Анализ кредитоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1. Основы теории конкурентного преимущества ……………………5
1.2 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия ……………………………………………………………….8

Глава 2. Основные показатели конкурентоспособности продукции. Анализ конкурентоспособности.

2.1 Методика анализа конкурентоспособности продукции………………..11
2.2 Показатели качества продукции………………………………………….14
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Структура продукции……………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………………….23

Практическая часть……………………………………………………….....24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

     -определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     -конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

     Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

     - нормативным (международные требования, государственные требования, региональные  требования и требования потребителей);

     - техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

     - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

     - организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);

     Методика  анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис. 2. 

     

     Рис. 2 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции 

     Для оценки конкурентоспособности продукции  по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

     

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

     

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

     

     Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Показатели качества  продукции

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

     Качество  продукции - совокупность свойств продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

     Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

     а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

     б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

     в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

     г) эстетичность изделий.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

     - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

     - удельный вес продукции высшей категории качества;

     - средневзвешенный балл продукции;

     - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

     - удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

     - удельный вес сертифицированной продукции;

     - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко 
развитые промышленные страны.

     Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

     - оценивается технический уровень  продукции;

     - выявляются отклонения этого  уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

     - анализируется структура выпуска  продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

     - выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;

     - обосновываются возможности повышения  качества продукции, сокращения брака и потерь.

     Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

     К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

     Анализ  отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. 

     2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Структура продукции.  

     Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

     Номенклатура - перечень наименований изделий с  указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

     Ассортимент - перечень наименовании изделий с  указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

     Анализ  выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле

     К=ВП/ВП0*100

     где, К - выполнение плана по ассортименту, %;

     ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

     ВП0 - плановый выпуск продукции.

     При этом изделия, выпушенные сверх плана  или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

     При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать таблицы, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.

     Структура продукции - это соотношение удельного  веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

     Выполнить план по структуре - значит сохранить  в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

     Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу):

     Критм=ВП1/ВП0

     где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

     Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

     

     где п - число суммируемых плановых заданий.

     Ритмичность выпуска зависит от ритмичности  работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

     В заключение анализа ритмичности  целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.

Информация о работе Анализ кредитоспособности продукции