Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и
получением прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые
результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и
рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Содержание

Введение. 3
Содержание финансового анализа. 4
Факторный анализ бухгалтерской прибыли. 6
Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг). 9
Анализ уровня рентабельности. 13
Источники информации_ 15
Заключение. 19
Список литературы. 20

Работа содержит 1 файл

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.doc

— 564.50 Кб (Скачать)

В табл. 2 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа

прибыли от реализации продукции.

                                                                      Таблица 2.

                        Анализ прибыли по факторам                       

    

Слагаемые прибыли По базису (плану) По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректировкой на изменение цен  и пр.
Реализация  продукции в продажные ценах 1580,7 2000 3232,6 2000
Полная себестоимость  продукции 1253,2 1682 2524,0 1524
Прибыль 327,5 318 708,6 476
 

Определим степень  влияния на прибыль факторов:

а) изменения продажных  цен на продукцию; рассчитывается разность между

выручкой от реализации в отчетном году в ценах базисного  года. В нашем

примере она равна +1232,6 тыс.руб. (3232,6 2000). Дополнительная прибыль

(1232,6 тыс.руб.) получена  в основном в результате инфляции. Анализ данных

бухгалтерского  учета раскроет причины и величину увеличения цен в каждом

конкретном случае;

б) изменения цен  на материалы, тарифов на энергию  и перевозки, тарифных

ставок (окладов) оплаты труда; для этого используют сведения о себестоимости

продукции. В данном случае возросли цены на материалы, тарифы на энергию и

перевозки, оплата труда и амортизационные отчисления, что дало снижение

прибыли в сумме 1110,0 тыс.руб.;

в) нарушений хозяйственной  дисциплины; устанавливается с помощью  анализа

экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических

условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности

и др.

В данном примере  выявлено 110,0 тыс.руб. дополнительной прибыли, полученной

за счет аналогичных  причин;

г) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости

(собственно объема  продукции); исчисляют коэффициент  роста объема реализации

продукции в оценке по базисной себестоимости.

В нашем примере  он равен 1,342164 (1682 : 1253,2). Затем корректируют

базисную прибыль  на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную

величину прибыли: 327,5 * 1,234164 327,5 = +112,1 тыс.руб.;

д) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе

продукции; подсчет  сводится к определению разницы  коэффициента роста объема

реализации продукции  в оценке по продажным ценам и  коэффициента роста объема

реализации продукции  в оценке по базисной себестоимости. Результат

рассчитывают следующим  образом:

     тыс.руб.”

е) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии; выражается

разницей между  базисной полной себестоимостью фактически реализованной

продукции и фактической  себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на

материальные и  прочие ресурсы и причин, связанных  с нарушениями хозяйственной

дисциплины.

В нашем примере  это влияние составило 158,0 тыс.руб. (1682,0 1524,0);

ж) изменения себестоимости  за счет структурных сдвигов в  составе продукции;

исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной  на

коэффициент роста  объема продукции, с базисной полной себестоимостью

фактически реализованной продукции: 1253,2 * 1,265262 1682 = -96,4 тыс.руб.

Общее отклонение по прибыли составляет 381,1 тыс.руб. (708,6 327,5), что

соответствует сумме  влияния различных факторов.

Результаты расчетов представлены в сводке влияния факторов на прибыль от

реализации продукции (тыс.руб.):

    

    Показатели   Сумма
Отклонение  прибыли всего 381,1
В том  числе за счет факторов:  
  а) изменения цен  на продукцию 1232,6
  б) изменения цен  на материалы и тарифов -1110,0
  в) нарушений хозяйственной  дисциплины +110,0
  г) изменения объема продукции +112,1
  д) изменения структуры  продукции -25,2
  е) изменения уровня затрат (режима экономии) +158,0
  ж) изменения структуры  затрат -96,4
 

    

Анализ  уровня рентабельности.

 

Методику анализа  рентабельности покажем на примере общей рентабельности

организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской  прибыли к среднегодовой

первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных

средств (к которым  приравниваются нематериальные активы) и материальных

оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие

показатели рентабельности. На стоимостную оценку показателей  значительное

влияние оказывает  инфляция, но ее влияние примерно одинаково  как на стоимость

продукции, так  и на производственные ресурсы. В отдельных случаях показатели

целесообразно анализировать  в сопоставимых, базисных ценах.

Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации,

изучается в динамике (в сравнении с данными плана  или за предыдущий год). К

числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции,

коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления  оборотных

средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица (таблица 3).

                                                                      Таблица 3.

                Анализ уровня рентабельности производства               

    

  

  строки

Показатели По базису (плану) Фактически
1 Бухгалтерская прибыль, тыс.руб. 335,7 706,6
2 Реализация продукции  в ценах без налога на добавленную стоимость (оборот), тыс.руб. 1580,7 3232,6
3 Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс.руб. 810 1778,5
4 Среднегодовые остатки  производственных запасов, тыс.руб. 340 691
5 Среднегодовые остатки  производственных фондов, тыс.руб. 1150 2469,5
6 Коэффициент фондоемкости продукции (стр.3 : стр.2), коп. 51,24 55,02
7 Коэффициент закрепления  оборотных средств (стр.4 : стр.2), коп. 21,51 21,38
8 Прибыль на рубль  реализованной продукции (стр.1 : стр.2), коп. 21,24 21,86
9   Уровень рентабельности организации

  (стр.1 : стр.5) * 100, %

29,19 28,61
 

Уровень рентабельности за отчетный год составил 28,61 %, а  за прошлый год

29,19 %, т.е. рентабельность  понизилась на 0,58 пункта.

Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение  уровня рентабельности,

определяется из следующих расчетов (методом цепных подстановок):

1) увеличение доли  прибыли на рубль реализованной  продукции привело к росту

уровня рентабельности производства на 0,86 пункта (30,05 29,19), где 30,05 =

21,86 : (51,24 + +21,51) * 100 %;

2) увеличение фондоемкости, т.е. уменьшение фондоотдачи основных

производственных  фондов, привело к снижению рентабельности на -1,49 пункта

(28,56 30,05), где 28,56 = 21,86 : (55,02 + 21,51) * 100 %;

3) снижение коэффициента  закрепления материальных оборотных средств, т.е.

ускорение их оборачиваемости , привело к увеличению рентабельности

производства на 0,05 пункта (28,61 28,56).

Таким образом, общее  увеличение рентабельности по факторам составляет -0,58

(0,86 -

1,49 + 0,05), что соответствует  общему изменению рентабельности производства

по сравнению  с данными за прошлый год (28,61 29,19).

           

Источники информации

           

Внешний анализ часто  ограничен рамками публикуемых  отчетов компаний,

информацией Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям, экономической

периодикой и  консультациями фирм, оказывающих услуги по вопросам кредитования

и осуществления  инвестиций.

Публикуемые отчеты. Годовые отчеты, публикуемые акционерными обществами,

являются важным источником информации. Основными его  разделами являются:

отчет правления  за прошедший год, финансовая отчетность, примечания к ней,

включая методику бухгалтерского учета, заключения аудиторов. Обзор

деятельности за 5-10 лет. Большинство компаний публикуют  также ежеквартальные

финансовые отчеты, содержащие текущую информацию. Эти отчеты имеют

ограниченный круг данных в форме краткого финансового  отчета, который может

использоваться  для специального обзора или анализа, проводимого внешним

аудитором. Промежуточные  отчеты внимательно изучаются финансовыми кругами,

чтобы определить ранние признаки будущих изменений  в доходах компаний.

Отчеты Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям (ФКЦБ). Акционерные

общества должны предоставлять ежегодные, квартальные  и текущие отчеты в ФКЦБ.

Они доступны для всех желающих ознакомиться за небольшую плату. Комиссией

установлена стандартная  форма ежегодных отчетов (ф. № 10-К). Этот отчет более

содержателен, чем  публикуемый годовой отчет компании. Поэтому форма № 10-К

является ценным источником информации. Ею бесплатно могут пользоваться

акционеры компании. Ежеквартальный отчет также содержит важную информацию о

текущей финансовой деятельности. Текущие отчеты (ф. № 8-К) должны быть

представлены в  течение 15 дней после какого-либо важного  события. Часто

случается, что это событие и есть первый предвестник важных изменений,

которые могут  повлиять на финансовую политику компании.

Периодические издания  деловых кругов и фирм по оказанию консультационных услуг в

инвестиционных  и кредитных вопросах. Специалисты  в области финансов должны быть

в курсе происходящих в мировой экономике событий. Наверное, лучшим источником

финансовой информации является “Уолл Стрит Джорнел”, ежедневная и наиболее

содержательная  финансовая газета в США. Есть и другие издания, публикуемые один

или два раза в неделю, такие как “Форбз”, “Бэрронз”, “Форчун”, “Уоммершал энд

Файнэншл Кронкл”. Для более детальной информации о финансовом положении

компаний существуют специальные сборники, издаваемые такими фирмами, как

“Moody`s Investors Service”  и “Standard & Poor`s Industrial Surveys”.

Отраслевые показатели (средние коэффициенты и кредитные  ставки) можно найти в

агентствах, например “Dun & Bradstreet Corporation”. Эта компания, помимо

других услуг, публикует  в “Ки Бизнесс Рэйшез” ежегодно 14 относительных

показателей по 125 промышленным группам, таким, как розничная  и оптовая

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия