Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.
Введение 3
1. Понятие качества продукции 4
1. Оценка качества: стандартизация и сертификация 7
2. Ассортимент и структура продукции 12
3. Анализ ритмичной работы предприятия 14
4. Анализ брака и потерь от брака 16
2 Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой 18
2.2 Методика И.Н. Чуева 23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 27
3 Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода 29
Заключение 34
Список используемых источников 35
Приложения
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.
Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б). как правило должно быть Аб>Ап.б.
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным соотношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.
И анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам:
-
производственно-
- конструктивных недостатков;
-
качества сырья и
- по вине рабочих;
- прочим.
Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.
2 Направления анализа качества продукции
2.1
Методика Г.В. Савицкой
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);
- надёжность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.
Сортность – характеризует качество, но для определенных отраслей.
При
определении сортности
По продукции качество которой характеризуется сортом, рассчитываются следующие показатели:
- доля продукции каждого сорта в общем объеме производства;
- средний коэффициент сортности;
-
средневзвешенная цена в
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
А) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
Б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
В таблице 1 представлены данные для определения среднего коэффициента сортности:
Ксортности по плану = 16380/18300 = 0,895
Ксортности по факту = 17480/19500 = 0,896
Выполнение
плана по качеству = 100,1% (0,896/0,895)
Анализ качества продукции | |||||||
Сорт продукции | Цена за ед. продукции, руб. | Выпуск продукции, шт. | Стоимость выпуска товарной продукции, т.р. | ||||
План | Факт | План | Факт | По цене 1 сорта | |||
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | 1200 | 10450 | 11200 | 12540 | 13440 | 12540 | 13440 |
II | 800 | 4800 | 5050 | 3840 | 4040 | 5760 | 6060 |
Итого | - | 15250 | 16250 | 16380 | 17480 | 18300 | 19500 |
Таблица
1 – Анализ качества продукции
Существенные задачи анализа качества:
- выполнение плана по их уровню;
- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
- определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:
∆ВП
= (Ц1-Ц0)*VВП1;
∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;
∆П = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],
где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;
VРП1
— объем реализации продукции повышенного
качества.
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении
Изделие | Цена, ед, руб. | Структура продукции | Изменение средней цены за счет структуры, ру. | ||
План | Факт | +/- | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | 1200 | 68,5 | 68,9 | +0,4 | +4,8 |
II | 800 | 31,5 | 31,1 | -0,4 | -3,2 |
Итого | - | 100 | 100 | - | +1,6 |
Таблица
2 – Влияние сортового состава
продукции
Из таблицы 2 видно, что с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. руб. (16250 ед. * 1,6 руб).
Далее
важно проанализировать потери от брака,
если они есть. Брак является косвенным
показателем качества продукции, который
делится на исправимый и неисправимый,
внутренний (выявленный на предприятии)
и внешний (выявленный потребителем). Выпуск
бракованной продукции ведет к повышению
себестоимости изделия, уменьшению объема
товарной продукции, снижению прибыли
и рентабельности. В процессе анализа
изучают динамику брака по абсолютной
сумме и удельному весу в общем выпуске
товарной продукции, определяют потери
от брака. Данные для расчета должны быть
представлены в виде таблицы 4.
№ | Показатели | Тыс.руб. |
1 | Себестоимость забракованной продукции | |
2 | Расходы по исправлению брака | |
3 | Стоимость брака по цене возможного использования | |
4 | Сумма удержаний с виновных лиц | |
5 | Потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4) |
Таблица
4 – Анализ потерь от брака
Если
предприятие выпускает
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период | |
План |
Факт | ||
1 Объем
продукции (работ, услуг) в |
4454 |
4950 |
5450 |
2 Стоимость
сертифицированной продукции в
фактически действующих |
2258 |
2554 |
2139 |
3 Удельный
вес сертифицированной |
50,7 |
51,6 |
52,1 |