Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на предприятии СПК «Скуратовский». В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства и реализации продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, рассмотрен порядок проведения анализа хозяйственной деятельности, который должен проводится на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы производства и реализации продукции.
1.1. Понятие производственного процесса…………………………..…………………..4
1.2. Основное и вспомогательное производство……………………..………………….5
1.3. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..……...........................6
1.4. Управление производственным процессом…………………………………………8
1.5. Контроль за качеством продукции…………………………………………..............9
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство и
реализации продукции…………………………………………………………………...12
Глава II. Анализ производства и реализации продукции
СПК «Скуратовский»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………..…..…………...17
2.2. Задачи, основные направления и информационная база анализа………………..22
2.3. Организация аналитической работы на предприятии……………...……………..25
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………….…………..…................29
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….…………………………...32
2.6. Анализ качества производственной продукции…………………….……………..35
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………………….….………….37
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………..…………..39
Заключение…………………………………………………………………......................45
Список литературы………………
Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:
К вп = 10003 : 9957 = 1,00462
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,462 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 315953 руб. При фактической структуре он выше на 12147 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентом выполнения плана по производству продукции, рассчитанным на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн) умножается на запланированный выпуск продукции.
ВП стр = (Кст - Кн) * ВП пл = (1,04324 - 1,00462) * 314500 = 12146 руб.
2.6. Анализ качества произведенной продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес продукции высшей категории качества;
средневзвешенный балл продукции;
средний коэффициент сортности;
удельный
вес аттестованной и
удельный вес сертифицированной продукции;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
полезность;
надежность;
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений;
эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и пр.
Анализ качества продукции.
Сорт продукции | Цена за 1 шт., руб. | Выпуск продукции, шт. | Стоимость выпуска, руб. | ||||
план | факт | план | факт | По цене 1 сорта | |||
план | факт | ||||||
1 | 50 | 2000 | 2150 | 100000 | 107500 | 100000 | 107500 |
2 | 35 | 1820 | 1650 | 63700 | 57750 | 91000 | 82500 |
ИТОГО | - | 3820 | 3800 | 163700 | 165250 | 191000 | 190000 |
Средний коэффициент сортности К сорт = Сум(VВП * Ц) : VВП общ * Ц 1с
К сорт план = 163700 : 191000 = 0,857 = 85,7 %.
К сорт факт = 165250 : 190000 = 87 %.
Выполнение плана по качеству - 101,5 %.
Также важной задачей является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации и прибыль.
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия в стоимостном выражении.
Сорт продукции | Оптовая цена, руб. | Структура продукции | Изменение цены за счет структуры | ||
план | факт | +, - | |||
1 | 50 | 52 | 57 | +5 | + 2,5 |
2 | 35 | 48 | 43 | -5 | -1,75 |
ИТОГО | - | 100 | 100 | - | + 0,75 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции 1сорта) средняя цена реализации по изделию выше плановой на 0,75 руб.
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная
работа является основным условием своевременного
выпуска и реализации продукции.
Неритмичность ухудшает все экономические
показатели: снижается качество продукции;
увеличиваются объем
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенный за первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности.
Квартал | Выпуск продукции, руб. | Удельный вес, % | Выполнение плана, коэффиц. | Доля продукции зачтен. в | ||
план | факт | План | факт | |||
I | 92000 | 100500 | 29,3 | 30,6 | 1,092 | 29,3 |
II | 73200 | 70600 | 23,3 | 21,5 | 0,964 | 21,5 |
III | 83800 | 87000 | 26,6 | 26,5 | 1,038 | 26,5 |
IV | 65500 | 70000 | 20,8 | 21,4 | 1,069 | 20,8 |
За год | 314500 | 328100 | 100 | 100 | 1,043 | 98,1 |
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
29,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм = 0,092 + 0,036 + 0,038 + 0,069 + 0,043 = 0,278.
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего объема производства. Упущенные возможности =
328100 - (100500 * 4) = - 73900 руб.
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Рассмотрев динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема :
Схема факторной системы объема продукции
Так как
на предприятии выручка
ГП н + ТП = РП + ГП к., отсюда
РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП
Где ГП н, ГП к - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетных период;
ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец месяца.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Анализ факторов изменения объема реализации продукции за 2010г.
Показатель | Сумма в плановых ценах в руб | Отклонение | ||
План (02г.) | Факт (01г.) | +, -, | % | |
1. Остаток ГП на н.г. | 4800 | 4800 | - | |
2. Выпуск товарной продукции | 314 500 | 328100 | + 13600 | + 4,3 |
3. Остаток ГП на к.г. | 10600 | 9300 | -1300 | - 12,2 |
4. Отгрузка продукции | 308700 | 323600 | + 14900 | + 4,8 |
5.Остаток
товаров, отгруженных на н.г на к.г. |
3000
2000 |
3500
2300 |
+500
+300 |
+16,7
+15 |
6. Реализация продукции | 309700 | 324800 | +15100 | + 4,9 |