Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение отечественного и зарубежного опыта анализа финансовых результатов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить экономическую литературу по вопросам формирования и использования финансовой информации, существующие методики анализа финансовых результатов и зарубежного опыта повышения информационной базы;
· показать применение изложенной методики на практике.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………...4
1.1. Предмет и место анализа в системе экономических наук…………………........4
1.2. Информационная база и характеристика нормативно-законодательных документов для анализа финансовых результатов………………………………8
1.3. Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия.............................................................................................................11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………........15
2.1. Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности……… ….15
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…………………..18
ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………….29
3.1. Пути увеличения прибыли предприятия…………………………………...…….29
3.2. Управление финансовыми результатами и денежными средствами…………...33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….........45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

07 БУ КЭАХД.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

    - источники данных, на основании которых производится анализ;

    - указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

    - технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

    - характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

    - потребители результатов анализа.

       В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

    · первичной  обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

    · изучения состояния и закономерностей  развития исследуемых объектов;

    · определения  влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

    · подсчета неиспользованных и перспективных  резервов повышения эффективности  производства;

    · обобщения  результатов анализа и комплексной  оценки деятельности предприятий;

    · обоснования  планов экономического и социального  развития, управленческих решений, различных мероприятий.

       В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

       Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования, применяются такие способы, как:  цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория игр, исследования операций, методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и др.

       Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более точными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в аналитическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

    2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

      Несмотря  на кажущуюся простоту расчетов, показатели финансовых результатов достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах.

      В общем случае результативность, экономическая  целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

      Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

      Основным  показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

      Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.[3]

      Существуют  два подхода к оценке экономической  эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической  эффективности (EFF) выражается формулой:

      EFF= EF/ RC                                                                                     Формула2.1

    где EF - величина экономического эффекта;

      RC - величина ресурсов или затрат.

      Коэффициенты  рентабельности (доходности), с одной  стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

      Существует  множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.

      Логика  дальнейшего рассуждения вновь  определяется структурой баланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно  выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата.

      Первая  группа - это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.

      Вторая  группа состоит из одного представителя - это государство, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу, и др. С экономической точки зрения заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя его деятельности с помощью различных льгот, протекционизма, финансирования и т.п., государство рассчитывает, в свою очередь, на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.

      В любой стране система начисления и взимания налогов отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каждого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.

      Таким образом, в общем доходе коммерческой организации всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством  системы налогообложения и находящаяся в налогооблагаемой прибыли (прибыль до вычета налогов).

      Третья  группа - это владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.

      Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, выплаты по текущей задолженности, возможность сбыта своей продукции данной организации и др.).

      Изменения в отчетности, имевшие место в  последние годы, в значительной степени приблизили ее содержание к форматам, рекомендуемым международными учетными стандартами. Однако некоторые изменения были сделаны, к сожалению, формально, поэтому не все из приведенных выше показателей могут быть рассчитаны непосредственно по данным отчетности. В частности, по статье "Проценты к уплате" отражаются лишь соответствующие суммы, учитываемые на счете 99 "Прибыли и убытки", а проценты за пользование ссудами списываются на себестоимость и не показываются по этой статье. Подобный подход совершенно противоречит международной практике и в значительной степени выхолащивает содержательную часть данной статьи.

      Между тем идея выделения отдельной  статьи "Проценты к уплате", как  это понимается в международных стандартах, имеет глубочайший смысл. С ее помощью характеризуют уровень финансового левериджа, т.е. степень зависимости коммерческой организации от внешних инвесторов.

      Таким образом, из приведенного представления  видно, что можно выделить как  минимум шесть показателей прибыли. Для целей внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее полезны три показателя: прибыль до вычета процентов и налогов, чистая прибыль и реинвестированная прибыль. Выбор того или иного показателя прибыли определяется и обосновывается аналитиком. В частности, прибыль до вычета процентов и налогов нередко используется для оценки финансовой устойчивости коммерческой организации.

      Как отмечалось выше, в зависимости от того, с чем сравнивается выбранный  показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

  • рентабельность инвестиций (капитала);
  • рентабельность продаж.

      Показатели  оценки рентабельности инвестиций (капитала). В этом случае в качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей ресурсов. Все зависит от того, с чьих позиций ведется анализ. Если аналитические расчеты ведутся с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР).

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия