Анализ качества продукции

Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение 3
1. Понятие качества продукции 4
1. Оценка качества: стандартизация и сертификация 7
2. Ассортимент и структура продукции 12
3. Анализ ритмичной работы предприятия 14
4. Анализ брака и потерь от брака 16
2 Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой 18
2.2 Методика И.Н. Чуева 23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 27
3 Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода 29
Заключение 34
Список используемых источников 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

     Абсолютный  размер брака представляет собой  сумму затрат на окончательно забракованные  изделия и расходов на исправление  исправимого брака (Аб).

     Абсолютный  размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б). как правило должно быть Аб>Ап.б.

     Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным соотношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

     И анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам:

     - производственно-технологическим;

     - конструктивных недостатков;

     - качества сырья и комплектующих  изделий;

     - по вине рабочих;

     - прочим.

     Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Направления анализа качества  продукции

     2.1 Методика Г.В. Савицкой  

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

     Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:

     - удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

     - удельный вес продукции высшей категории качества;

     - средневзвешенный балл продукции;

     - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

     - удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

     - удельный вес сертифицированной продукции;

     - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

     - полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);

     - надёжность (долговечность, безотказность в работе);

     - технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

     - эстетичность изделий.

     Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили  претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

     Где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

     Сортность – характеризует качество, но для  определенных отраслей.

     При определении сортности используются ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

     По  продукции качество которой характеризуется  сортом, рассчитываются следующие показатели:

     - доля продукции каждого сорта  в общем объеме производства;

     - средний коэффициент сортности;

     - средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

     Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами:

     А) отношением количества продукции 1 сорта  к общему количеству;

     Б) отношением стоимости продукции  всех сортов к возможной стоимости  продукции по цене 1 сорта.

     В таблице 1 представлены данные для определения среднего коэффициента сортности:

     Ксортности  по плану = 16380/18300 = 0,895

     Ксортности  по факту = 17480/19500 = 0,896

     Выполнение  плана по качеству = 100,1% (0,896/0,895) 
 
 
 

Анализ  качества продукции
Сорт  продукции Цена  за ед. продукции, руб. Выпуск  продукции, шт. Стоимость выпуска товарной продукции, т.р.
План Факт План Факт По цене 1 сорта
План Факт
1 2 3 4 5 6 7 8
I 1200 10450 11200 12540 13440 12540 13440
II 800 4800 5050 3840 4040 5760 6060
Итого - 15250 16250 16380 17480 18300 19500

     Таблица 1 – Анализ качества продукции 

     Существенные  задачи анализа качества:

     - выполнение плана по их уровню;

     - причины их изменения и оценка  выполнения плана по уровню  качества продукции;

     - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:

     ∆ВП = (Ц1-Ц0)*VВП1;                   

     ∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;                   

     ∆П  = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],

     где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия  до и после изменения качества;

     Со  и С1 — соответственно уровень  себестоимости изделия до и после  изменения качества;

     VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;

     VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества. 

     Влияние сортового состава продукции  на объем выпуска в стоимостном  выражении

Изделие Цена, ед, руб. Структура продукции Изменение средней цены за счет структуры, ру.
План  Факт +/-
1 2 3 4 5 6
I 1200 68,5 68,9 +0,4 +4,8
II 800 31,5 31,1 -0,4 -3,2
Итого - 100 100 - +1,6

     Таблица 2 – Влияние сортового состава  продукции 

     Из  таблицы 2 видно, что с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением  доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. руб. (16250 ед. * 1,6 руб).

     Далее важно проанализировать потери от брака, если они есть. Брак является косвенным  показателем качества продукции, который  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия, уменьшению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Данные для расчета должны быть представлены в виде таблицы 4. 
 
 
 
 
 

Показатели Тыс.руб.
1 Себестоимость забракованной продукции  
2 Расходы по исправлению  брака  
3 Стоимость брака  по цене возможного использования  
4 Сумма удержаний  с виновных лиц  
5 Потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4)  

     Таблица 4 – Анализ потерь от брака 

     Если  предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

         Средневзвешенная  цена рассчитывается следующим образом:

                

     2.2 Методика И.Н. Чуева

     Данный  автор дает такую же оценку обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей  качества продукции, как у автора Савицкой Г.В.

     Анализ  качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска  сертифицированной продукции (СП). Данные берутся из оперативно-технического учета и отчетности.

Показатели

Предыдущий  период

Отчетный  период

План

Факт

1 Объем  продукции (работ, услуг) в фактически  действующих оптовых ценах предприятия  (без НДС и акцизов), тыс. руб.

4454

4950

5450

2 Стоимость  сертифицированной продукции в  фактически действующих оптовых  ценах (без НДС и акцизов), тыс.руб.

2258

2554

2139

3 Удельный  вес сертифицированной продукции  в общем объеме продукции (работ,  услуг), % (п.1 : п.2*100%)

50,7

51,6

52,1

Информация о работе Анализ качества продукции