Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.
Введение            3
   1. Понятие качества продукции        4
         1. Оценка качества: стандартизация и сертификация    7
         2. Ассортимент и структура продукции              12
         3. Анализ ритмичной работы предприятия                                     14
         4. Анализ брака и потерь от брака              16
2     Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой                18
2.2 Методика И.Н. Чуева                23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна               27
3     Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода                     29   
Заключение                           34
Список используемых источников                                             35
Приложения
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б). как правило должно быть Аб>Ап.б.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным соотношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.
И анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам:
     - 
производственно-
- конструктивных недостатков;
     - 
качества сырья и 
- по вине рабочих;
- прочим.
Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.
2 Направления анализа качества продукции
     2.1 
Методика Г.В. Савицкой  
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);
- надёжность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.
Сортность – характеризует качество, но для определенных отраслей.
     При 
определении сортности 
По продукции качество которой характеризуется сортом, рассчитываются следующие показатели:
- доля продукции каждого сорта в общем объеме производства;
- средний коэффициент сортности;
     - 
средневзвешенная цена в 
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
А) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
Б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
В таблице 1 представлены данные для определения среднего коэффициента сортности:
Ксортности по плану = 16380/18300 = 0,895
Ксортности по факту = 17480/19500 = 0,896
     Выполнение 
плана по качеству = 100,1% (0,896/0,895) 
 
 
 
| Анализ качества продукции | |||||||
| Сорт продукции | Цена за ед. продукции, руб. | Выпуск продукции, шт. | Стоимость выпуска товарной продукции, т.р. | ||||
| План | Факт | План | Факт | По цене 1 сорта | |||
| План | Факт | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 
| I | 1200 | 10450 | 11200 | 12540 | 13440 | 12540 | 13440 | 
| II | 800 | 4800 | 5050 | 3840 | 4040 | 5760 | 6060 | 
| Итого | - | 15250 | 16250 | 16380 | 17480 | 18300 | 19500 | 
     Таблица 
1 – Анализ качества продукции 
Существенные задачи анализа качества:
- выполнение плана по их уровню;
- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
- определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:
     ∆ВП 
= (Ц1-Ц0)*VВП1;                 
∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;
∆П = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],
где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;
     VРП1 
— объем реализации продукции повышенного 
качества. 
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении
| Изделие | Цена, ед, руб. | Структура продукции | Изменение средней цены за счет структуры, ру. | ||
| План | Факт | +/- | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| I | 1200 | 68,5 | 68,9 | +0,4 | +4,8 | 
| II | 800 | 31,5 | 31,1 | -0,4 | -3,2 | 
| Итого | - | 100 | 100 | - | +1,6 | 
     Таблица 
2 – Влияние сортового состава 
продукции 
Из таблицы 2 видно, что с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. руб. (16250 ед. * 1,6 руб).
     Далее 
важно проанализировать потери от брака, 
если они есть. Брак является косвенным 
показателем качества продукции, который 
делится на исправимый и неисправимый, 
внутренний (выявленный на предприятии) 
и внешний (выявленный потребителем). Выпуск 
бракованной продукции ведет к повышению 
себестоимости изделия, уменьшению объема 
товарной продукции, снижению прибыли 
и рентабельности. В процессе анализа 
изучают динамику брака по абсолютной 
сумме и удельному весу в общем выпуске 
товарной продукции, определяют потери 
от брака. Данные для расчета должны быть 
представлены в виде таблицы 4. 
 
 
 
 
 
| № | Показатели | Тыс.руб. | 
| 1 | Себестоимость забракованной продукции | |
| 2 | Расходы по исправлению брака | |
| 3 | Стоимость брака по цене возможного использования | |
| 4 | Сумма удержаний с виновных лиц | |
| 5 | Потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4) | 
     Таблица 
4 – Анализ потерь от брака 
     Если 
предприятие выпускает 
| Показатели | Предыдущий период | Отчетный период | |
| План | Факт | ||
| 1 Объем 
  продукции (работ, услуг) в  | 4454 | 4950 | 5450 | 
| 2 Стоимость 
  сертифицированной продукции в 
  фактически действующих  | 2258 | 2554 | 2139 | 
| 3 Удельный 
  вес сертифицированной  | 50,7 | 51,6 | 52,1 |