Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение отечественного и зарубежного опыта анализа финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить экономическую литературу по вопросам формирования и использования финансовой информации, существующие методики анализа финансовых результатов и зарубежного опыта повышения информационной базы;
· показать применение изложенной методики на практике.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………...4
1.1. Предмет и место анализа в системе экономических наук…………………........4
1.2. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов………………………………8
1.3. Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия.............................................................................................................11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………........15
2.1. Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности……… ….15
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…………………..18
ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………….29
3.1. Пути увеличения прибыли предприятия…………………………………...…….29
3.2. Управление финансовыми результатами и денежными средствами…………...33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….........45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

07 БУ КЭАХД.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

      ВЕР= Рit /А                                                                                             Формула 2.2

    где Рit - прибыль до вычета процентов и налогов;

        А  - стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).

      При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия  и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (RОA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI). Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

      RОA=( Р + ATIC)/ Сt                                                                                                                          Формула 2.3

    где Рn - чистая прибыль;

        Сt - совокупный капитал (итог баланса по пассиву);

        ATIC - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

      В отличие от показателя ВЕР, в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес прежде всего для инвесторов (владельцы акций и лендеры). Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных средств, т.е. алгоритм расчета показателя, характеризующего эффективность совокупного капитала, в этом случае будет иметь следующий вид:

      ROTC=n +ATIC)/( Сt +CL)                                                             Формула 2.4

    где CL - краткосрочные пассивы.

      Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

      ROE= Рn

    где Е - собственный капитал.                                                                 Формула 2.5

      Этот  показатель представляет интерес для  имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом RОЕ тесно связан еще один показатель, ориентированный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета таков:

      ROCE=( Рn –PD)/( Е- PS)                                                                    Формула 2.6

    где PD — дивиденды по привилегированным акциям;

        PS - привилегированные акции.

      Все рассмотренные показатели в той  или иной форме уже получили определенную известность и в нашей стране, однако их расчет связан с некоторыми сложностями. В частности, вновь подчеркнем, что чистую прибыль по данным текущей отчетности точно рассчитать невозможно, поскольку платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в отчетности не выделяются. Это обстоятельство значительно снижает аналитическую ценность отчета о прибылях и убытках. Таким образом, в рамках внешнего анализа ориентировочное значение чистой прибыли можно рассчитать, минусуя сумму начисленного налога на прибыль из суммы прибыли отчетного периода. Данный алгоритм, конечно, завышает значение искомого показателя; уточнить его можно в рамках внутреннего анализа, дополнительно вычитая платежи в бюджет за счет чистой прибыли.

      Экономическая интерпретация приведенных показателей достаточно очевидна. Основное достоинство их состоит в том, что с их помощью можно проводить пространственно-временные сопоставления. Отметим, что ROA и RОЕ являются основными показателями, используемыми в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В частности, показатель RОЕ позволяет судить, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

      Коэффициенты  рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся нами выше ресурсный подход.

      Показателем эффекта также может служить  один из показателей прибыли, например чистая прибыль. Величина использованных ресурсов характеризуется средней балансовой стоимостью основных средств. Таким образом, показатель эффективности использования основных средств, отражающий размер чистой прибыли, приходящейся на единицу измерения стоимости основных средств, рассчитывается по формуле:

      kRFA = Рn /                                                                                           Формула 2.7

    где  - средняя стоимость основных средств.

      Необходимо  сделать несколько замечаний  к данной формуле.

      Во-первых, сам по себе показатель kRFA мало информативен; его используют для пространственно-временных сопоставлений, включая сравнения со среднеотраслевыми и среднепрогрессивными значениями.

      Во-вторых, чтобы обеспечить сопоставимость с  числителем, в знаменатель формулы целесообразно поместить именно среднюю за период стоимость производственных основных средств, а не просто значение их величины на конец периода.

      В-третьих, в некоторых отраслях показатель kRFA следует рассчитывать по активной части основных средств. Это отрасли, в которых коммерческие организации могут существенно различаться по степени использования арендованных основных средств. Так, в торговле около 60% зданий - арендованные, при этом доля арендованных средств ощутимо варьирует по предприятиям.

      Показатели  оценки рентабельности продаж. В данном случае на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

  • удельную валовую прибыль (синонимы: валовая рентабельность реализованной продукции, валовая маржа, удельный вклад), англоязычный термин - Gross Profit Margin, GPM;
  • удельную операционную прибыль (синонимы: операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа), англоязычный термин - Operating Incarne Margin, OIM;
  • удельную чистую прибыль (синонимы: чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа), англоязычный термин - Net Profit Margin, NPM.                                                                                    

      GPM=Валовая прибыль/Выручка от реализаци =(S- COGS)/S

      OIM=Операционная прибыль/Выручка от реализации=(S-COGS-ОЕ)/S

      NPM=Чистая прибыль/Выручка от реализации= Рn /S

    где COGS - себестоимость реализованной продукции;

        ОЕ - операционные (управленческие и коммерческие) расходы.

      В отечественной аналитической практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

      Для аналитика в ходе оценки рентабельности весьма важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности. Основной аппарат - жестко детерминированные факторные модели. Отметим, что подобные модели достаточно широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.

      В отношении показателей прибыли  несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. Проще всего его оформить в виде таблицы (табл. 2.1). Ее назначение - характеристика динамики удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации, коэффициентов рентабельности продукции, влияния факторов на изменение в динамике чистой прибыли.

      Таблица 2.1

      Макет аналитической таблицы  для вертикального (компонентного) анализа финансовых результатов

      Показатель1 n-й период (n+1)-й период и т.д.
      тыс.руб. % тыс.руб. %
      А 1 2 3 4 5
      1.Всего  доходов и поступлений

      2.Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности2

      3.Выручка от  реализации2

      4.Затраты на  производство и сбыт продукции3

      В том числе:

      себестоимость продукции4

      коммерческие  расходы4

      управленческие  расходы 4

      5.Прибыль (убыток) от реализации3

      6.Доходы по  операциям финансового характера2

      7.Расходы по  операциям финансового характера5

      8.Прочие доходы2

      9.Прочие расходы5

      10.Прибыль (убыток) отчетного периода2

      11.Налог на  прибыль6

      12.Чистая прибыль2

               

      1  Алгоритмы расчета приведенных в таблице показателей несложно составить, используя текущий формат отчета о прибылях и убытках.

      2 В % к стр. 1.

      3 В % к стр. 3.

      4 В % к стр. 4.

      5 В % к стр. 2.

      6 В % к стр. 10.

      Многие  относительные показатели этой таблицы (гр. 2, 4 и т.д.), рассматриваемые в  динамике, представляют несомненный интерес как для внешних и внутренних аналитиков, так и для руководства предприятий. Прежде всего сюда относятся: уровень совокупных расходов в общей сумме доходов и поступлений, структура затрат и др. В частности, можно делать следующие выводы:

  • уменьшение показателя по стр. 3 говорит о том, что все больший доход организация получает от неосновной деятельности; если она осуществляется не в ущерб основной деятельности, то эту тенденцию следует признать позитивной;
  • уменьшение показателя по стр. 2 и 4 - положительная тенденция, если при относительном снижении затрат на производство реализованной продукции не страдает ее качество;
  • рост показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 10 и 12 также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление;
  • вновь подчеркнем, что показатель чистой прибыли является таковым лишь условно, поскольку он включает платежи в бюджет за счет прибыли, которые могут быть выявлены лишь по данным учета.

      В этом же блоке могут быть реализованы  несложные жестко детерминированные факторные модели, предназначенные для выявления факторов, влияющих на прибыль и коэффициенты рентабельности: фондоотдача основных средств, оборачиваемость материальных оборотных активов, цена и себестоимость конкретного вида продукции, структура реализованной продукции и т.д. Соответствующие методики описаны в курсах отраслевого экономического анализа.[3]

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия