Анализ финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать финансовую отчетность и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности организации.
Задачи курсовой работы:
– изучить состав и основные показатели бухгалтерской отчетности;
– рассмотреть методику оценки финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности;
– провести анализ состава, структуры, динамики активов и пассивов организации;

Содержание

Введение 3
1 Роль и значение бухгалтерской отчетности в финансовом управлении предприятием 6
1.1 Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее пользователи 6
1.2 Методы анализа бухгалтерской отчетности 10
1.3 Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» 13
1.4 Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» 14
2 Анализ финансовой отчетности ОАО «ЦБЗ» 15
2.1 Характеристика организации ОАО «ЦБЗ» 15
2.2 Анализ структуры и динамики имущества и источников его формирования 20
2.3 Анализ ликвидности баланса 33
2.4 Оценка финансовой устойчивости с помощью абсолютных показателей 39
3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния ОАО «ЦБЗ» 43
3.1 Разработка финансовой политики предприятия 43
3.2 Реструктуризация задолженности 46
3.3 Реструктуризация бизнеса 49
Заключение 52
Список использованных источников 53

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 128.98 Кб (Скачать)
  • переменные затраты, которые возрастают или снижаются пропорционально объему производства. Это расходы на сырье и материалы, электроэнергию, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
  • постоянные затраты, измерение которых не связано непосредственно с изменением объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на организацию и управление производством;
  • смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной частей. К ним можно отнести затраты на ремонт машин и оборудования, почтовые, телеграфные и другие расходы.

     Стержневой  вопрос кредитной политики - определение  необходимости привлечения заемных  средств. Для принятия решения о  привлечений таких средств составляют план их возврата, рассчитывают процентную ставку и сумму процентов по каждому  кредитному договору. Затем определяют источники прибыли выплаты кредита  с учетом условий налогообложения  прибыли. Привлечение заемного капитала может быть целесообразно не только при недостатке собственного капитала, но и случае такого повышения рентабельности последнего, когда эффект от вложения средств может быть значительно  выше, чем процентная ставка за кредит. Общий план работы финансовой службы в этом направлении следующий:

  • рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от привлечения средств);
  • выбрать кредитную организацию, учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы расчета (сложным или простым процентом), сроки погашения, формы выдачи кредита, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредита и т.д.;
  • составить план погашения заемных средств, рассчитать процентную сумму с учетом порядка налогообложения прибыли.

     Управление  оборотными средствами, дебиторской  и кредиторской задолженностью и  другими средствами краткосрочного финансирования. От эффективности управления оборотными средствами напрямую зависят  рентабельность производства и вероятность  неплатежеспособности предприятия. Это  одна из трудных и повседневных задач  финансовой службы, которая решается в три этапа:

  • анализ оборачиваемости оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • инвентаризация задолженности;
  • расчет штрафных санкций.

     В зависимости от результатов анализа  принимают решения о предъявлении соответствующих претензий к  должникам, вплоть до обращения в  арбитражный суд. После изучения дебиторской и кредиторской задолженности  проводят следующие мероприятия:

  • принимают решения о замене неденежных форм расчетов денежными или их сокращения на основе вексельных форм расчетов;
  • составляют программы ликвидации задолженности по заработной плате, если такая задолженность имеет место;
  • определяют возможность реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

     Амортизационная политика. Амортизационная политика предприятия в современных условиях- один из эффективных инструментов финансового  оздоровления. Предприятия имеют  право использовать любые методы переноса авансированной стоимости  на издержки производства. Для предприятий  агропромышленного комплекса эффективен ускоренный метод начисления применительно  к активной части основных производственных фондов (автомобилям, тракторам). Однако здесь есть проблема — срок службы значительной части машин находится за пределами сроков начисления амортизации. Необходимы переоценка, уменьшение налога на имущество, снижение внереализационных расходов.

     Для тракторов, используемых в сельском хозяйстве, среди ускоренных методов  начисления амортизации наиболее предпочтительным является регрессивный. Как показывают результаты исследований, коэффициенты регрессии основных марок тракторов  находятся в диапазоне 1,5-3,0. Нормы  амортизации на полное восстановление, рассчитанные регрессивным методом, предполагают некоторое завышение темпов формирования фонда для машин начального периода  эксплуатации. Однако это завышение  в определенной степени имеет  положительный характер, так как  оно направлено на ослабление потерь от морального износа техники, устранение разрыва между реальной (рыночной) и балансовой стоимостью машин в  интервале между периодическими переоценками основных фондов.

      3.2 Реструктуризация задолженности

 

     Финансовое  оздоровление предприятий имеет  следующие цели: приостановление  разрушения производственного потенциала, обеспечение доступа к кредитным  ресурсам, погашение текущих платежей в бюджет и внебюджетные фонды, создание условий для выполнения долговых обязательств.

     Наиболее  важными мерами по оздоровлению экономики  большинства предприятий являются отсрочка платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, и  совершенствование бизнеса. В экономике  эти процессы называют реструктуризацией.

     Реструктуризация  задолженности предусматривает  отсрочку платежа по задолженности, рассрочку уплаты задолженности, списание части задолженности, пересчет пени. Данные процедуры могут осуществляться соответствующими службами предприятия, представителями налоговых органов, внебюджетных фондов, поставщиками и подрядчиками, а также отдельными работниками, если у предприятия перед ними имеется задолженность по заработной плате.

     Для реструктуризации задолженности в  бюджеты (федеральный, субъекта, района) издаются соответствующие постановления, которые обеспечивают правовую основу этих действий. Выполнение постановлений  контролирует исполнительная власть соответствующего уровня. В постановлениях определяется перечень предприятий-должников, общая  сумма задолженности, начало и срок погашения, порядок ежегодных выплат.

     Реструктуризация  задолженности по платежам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и механизмы ее реализации определяются соответствующими постановлениями, положениями  и соглашениями. Инициаторами подготовки постановлений о реструктуризации, как правило, являются органы Федерации  и административных районов, так  как на этом уровне сосредоточивается  вся необходимая информация о  задолженности и возможности  осуществления платежей всех видов. На уровне предприятий реструктуризацией  занимаются финансовые службы. Их задача заключается в сверке задолженности: по платежам в бюджеты разных уровней - с районной налоговой службой, по платежам во внебюджетные фонды - с  каждым отделением соответствующего фонда. По результатам сверки готовят справку  о задолженности по платежам с  указанием общей суммы, разбивкой  ее на недоимки, штрафы, пени. После  инвентаризации всех задолженностей анализируют  возможность осуществления текущих  платежей предприятия. Итоги инвентаризации задолженности и справку о  возможности выполнения текущих  платежей вместе с заявкой о реструктуризации направляют в организации и ведомства, с которыми будут заключаться  соглашения о реструктуризации. После  заключения соглашений в бухгалтерские  балансы вносят соответствующие  дополнения. Это позволяет более правильно оценить текущее финансовое состояние предприятия после реструктуризации задолженностей.

     Не  менее ответственной является реструктуризация задолженности поставщикам и  подрядчикам. Кредиторы, как правило, неоднородны по составу (крупные  и мелкие), а также по активности обращения в арбитражный суд  с целью получения задолженности. При обращении в суд кредиторы  этой группы не преследуют цель признать предприятие банкротом, так как  в случае банкротства согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»  их требования будут удовлетворены  только в пятую очередь. Чаще всего  обращаются в арбитражный суд  состоятельные кредиторы, например службы, осуществляющие энергоснабжение.

     Неплатежеспособное  предприятие должно выявить размер задолженности и намерения кредиторов на ближайшую перспективу, а затем  начать работу по реструктуризации задолженности. При этом важно, чтобы инициативу проявило предприятие-должник. В случае отдельного обращения «активного»  кредитора в арбитражный суд  его персональное требование может  быть удовлетворено в первую очередь, без учета требований других кредиторов. По решению арбитражного суда имущество  предприятия подвергается аресту и  продаже в следующем порядке:

  • имущество, не участвующее непосредственно в производстве, ценные бумаги, легковой автотранспорт;
  • готовая продукция, материальные ценности, не участвующие и не предназначенные для участия в производстве;
  • объекты недвижимости, сырье, материалы, оборудование и другие основные средства производства;
  • имущество по договорам аренды и займа.

     Имущество арестовывается по балансовой стоимости, а реализуется по цене, по которой  его можно продать. Если денег  от продажи имущества недостаточно для погашения задолженности  перед «активным» кредитором, то реализуется  следующая группа ликвидных активов, и так до тех пор, пока не будет погашена вся сумма иска. Очевидно, в этих условиях предприятию-должнику целесообразнее самому определить течение возможных событий, так как только ему известна ценность имущества для сохранения предприятия. По решению арбитражного суда аресту подвергается имущество, которое привлекательно с точки зрения ликвидности, а не с точки зрения полезности собственнику. Кроме того, продажа арестованного имущества осуществляется на комиссионных началах. Цена устанавливается без участия предприятия-должника; она же может быть и понижена после установленного срока до тех пор, пока имущество не будет продано. Предприятию-должнику также выгоднее самому выбрать стратегию взаимоотношений с кредитором, так как в этом случае возможен один из следующих вариантов:

  • заключение договора на погашение задолженности поставками сельскохозяйственной продукцией;
  • принятие кредитора в члены предприятия (кроме унитарного). В этом случае взносом в уставный капитал может стать сумма задолженности;
  • перевод своей дебиторской задолженности на кредитора;
  • активизация деятельности по возврату дебиторской задолженности.

     Если  предприятие-должник является акционерным  обществом, то кредитор может купить на сумму задолженности акции  по номинальной стоимости, скорректированной  на условия и цены периода формирования акционерного капитала.

      3.3 Реструктуризация бизнеса

 

     Реструктуризация  задолженности является первым шагом  позитивного разрешения сложной  финансовой ситуации. Далее должен быть сделан второй шаг - накопление денежных ресурсов для погашения отсроченной  задолженности. Эта задача может  быть решена на основе проведения реструктуризации бизнеса по следующим направлениям:

Таблица 3.1 – Реструктуризация бизнеса

Направление Цель
Разграничение (определение прав) собственности  между собственниками предприятия  Определение экономических  интересов участников
Формирование  системы управления предприятием, ориентированной  на функционирование в условиях рынка  Оперативное принятие решений с высоким уровнем  ответственности за последствия  их реализации
Освоение  новых технологий и производства новых видов продукции  Повышение конкурентоспособности  продукции 
Создание  дочерних предприятий  Повышение ответственности  руководителей подразделений, снижение налогового бремени 
Продажа части неиспользуемого имущества  Предотвращение  хищения имущества, снижение расходов по консервации и охране имущества 
Ликвидация, сокращение, консервация, передача в  аренду нерентабельных производств  и активов  Сокращение  расходов предприятий, расчет на благоприятную  рыночную конъюнктуру и оживление  экономики страны
Сокращение  избыточного персонала, приведение оплаты труда в соответствие с  фактическими результатами работы Сокращение  затрат на рабочую силу

Информация о работе Анализ финансовой отчетности