Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:10, курсовая работа
В данной курсовой работе проведен анализ производства и реализации продукции на предприятии СПК «Скуратовский». В первой главе работы рассмотрена теоретическая сторона вопроса, вторая глава посвящена анализу производства и реализации продукции этого предприятия, характеристика предприятия, приведены расчеты основных показателей работы предприятия, рассмотрен порядок проведения анализа хозяйственной деятельности, который должен проводится на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Теоретические основы производства и реализации продукции.
1.1. Понятие производственного процесса…………………………..…………………..4
1.2. Основное и вспомогательное производство……………………..………………….5
1.3. Организация технологического процесса по выпуску основной продукции…………………………………………………………..……...........................6
1.4. Управление производственным процессом…………………………………………8
1.5. Контроль за качеством продукции…………………………………………..............9
1.6. Характеристика состава и структуры затрат на производство и
реализации продукции…………………………………………………………………...12
Глава II. Анализ производства и реализации продукции
СПК «Скуратовский»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………..…..…………...17
2.2. Задачи, основные направления и информационная база анализа………………..22
2.3. Организация аналитической работы на предприятии……………...……………..25
2.4. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………….…………..…................29
2.5. Анализ ассортимента структуры продукции………….…………………………...32
2.6. Анализ качества производственной продукции…………………….……………..35
2.7. Анализ ритмичности работы предприятия………………………….….………….37
2.8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции……………………………………………………………………..…………..39
Заключение…………………………………………………………………......................45
Список литературы………………
Рентабельность инвестиций =
Прибыль до уплаты налогов / валюта баланса - величина краткосрочных обязательств *100
Рентабельность инвестиций отчет = 79400 / (219500 - 21000) * 100 = 40,0 %.
Рентабельность инвестиций базис = 38,6 %.
Рентабельность собственного капитала =
Чистая прибыль / величину собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала отч. = 51610 / 180000 = 28,7 %.
Рентабельность собственного капитала базис = 27 %.
2.2. Задачи, основные направления и информационная
база анализа.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
· оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
· оценки динамики выпуска и реализации продукции;
· оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
· установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
· количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем
производства промышленной продукции
может выражаться в натуральных,
условно-натуральных и
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min - max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска и реализации продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.
Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф. № 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции в данной работе были использованы оперативные планы-графики предприятия, форма № 1 - п "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", годовой баланс предприятия.
2.3. Организация аналитической работы на предприятии.
Основные правила организации анализа.
Организация
анализа хозяйственной
· научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
· обоснованное распределение обязанностей по проведению АХД между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
· аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.
Аналитическая
работа на предприятии подразделяется
на следующие организационные
1 этап
- выделение субъектов и
2 этап
- планирование аналитической
3 этап - информационное и методическое обеспечение АХД.
4 этап
- аналитическая обработка
5 этап - оформление результатов анализа.
6 этап
- контроль за внедрением
Организационные формы и исполнители АХД.
Организационные формы АХД определяются составом аппарата управления и техническим уровнем управления предприятия.
Производственный отдел - анализирует выполнение плана выпуска продукции по объему и ассортименту, ритмичности работы, повышения качества продукции, расходование материальных ресурсов, длительность технологического цикла, общетехнический и организационный уровень производства.
Отдел главного механика и энергетика - изучает состояние эксплуатации машин и оборудования, качество и себестоимость ремонта, рациональность потребления энергоресурсов, полноту использования оборудования и производственных мощностей.
Отдел технического контроля - анализирует качество сырья и готовой продукции, брак и потери от брака, рекламации покупателей, соблюдение технологической дисциплины.
Отдел снабжения - контролирует своевременность и качество материально-технического обеспечения производства, выполнение плана поставок по объему и номенклатуре, срокам, качеству, состоянии и сохранности складских запасов, соблюдение норм отпуска материалов.
Отдел сбыта - изучает выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре и состоянию складских запасов и сохранность готовой продукции.
Отдел труда и заработной платы - анализирует обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по категориям и профессиям, уровень производительности труда, использование фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности - анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние и платежеспособность предприятия.
Планово-экономический отдел - осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты АХД, разрабатывает мероприятия по итогам анализа.
Планирование аналитической работы.
Важным условием от которого зависит действенность и эффективность АХД является планомерный характер его проведения. На практике могут составляться следующие планы:
· комплексный план аналитической работы обычно составляется на 1 год, его разрабатывает специалист, которому поручено руководство аналитической работы в целом. По содержанию этот план представляет собой календарное расписание отдельных аналитический исследований, в нем, кроме целей и задач анализа перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, дается схема аналитического документооборота.
· тематический план - план проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. Рассматривая объекты, субъекты, этапы, сроки, исполнители анализа.
Информационное обеспечение анализа.
Все источники данных для АХД делятся на: плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, проектные задания.
Источники информации учетного характера - все данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также все виды отчетности.
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность:
официальные
документы, которыми обязаны пользоваться
предприятия в своей
хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитражного суда, рекламации.
решения общего собрания коллектива.
материалы изучения передового опыта.
техническая
и технологическая
устная информация, полученная во время встреч с членами коллектива.
Документальное оформление результатов анализа.
Это может быть: объяснительная записка, справка или заключение.
Объяснительная записка обычно составляется при направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т.е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.
При оформлении записки особое внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
Содержание справки и заключения в отличие от объяснительной записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений.
2.4 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.