризуется  абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – сумма прибыли, относительный показатель – уровень рентабельности. Поэтому анализ финансовых результатов деятельности организации должен быть направлен на выявление динамики изменений данных параметров, оценку факторов, влияющих на их величину.

1.2.  Цели, задачи  и информационные источники анализа  прибыли и рентабельности

 

Цель и задачи анализа прибыли  базируются и вытекают из цели и  задач управления прибылью. Управление прибылью, в свою очередь, представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования.13

В какой бы сфере деятельности ни принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. Это определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления предприятием.

Все управленческие решения в области  формирования и использования прибыли взаимосвязаны и оказывают влияние на конечные результаты деятельности предприятия. Так, осуществление весьма прибыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и, как следствие, уменьшение операционной (производственной) прибыли. Следовательно, управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система мер, обеспечивающих разработку взаимосвязанных управленческих решений.

Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия. Соответственно, система управления прибылью должна быть динамичной, учитывающей изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления предприятием, его финансового состояния и т. д.

Управление прибылью должно основываться на многовариантном подходе к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения по формированию, распределению и использованию прибыли должна иметь альтернативные возможности. Выбор и реализация управленческих решений основываются на системе критериев, определяющих политику управления прибылью.

Управление прибылью должно учитывать  не только тактические цели предприятия, но и стратегические. Система управления прибылью призвана решить следующие основные задачи:

1) обеспечение максимизации размера планируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования;

2) обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем планируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Допустимый уровень риска определяет, какая (агрессивная умеренная или консервативная) политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведения отдельных видов операций будет выбрана предприятием. Исходя из принятого уровня риска в политике управления, определяется соответствующий ему уровень прибыли;

3) обеспечение высокого качества  формирования прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования. В рамках операционной деятельности основное внимание уделяется росту прибыли за счет расширения объемов выпуска продукции и освоения ее новых перспективных видов;

4) обеспечение формирования достаточного  объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия;

5) обеспечение постоянного возрастания  рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием. Каждое предприятие, исходя из требований собственников, условий и задач хозяйственной деятельности, самостоятельно определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.14

Все перечисленные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны. Процесс управления прибылью базируется на определенном механизме, в структуру которого входят следующие элементы:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности ООО "Шпат"