Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1. Основы теории конкурентного преимущества ……………………5
1.2 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия ……………………………………………………………….8
Глава 2. Основные показатели конкурентоспособности продукции. Анализ конкурентоспособности.
2.1 Методика анализа конкурентоспособности продукции………………..11
2.2 Показатели качества продукции………………………………………….14
2.3 Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Структура продукции……………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………….23
Практическая часть……………………………………………………….....24
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
«Экономики и управления»
Курсовая
работа по дисциплине
«Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности»
на
тему
«Анализ
конкурентоспособности
продукции»
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.2 Экономическая
сущность качества и
Глава
2. Основные показатели конкурентоспособности
продукции. Анализ конкурентоспособности.
2.1 Методика анализа конкурентоспособности продукции………………..11
2.2 Показатели
качества продукции………………………………
2.3 Анализ
выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Структура продукции………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Практическая
часть………………………………………………………....
Введение
Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Важнейшим
источником конкурентного преимущества
одних предприятий перед
Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой данным предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.
Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество
продукции, ее технический уровень
оценивается путем
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
-
сосредоточении усилий
-
изучении опыта западных
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение
проблемы качества – неотъемлемый
элемент стратегии развития современных
компаний.
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность
отдельного товара (услуги) определяется
как его преимущество по сравнению
с каким-то другим товаром (аналогичным
или товаром-заменителем) при решении
потенциальным покупателем (заказчиком)
своих проблем.
В общем, виде, конкурентоспособность
– это сравнительное преимущество.
Начало создания теории сравнительных
преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв.,
когда в трудах Д. Рикардо были изложены
основные положения теории сравнительных
издержек. Сущность теории состояла в
том, что преимущество в обмене получают
те страны, которые производят продукцию
с меньшими издержками.
Новые тенденции в развитии мирового хозяйства
в последние десятилетия потребовали
пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны
в девяностые годы были исследования М.Е.
Портера, разработавшего теорию конкурентного
преимущества.
М.Е. Портер пришел к выводу, что ни один
из факторов, таких как наличие рабочей
силы, практика управления, государственная
политика и т. д., взятые в отдельности
не позволяют достаточно убедительно
ответить на вопрос, что определяет успех
фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру,
отражает продуктивность использования
ресурсов. Следовательно, для обеспечения
конкурентоспособности фирмы постоянно
заботятся о наиболее полном и эффективном
использовании имеющихся в их распоряжении
(и приобретаемых в будущем) всех видов
ресурсов.
Причем, по Портеру, конкурентоспособность
не является имманентным (внутренне присущим)
качеством. Конкурентоспособность может
быть оценена в сравнении конкурентов.
Поэтому конкурентоспособность – понятие
относительное.
Если применить теорию конкурентоспособности
в узком смысле, касаемо конкурентоспособности
товара (услуги), то получаем следующие
выводы:
1. Конкурентоспособность товара можно
определить лишь при сравнении (сопоставлении)
его свойств с товарами конкурентов, либо
с гипотетическим товаром-эталоном.
2. В конечном счете, более конкурентоспособным
товаром является тот, который дает преимущества
при решении последним своих проблем.
3. Конкурентоспособность не является
постоянным качеством товара. Следовательно,
фирмы должны постоянно совершенствовать
товар с целью более полного удовлетворения
потребностей потребителя.
4. Конкурентоспособность определяется
совокупностью показателей: цена, качество,
упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание
и т. д. Ни один из них в отдельности не
дает полного представления о преимуществе
товара.
Оценка степени конкурентоспособности
является сложной задачей. Здесь можно
столкнуться с проблемами двух видов:
1. выбор базовых товаров сравнения,
2. выбор критериев сравнения.
Обоснованию сравнивать идентичные товары,
то есть те, которые удовлетворяют одну
и ту же потребность, распространяемы
по аналогичным каналам, ориентированы
на одну и ту же целевую аудиторию. В противном
случае сравнение буде некорректным.
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного
преимущества товара:
1. снижение издержек,
2. дифференциация товара (придание товару
каких-то дополнительных ценностей).
Первое преимущество заключается в росте
прибыли за счет эффекта масштаба при
изготовлении стандартных изделий. Второе
– рост прибыли вследствие более высокой
цены, достигнутой в результате придания
товару уникальности и лучших потребительских
свойств, рассчитанного на конкретные
узкие группы потребителей.
Выбор стратегии зависит от факторов:
1. структуры стратегического потенциала
фирмы,
2. особенности отрасли.
Как уже было сказано, конкурентоспособность
не является компонентом качества. Поэтому
М. Е. Портер считает необходимым проводить
анализ среды. Портер выделил следующие
факторы внешней среды, влияющие на успех
в конкурентной борьбе (рис. 1) и назвал
их «детерминанты ромба».
Рис. 1. Детерминанты «стратегического
ромба»
Конкурентное преимущество товара и фирма
в целом не может быть поддержана без постоянного
совершенствования всех детерминант «ромба».
Учитывая это, каждая фирма должна постоянно
поддерживать на высоком уровне свой стратегический
потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии,
инвестиции в основные фонды, маркетинговые
исследования и коммуникации), чтобы иметь
возможность, систематически анализируя
макро и микросреды достигать максимального
конкурентного статуса, обеспечивающего
длительное процветание фирмы.
1.2 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия
Конкуренция как основа рыночной экономики - это мощный стимул экономического роста.
Главное содержание конкуренции - борьба за "кошелек" потребителя на основе полного удовлетворения потребностей. Для успешного конкурентного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что иное, как продвижение новых, более качественных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики.
Существуют следующие несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Для правильного выбора стратегии конкуренции каждой организации необходимо владеть методикой оценки своей конкурентоспособности, а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые свойственны самому рынку товаров и услуг, и присущим ему конкурентным отношениям. Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество, - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Фактор
конкуренции носит
В условиях
развитого конкурентного рынка
маркетинг становится эффективным
средством решения проблемы качества
и конкурентоспособности
Таким
образом, конкурентоспособность
Глава
2. Основные показатели
конкурентоспособности
продукции. Анализ конкурентоспособности.
2.1 Методика анализа конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность продукции — это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.