Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и
получением прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые
результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и
рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение. 3
Содержание финансового анализа. 4
Факторный анализ бухгалтерской прибыли. 6
Факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг). 9
Анализ уровня рентабельности. 13
Источники информации_ 15
Заключение. 19
Список литературы. 20
В табл. 2 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа
прибыли от реализации продукции.
Анализ прибыли по факторам
Слагаемые прибыли | По базису (плану) | По базису на фактически реализованную продукцию | Фактические данные по отчету | Фактические данные с корректировкой на изменение цен и пр. |
Реализация продукции в продажные ценах | 1580,7 | 2000 | 3232,6 | 2000 |
Полная себестоимость продукции | 1253,2 | 1682 | 2524,0 | 1524 |
Прибыль | 327,5 | 318 | 708,6 | 476 |
Определим степень влияния на прибыль факторов:
а) изменения продажных цен на продукцию; рассчитывается разность между
выручкой от реализации в отчетном году в ценах базисного года. В нашем
примере она равна +1232,6 тыс.руб. (3232,6 2000). Дополнительная прибыль
(1232,6 тыс.руб.) получена
в основном в результате
бухгалтерского учета раскроет причины и величину увеличения цен в каждом
конкретном случае;
б) изменения цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных
ставок (окладов) оплаты труда; для этого используют сведения о себестоимости
продукции. В данном случае возросли цены на материалы, тарифы на энергию и
перевозки, оплата
труда и амортизационные
прибыли в сумме 1110,0 тыс.руб.;
в) нарушений хозяйственной дисциплины; устанавливается с помощью анализа
экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических
условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности
и др.
В данном примере выявлено 110,0 тыс.руб. дополнительной прибыли, полученной
за счет аналогичных причин;
г) увеличения объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости
(собственно объема продукции); исчисляют коэффициент роста объема реализации
продукции в оценке по базисной себестоимости.
В нашем примере он равен 1,342164 (1682 : 1253,2). Затем корректируют
базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную
величину прибыли: 327,5 * 1,234164 327,5 = +112,1 тыс.руб.;
д) уменьшения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе
продукции; подсчет сводится к определению разницы коэффициента роста объема
реализации продукции в оценке по продажным ценам и коэффициента роста объема
реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Результат
рассчитывают следующим образом:
тыс.руб.”
е) уменьшения затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии; выражается
разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной
продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на
материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной
дисциплины.
В нашем примере это влияние составило 158,0 тыс.руб. (1682,0 1524,0);
ж) изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на
коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью
фактически реализованной продукции: 1253,2 * 1,265262 1682 = -96,4 тыс.руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 381,1 тыс.руб. (708,6 327,5), что
соответствует сумме влияния различных факторов.
Результаты расчетов представлены в сводке влияния факторов на прибыль от
реализации продукции (тыс.руб.):
Показатели | Сумма | |
Отклонение прибыли всего | 381,1 | |
В том числе за счет факторов: | ||
а) изменения цен на продукцию | 1232,6 | |
б) изменения цен на материалы и тарифов | -1110,0 | |
в) нарушений хозяйственной дисциплины | +110,0 | |
г) изменения объема продукции | +112,1 | |
д) изменения структуры продукции | -25,2 | |
е) изменения уровня затрат (режима экономии) | +158,0 | |
ж) изменения структуры затрат | -96,4 |
Методику анализа рентабельности покажем на примере общей рентабельности
организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой
первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных
средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных
оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие
показатели рентабельности. На стоимостную оценку показателей значительное
влияние оказывает инфляция, но ее влияние примерно одинаково как на стоимость
продукции, так и на производственные ресурсы. В отдельных случаях показатели
целесообразно анализировать в сопоставимых, базисных ценах.
Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации,
изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К
числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции,
коэффициент фондоемкости
продукции и коэффициент
средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица (таблица 3).
Анализ уровня рентабельности производства
№
строки |
Показатели | По базису (плану) | Фактически |
1 | Бухгалтерская прибыль, тыс.руб. | 335,7 | 706,6 |
2 | Реализация продукции в ценах без налога на добавленную стоимость (оборот), тыс.руб. | 1580,7 | 3232,6 |
3 | Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. | 810 | 1778,5 |
4 | Среднегодовые остатки производственных запасов, тыс.руб. | 340 | 691 |
5 | Среднегодовые остатки производственных фондов, тыс.руб. | 1150 | 2469,5 |
6 | Коэффициент фондоемкости продукции (стр.3 : стр.2), коп. | 51,24 | 55,02 |
7 | Коэффициент закрепления оборотных средств (стр.4 : стр.2), коп. | 21,51 | 21,38 |
8 | Прибыль на рубль реализованной продукции (стр.1 : стр.2), коп. | 21,24 | 21,86 |
9 | Уровень рентабельности
организации
(стр.1 : стр.5) * 100, % |
29,19 | 28,61 |
Уровень рентабельности за отчетный год составил 28,61 %, а за прошлый год
29,19 %, т.е. рентабельность понизилась на 0,58 пункта.
Влияние факторов, оказавших воздействие на изменение уровня рентабельности,
определяется из следующих расчетов (методом цепных подстановок):
1) увеличение доли
прибыли на рубль
уровня рентабельности производства на 0,86 пункта (30,05 29,19), где 30,05 =
21,86 : (51,24 + +21,51) * 100 %;
2) увеличение фондоемкости,
т.е. уменьшение фондоотдачи
производственных фондов, привело к снижению рентабельности на -1,49 пункта
(28,56 30,05), где 28,56 = 21,86 : (55,02 + 21,51) * 100 %;
3) снижение коэффициента
закрепления материальных
ускорение их оборачиваемости , привело к увеличению рентабельности
производства на 0,05 пункта (28,61 28,56).
Таким образом, общее увеличение рентабельности по факторам составляет -0,58
(0,86 -
1,49 + 0,05), что соответствует общему изменению рентабельности производства
по сравнению с данными за прошлый год (28,61 29,19).
Внешний анализ часто ограничен рамками публикуемых отчетов компаний,
информацией Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям, экономической
периодикой и консультациями фирм, оказывающих услуги по вопросам кредитования
и осуществления инвестиций.
Публикуемые отчеты. Годовые отчеты, публикуемые акционерными обществами,
являются важным источником информации. Основными его разделами являются:
отчет правления за прошедший год, финансовая отчетность, примечания к ней,
включая методику бухгалтерского учета, заключения аудиторов. Обзор
деятельности за 5-10 лет. Большинство компаний публикуют также ежеквартальные
финансовые отчеты, содержащие текущую информацию. Эти отчеты имеют
ограниченный круг данных в форме краткого финансового отчета, который может
использоваться для специального обзора или анализа, проводимого внешним
аудитором. Промежуточные
отчеты внимательно изучаются
чтобы определить ранние признаки будущих изменений в доходах компаний.
Отчеты Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям (ФКЦБ). Акционерные
общества должны предоставлять ежегодные, квартальные и текущие отчеты в ФКЦБ.
Они доступны для всех желающих ознакомиться за небольшую плату. Комиссией
установлена стандартная форма ежегодных отчетов (ф. № 10-К). Этот отчет более
содержателен, чем
публикуемый годовой отчет
является ценным источником информации. Ею бесплатно могут пользоваться
акционеры компании. Ежеквартальный отчет также содержит важную информацию о
текущей финансовой деятельности. Текущие отчеты (ф. № 8-К) должны быть
представлены в течение 15 дней после какого-либо важного события. Часто
случается, что это событие и есть первый предвестник важных изменений,
которые могут повлиять на финансовую политику компании.
Периодические издания деловых кругов и фирм по оказанию консультационных услуг в
инвестиционных и кредитных вопросах. Специалисты в области финансов должны быть
в курсе происходящих в мировой экономике событий. Наверное, лучшим источником
финансовой информации является “Уолл Стрит Джорнел”, ежедневная и наиболее
содержательная финансовая газета в США. Есть и другие издания, публикуемые один
или два раза в неделю, такие как “Форбз”, “Бэрронз”, “Форчун”, “Уоммершал энд
Файнэншл Кронкл”. Для более детальной информации о финансовом положении
компаний существуют специальные сборники, издаваемые такими фирмами, как
“Moody`s Investors Service” и “Standard & Poor`s Industrial Surveys”.
Отраслевые показатели (средние коэффициенты и кредитные ставки) можно найти в
агентствах, например “Dun & Bradstreet Corporation”. Эта компания, помимо
других услуг, публикует в “Ки Бизнесс Рэйшез” ежегодно 14 относительных
показателей по 125 промышленным группам, таким, как розничная и оптовая
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия