Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1. Основы теории конкурентного преимущества ……………………5
1.2 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия ……………………………………………………………….8
Глава 2. Основные показатели конкурентоспособности продукции. Анализ конкурентоспособности.
2.1 Методика анализа конкурентоспособности продукции………………..11
2.2 Показатели качества продукции………………………………………….14
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Структура продукции……………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………….23
Практическая часть……………………………………………………….....24
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
Оценка
конкурентоспособности
-
нормативным (международные
- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);
Методика
анализа конкурентоспособности
продукции рассмотрена на рис. 2.
Рис.
2 - Блок – схема анализа конкурентоспособности
продукции
Для
оценки конкурентоспособности
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Изучение
конкурентоспособности товаров
важно для предприятий-
2.2 Показатели качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
-
удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высоко
развитые промышленные страны.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
-
оценивается технический
- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
-
анализируется структура
- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;
-
обосновываются возможности
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.
К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ
отступлений от норм по качеству изготовления
осуществляется по данным о внутризаводском
браке и внешних рекламациях на продукцию.
В зависимости от действующей на предприятии
системы представления информации о браке
анализируются потери от брака как по
предприятию, цехам, участкам, рабочим
местам, так и по конкретным изделиям и
причинам. Основными причинами брака могут
быть: недостаточный уровень квалификации
рабочих, работа на неисправном оборудовании,
использование несовершенных приспособлений
и инструментов, средств измерительной
техники, отступление от технологического
процесса, использование материалов и
полуфабрикатов со скрытыми дефектами,
несовершенство упаковки, маркировки,
нарушения условий хранения, перевозки,
погрузки.
2.3
Анализ выполнения плана
по номенклатуре и ассортименту.
Структура продукции.
Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.
Ассортимент - перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле
К=ВП/ВП0*100
где, К - выполнение плана по ассортименту, %;
ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП0 - плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.
При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать таблицы, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.
Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.
Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Ритмичность — это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.
Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу):
Критм=ВП1/ВП0
где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.
Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:
где п - число суммируемых плановых заданий.
Ритмичность выпуска зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.
В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.