Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;
2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;
3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».
Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7
2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции
30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Абсолютное отклонение фактического объема от запланированного определяют по следующей формуле:
∆V = Vф – Vп (1.1.6)
где ∆V – абсолютное отклонение фактического объема от запланированного;
Vф – фактический объем производства или реализации продукции;
Vп – плановый объем производства или реализации продукции.
Процент выполнения плана рассчитывается по формуле:
%вып. плана = * 100 (1.1.7)
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
В
настоящее время ассортимент выпускаемой продукции
Номенклатура продукции – это классификационный перечень изготавливаемых видов или наименований продукции (обувь, ковры и т.д.)
Ассортимент – набор разновидностей продукции определенного вида или наименования продукции, отличающихся друг от друга по определенным признакам. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам) и внутригрупповой ассортимент продукции. [3]
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
-
определение текущих и
-
оценку уровня
-
изучение жизненного цикла
-
оценку экономической
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
-
внутренние причины (недостатки в
-
внешние причины (конъюнктура рынка;
Обычно анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту рассматривается как одно целое. Анализ осуществляется за различные промежутки времени (квартал, месяц, сутки, смена). Все большее значение уделяется оперативному контролю, он проводится по предприятию в целом и по подразделениям. Информация поступает из статистической отчетности данных производств, от плановых отделов. Результаты анализа записываются в натуральных и стоимостных единицах. При анализе фактическое количество по отдельным видам продукции сопоставляются с планом, определяется отклонение, изучаются причины отклонений и способы их устранения.
План по ассортименту считается выполненным, если он выполнен по каждому виду изделия. План перевыполненным быть не может, это связано с принципом расчета.
% вып. плана (ассортимент) = (1.2.1)
где ВПi ф – фактический выпуск i-го вида продукции в пределах плана;
ВПi п – плановый выпуск продукции i-го вида.
Увеличение
объема производства (реализации) по одним
видам и сокращение по другим видам продукции приводит
к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных
изделий в общем их выпуске. Выполнить план
по структуре производства - значит сохранить в фактическом
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
- объем выпуска в стоимостной оценке;
- материалоемкость;
-
себестоимость товарной
- прибыль;
- рентабельность.
Если
увеличивается удельный вес более дорогой продукции,
то объем ее выпуска в стоимостном выражении
Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии автор Савицкая Г.В. предлагает использовать коэффициент структурной активности:
Кстр.акт. = (1.2.2)
где ∆Удi – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы)
продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
n – число номенклатурных групп (видов) продукции.
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Расчет
влияния структуры производства на уровень перечисленных
ВПусл 1 = Vобщ.1 * Удi0 * Цi0 ВПусл 2 = Vобщ.1 * Удi1 * Цi0 ∆ВПстр = ВПусл 2 - ВПусл 1 (1.2.3)
где ВП – стоимость валового выпуска продукции;
Vобщ.1 – общий объем выпуска продукции в натуральном или
условно-натуральном выражении;
Удi – удельные веса i-х видов продукции в общем объеме производства;
Цi – цены i-х видов продукции. [1]
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
1.3 Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. [5]
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие
показатели характеризуют качество всей
произведенной продукции
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
-
средневзвешенный балл
-
средний коэффициент сортности;
- удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;
-
удельный вес
-
удельный вес продукции,
-
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в
высокоразвитые промышленные
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);
в)
технологичность, т.е. эффективность конструкторских и
г) эстетичность изделий.
Косвенные
показатели - это штрафы за некачественную
продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции,
удельный вес зарекламированной
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.
Информация о работе Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции на примере ОАО «Витебсклес»