Анализ формирования и распределения прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что важнейшим качественным показателем, характеризующим работу предприятий является прибыль. Прибыль - показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем синтезируются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ……………………………………………………4
Сущность понятия прибыли………………………………………………….4
1.2. Методика анализа формирования и распределения прибыли………………11
1.3. Факторы, влияющие на прибыль предприятия……………………………….16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «УФИМСКИЙ ХЛЕБ»………………………………………………………………..21
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Уфимский хлеб»………………………..21
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Уфимский хлеб»……………………..24
2.2.1 Агрегированный аналитический баланс предприятия……………………….24
2.2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………...27
2.2.3 Анализ платежеспособности предприятия……………………………………31
2.2.4 Анализ кредитоспособности предприятия…………………………………….33
2.2.5Анализ деловой активности и рентабельности предприятия…………………36
2.2.6 Оценка вероятности банкротства предприятия……………………………….41
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………......44

Работа содержит 1 файл

афхд правильная.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

ROIC – рентабельность вложенного (инвестируемого) капитала, которая рассчитывается как отношение чистой операционной прибыли после налогообложения к величине вложенного капитала,

WACC – средневзвешенная стоимость капитала.  

W = (Rf + b’ * Rcm) * ЧЕ + (Rf + Rdm)’ * (1-T) * ЧD,                               формула 2

где

Rf – безрисковая ставка доходности,

Rcm – рыночная премия за риск по вложениям в акции,

b -  степень рискованности актива,

Rdm – рыночная премия за риск по заемным средствам.

T -  эффективная ставка налогообложения,

Е –  доля собственного (акционерного) капитала в общем объеме компании в процентах,

D – доля заемного капитала в общем объеме капитала в процентах.

   Итак, экономическая прибыль, позволяет  сравнить рентабельность вложенного капитала компании с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью и выразить полученную разницу в денежных единицах.

   Таким образом, значение прибыли состоит  в том, что она является целью  и конечным финансовым результатом  хозяйственной деятельности предприятия; важнейшим показателем эффективности; источником для осуществления расширенного воспроизводства, а также для удовлетворения материальных потребностей и социальных нужд трудового коллектива. Кроме того, за счет прибыли выполняются финансовые обязательства перед бюджетом.

   Для того, чтобы подробнее исследовать  процессы формирования и распределения  прибыли, необходимо рассмотреть сущность и структуру экономического механизма  формирования и распределения прибыли.

   Неотъемлемой  составной частью финансового механизма предприятия является механизм формирования и распределения прибыли, который представляет собой совокупность конкретных форм и методов организации и реализации финансовых отношений по поводу формирования и распределения прибыли; финансовых органов и их структурных подразделений, непосредственно осуществляющих процесс формирования и распределения прибыли; а также нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы формирования и распределения фондов денежных средств предприятия.

   Механизм  формирования и распределения прибыли, подобно финансовому механизму, состоит из трех взаимосвязанных звеньев:

1. Институциональное  звено включает в себя финансовые  органы предприятий (группы финансовых  работников), непосредственно осуществляющие  процесс формирования и распределения прибыли.

2. Функциональное  звено данного механизма включает:

принципы  организации и функционирования механизма формирования и распределения  прибыли, которые вытекают из общих  принципов оперативно-хозяйственной  самостоятельности предприятия, материальной  ответственности и материальной заинтересованности, самоокупаемости и самофинансирования;

конкретные  формы, методы и технологии организации  и реализации финансовых отношений (например, порядок и условия формирования прибыли; порядок определения и выявления убытков; порядок распределения валовой прибыли; порядок распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; порядок покрытия убытков; порядок учета формирования финансовых результатов и составления отчетности; порядок учета распределения финансовых результатов и составления отчетности);

а также  финансовые рычаги, стимулы и санкции (например, нормативы образования  фондов потребления, фондов накопления и резервных фондов; налоговые  ставки и льготы; ставки штрафов  и пени, относимые за счет чистой прибыли).

3. Нормативно-правовое  звено представляет собой систему  нормативно-правовых актов (приказов, постановлений, директив, указаний, положений, инструкций, методических  рекомендаций и др.), регламентирующих  применение финансовых методов, рычагов и стимулов; определяющих организационную структуру, права, обязанности, ответственность и порядок работы финансовых органов; а также позволяющих обеспечить функционирование и дальнейшее развитие механизма формирования и распределения прибыли на твердой законной основе в условиях перехода к рыночной экономике.

     Механизм  формирования и распределения прибыли  можно условно разделить на две  части: механизм формирования прибыли  и механизм распределения прибыли. Такой подход существенно облегчает задачу более подробного изучения и анализа рассматриваемого вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Методика  анализа формирования и распределения  прибыли

     Методика  анализа формирования и распределения  прибыли является неотъемлемой частью общей методики финансового анализа, основная цель которого – получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

     Цель  анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

     Исходной  базой анализа формирования и  распределения прибыли являются данные бухгалтерского учета и отчетности. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 « Отчет о прибылях и убытках». К ним относятся:

    • прибыль от реализации продукции;
    • прибыль от прочей реализации;
    • доходы и расходы от внереализационных операций;
    • балансовая прибыль;
    • налогооблагаемая прибыль;
    • чистая прибыль и др.

     Аналитический просмотр этих данных должен восстановить все основные аспекты хозяйственной  деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой  для анализа степенью агрегирования.

     Практика  финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них:

    • горизонтальный анализ;
    • вертикальный анализ;
    • трендовый анализ;
    • метод финансовых коэффициентов;
    • сравнительный анализ;
    • факторный анализ.

     Горизонтальный (временной) анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

     Вертикальный (структурный) анализ – определяет структуру итоговых финансовых показателей  с выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом.

     Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение трендов, то есть основных тенденций динамики показателя, очищенной от случайных  влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью  тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

     Анализ  относительных показателей –  это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

     Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

     Факторный анализ – это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  или стохастических приемов исследования, причем факторный анализ может быть как прямым (собственно, анализ), то есть заключающемся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

     Методика  анализа формирования и распределения  прибыли включает в качестве обязательных элементов применение всех перечисленных методов анализа.

   Главенствующие  методы, применяемые для анализа  формирования и распределения прибыли  – это количественные методы финансово-экономического анализа. Их классификация может  быть представлена следующим образом:

  • статистические методы, включающие:
  • метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями,
  • метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),
  • метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических,
  • метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста,
  • метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам,
  • метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике,
  • метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели,
  • метод детализации,
  • графические методы.
  • Бухгалтерские методы, включающие:
  • метод двойной записи,
  • метод бухгалтерского баланса,
  • прочие методы.
  • Экономико-математические методы, включающие:
  • методы элементарной математики,
  • классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление,
  • методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей,
  • эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей,
  • методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование,
  • методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики,
  • эвристические методы,
  • методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

   Наиболее  часто при проведении анализа  формирования и распределения прибыли применяют статистические и бухгалтерские методы. В последнее время широкое распространение получило определение экономической прибыли предприятия и проведение факторного анализа показателей прибыли и рентабельности предприятия, основанных на применении экономико-математических методов.

   Анализ  финансовых результатов деятельности организации включает:

  1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ).
  2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
  3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
  4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

   На  величину прибыли организации оказывают  влияние разные факторы. По сути, это  все факторы финансово-хозяйственной деятельности организации. Одни из них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа. Другие оказывают косвенное влияние через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия можно определить только с определенной долей вероятности или вообще невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Факторы, влияющие на прибыль  предприятия.

     Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий  ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

     К внешним условиям можно отнести  инфляцию, изменения в законодательных  и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

     Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с  государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.

Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли