Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции на примере ОАО «Витебсклес»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов анализа производства и реализации продукции на примере ОАО «Витебсклес».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть методики анализа производства и реализации продукции;
2) проанализировать особенности анализа производства и реализации продукции у разных авторов;
3) проанализировать показатели производства и реализации продукции и ее реализации в ОАО «Витебсклес».

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты анализа производства и реализации продукции 7


2 Анализ производства и реализации продукции в ОАО «Витебсклес» 22
2.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции ОАО «Витебсклес» 23
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 27
2.3 Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции
30

Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

укцфй.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Абсолютное  отклонение фактического объема от запланированного определяют по следующей формуле:           

     ∆V = Vф – Vп  (1.1.6) 

     где ∆V – абсолютное отклонение фактического объема от запланированного;    

     Vф – фактический объем производства или реализации продукции;    

     Vп – плановый объем производства или реализации продукции.    

     Процент выполнения плана рассчитывается по формуле:            

     %вып. плана = * 100 (1.1.7)     

     Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.     

     1.2 Анализ ассортимента  и структуры продукции     

     В настоящее время ассортимент  выпускаемой продукции задействован в договорных обязательствах по поставкам  продукции. Исходя из этого, анализу  выполнения плана по ассортименту продукции  уделяют значительное внимание руководители соответствующих подразделений. Важно  также различать основные категории  как номенклатура и ассортимент  продукции.     

     Номенклатура  продукции – это классификационный перечень изготавливаемых видов или наименований продукции (обувь, ковры и т.д.)    

     Ассортимент – набор разновидностей продукции определенного вида или наименования  продукции, отличающихся друг от друга по определенным признакам. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам) и внутригрупповой ассортимент продукции. [3]    

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой - наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:    

     - определение текущих и перспективных  потребностей покупателей;     

     - оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;    

     - изучение жизненного цикла изделий  и принятия своевременных мер  по внедрению новых, более совершенных  видов продукции и изъятие  из производственной программы  морально устаревших и экономически  неэффективных изделий;    

     - оценку экономической эффективности  и степени риска изменений  в ассортименте продукции.     

     Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции  являются:

     - внутренние  причины (недостатки в организации  производства; плохое техническое  состояние оборудования; простои;  аварии; недостаток средств; недостатки  в системе управления и материального  стимулирования);

     - внешние  причины (конъюнктура рынка; изменение  спроса на отдельные виды продукции;  состояние материально-технического  обеспечения; несвоевременный ввод  в действие производственных  мощностей предприятия по независимым  от него причинам).     

     Обычно  анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту рассматривается  как одно целое. Анализ осуществляется за различные промежутки времени (квартал, месяц, сутки, смена). Все большее  значение уделяется оперативному контролю, он проводится по предприятию в целом  и по подразделениям. Информация поступает  из статистической отчетности данных производств, от плановых отделов. Результаты анализа записываются в натуральных  и стоимостных единицах. При анализе  фактическое количество по отдельным  видам продукции сопоставляются с планом, определяется отклонение, изучаются причины отклонений и  способы их устранения.    

     План  по ассортименту считается выполненным, если он выполнен по каждому виду изделия. План перевыполненным быть не может, это связано с принципом расчета.           

     % вып. плана (ассортимент) =  (1.2.1) 

     где ВПi ф – фактический выпуск i-го вида продукции в пределах плана;    

     ВПi п – плановый выпуск продукции i-го вида.    

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам и сокращение по другим видам  продукции приводит к изменению  ее структуры, т. е. соотношения отдельных  изделий в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске  продукции запланированные соотношения  отдельных ее видов. [4]    

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели:     

     - объем выпуска в стоимостной  оценке;    

     - материалоемкость;    

     - себестоимость товарной продукции;    

     - прибыль;    

     - рентабельность.     

     Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной  продукции.    

     Для характеристики интенсивности структурных  преобразований на предприятии автор Савицкая Г.В. предлагает использовать коэффициент структурной активности:           

     Кстр.акт. =  (1.2.2) 

     где ∆Удi – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы)    

     продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;     

     n – число номенклатурных групп  (видов) продукции.    

     Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует  о том, что администрация предприятия  активно реагирует на изменение  конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.     

     Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей, в соответствии с методикой Ермолович  Л.Л., можно произвести, например, способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:            

     ВПусл 1 = Vобщ.1 * Удi0 * Цi0  ВПусл 2 = Vобщ.1 * Удi1 * Цi0  ∆ВПстр = ВПусл 2 - ВПусл 1 (1.2.3) 

     где ВП – стоимость валового выпуска  продукции;     

     Vобщ.1 – общий объем выпуска продукции в натуральном или    

     условно-натуральном  выражении;    

     Удi – удельные веса i-х видов продукции в общем объеме производства;    

     Цi – цены i-х видов продукции. [1]    

     Аналогичным образом определяется влияние структуры  реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.    

     1.3 Анализ качества  произведенной продукции      

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и  удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и  увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.    

     Качество  продукции — понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. [5]    

     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

  • оценивается технический уровень продукции;
  • выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  • анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  • выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  • обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
 

    Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически  все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических  процессах изготовления, применяемых  средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе). Источниками информации могут  быть патенты, нормативно-техническая  документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических  показателей, журналы и графики  бездефектной сдачи продукции.    

     Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.    

     Обобщающие  показатели  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:    

     - удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;     

     - удельный вес продукции высшей  категории качества;     

     - средневзвешенный балл продукции;    

     - средний коэффициент сортности;    

     - удельный вес аттестованной и  неатестованной продукции;     

     - удельный вес сертифицированной  продукции;     

     - удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;    

     - удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны.    

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:    

     а) полезность (жирность молока, зольность  угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);    

     б) надежность (долговечность, безотказность  в работе);    

     в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);     

     г) эстетичность изделий.    

     Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.    

     Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.    

     По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.    

     Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.    

Информация о работе Анализ качества и ритмичности выпущенной продукции на примере ОАО «Витебсклес»