Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на предприятии СПК «Скуратовский». В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства и реализации продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, рассмотрен порядок проведения анализа хозяйственной деятельности, который должен проводится на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы производства и реализации продукции.
1.1. Понятие производственного процесса…………………………..…………………..4
1.2. Основное и вспомогательное производство……………………..………………….5
1.3. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..……...........................6
1.4. Управление производственным процессом…………………………………………8
1.5. Контроль за качеством продукции…………………………………………..............9
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство и
реализации продукции…………………………………………………………………...12
Глава II. Анализ производства и реализации продукции
СПК «Скуратовский»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………..…..…………...17
2.2. Задачи, основные направления и информационная база анализа………………..22
2.3. Организация аналитической работы на предприятии……………...……………..25
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………….…………..…................29
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….…………………………...32
2.6. Анализ качества производственной продукции…………………….……………..35
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………………….….………….37
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………..…………..39
Заключение…………………………………………………………………......................45
Список литературы………………
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно0натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2010г.
Квартал | Объем производства продукц., руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, руб. | Темпы роста, % | ||
Базисные | Цепные | Базисные | Цепные | |||
I | 100500 | 100 | 100 | 100500 | 100 | 100 |
II | 70600 | 70,2 | 70,2 | 70500 | 70,1 | 70,1 |
III | 87000 | 86,6 | 123,2 | 85200 | 84,8 | 120,8 |
IV | 70000 | 69,6 | 80,5 | 68600 | 68,2 | 80,5 |
Из таблицы видно, что к концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации - на 31,8 %. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале).
Динамика производства и реализации продукции за 2010 г.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным:
Продукция | Объем производства, руб. | Отклонение | Объем реализации, руб. | Отклонение | ||||
план | Факт | +, - | % к плану | план | Факт | +, - | % к плану | |
А | 83200 | 85000 | + 1800 | + 2,2 | 83200 | 83500 | + 300 | + 0,4 |
Б | 62500 | 56000 | - 6500 | - 10,4 | 60000 | 56000 | - 4000 | - 6,7 |
В | 100000 | 120300 | +20300 | + 20,3 | 98500 | 118500 | +20000 | + 20,3 |
Г | 68800 | 66800 | - 2000 | - 2,9 | 68000 | 66800 | - 1200 | - 1,8 |
ИТОГО | 314500 | 328100 | +13600 | + 4,3 | 309700 | 324800 | +15100 | + 4,9 |
Из таблицы
видно, что за отчетный год план по
выпуску готовой продукции
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2010 г.
(на примере
двух изделий)
Изде-
лие |
Покупа-тель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А | 1 | 1500 | 1900 | 1500 | |
2 | 1800 | 1500 | - 300 | 1500 | |
3 | 1500 | 1900 | 1500 | ||
Б | 1 | 2600 | 3100 | - 200 | 2600 |
2 | 2800 | 2600 | 2600 | ||
ИТОГ | 10200 | 11000 | -500 | 9700 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (10200 - 500): 10200 = 0,95 или 95 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
2.5. Анализ ассортимента и структуры продукции.
Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
· определение
текущих и перспективных
· оценку
уровня конкурентоспособности
· изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка
выполнения плана
по ассортименту продукции обычно производится
с помощью одноименного коэффициента,
который рассчитывается путем деления
общего фактического выпуска продукции,
зачтенного в выполнение плана по ассортименту
на общий плановых выпуск продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту за 2010 г.(плановые данные - 2009г.)
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, руб. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб. | |
план | факт | |||
А | 83200 | 85000 | 102,2 | 83200 |
Б | 62500 | 56000 | 89,6 | 56000 |
В | 100000 | 120300 | 120,3 | 100000 |
Г | 68800 | 66800 | 97,1 | 66800 |
ИТОГО | 314500 | 328100 | 104,3 | 306000 |
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 % (306000 : 314500 * 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Анализ структуры товарной продукции за 2010 г.
(плановые данные - 2009 г.)
Изделие | Оптовая цена за 1 шт. в руб. | Объем производства продукции, шт. | Товарная продукция в ценах плана, руб | Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. | Отклонение | ||
план | факт | план | факт при план структур | факт | |||
А | 40 | 2080 | 2125 | 83200 | 83584 | 85000 | + 1416 |
Б | 20 | 3125 | 2800 | 62500 | 62789 | 56000 | - 6789 |
В | 50 | 2000 | 2406 | 100000 | 100462 | 120300 | + 19838 |
Г | 25 | 2752 | 2672 | 68800 | 69118 | 66800 | - 2318 |
ИТОГО | - | 9957 | 10003 | 314500 | 315953 | 328100 | + 12147 |