Автор: Артур Ворон, 07 Июня 2010 в 08:07, дипломная работа
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Введение…………………………………………………………... 5
1. Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение. 7
1.1. Принципы организации финансового анализа…………………. 9
1.2. Цели и методы финансового анализа…………………………… 10
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия…13
1.4. Общий анализ финансового состояния…………………………. 17
1.5. Система показателей финансового состояния предприятия и методы их пределения…………… 20
1.5.1 Оценка платежеспособности…………………………………….. 20
1.5.2 Оценка кредитоспособности…………………………………….. 23
1.5.3 Оценка финансовой устойчивости………………………………. 26
1.5.4 Оценка коэффициентов финансовых результатов……………… 29
2. Анализ финансового состояния предприятия ООО ФТЦ «Нарспи»………………………………………………………….. 37
2.1. Общий анализ финансового состояния…………………………. 37
2.1.1 Анализ актива баланса……………………………………………. 41
2.1.2 Анализ пассива баланса…………………………………………... 43
2.1.3 Анализ запасов и затрат………………………………………….. 45
2.1.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…. 47
2.2. Анализ финансовой устойчивости………………………………. 56
2.3. Анализ ликвидности баланса……………………………………. 58
2.4. Анализ коэффициентов финансовых результатов……………… 63
2.5. Анализ структуры капитала на ООО ФТЦ «Нарспи»………….. 67
2.6. Анализ показателей рентабельности…………………………….. 69
2.7. Анализ показателей деловой активности……………………….. 72
3. Возможные рекомендации по улучшению финансового состояния ООО ФТЦ «Нарспи»………75
3.1. Переход на упрощенную систему налогообложения…………... 78
3.2. Привлечение внешних кредитов и займов……………………… 80
3.3. Снижение основных затратных статей себестоимости………… 82
Заключение……………………………………………………….. 84
Список используемой литературы………………………………. 87
Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж продукции и услуг. В процессе анализа изучают показатели выполнения плана по прибыли и определяют факторы изменения ее суммы.
Сформировав аналитический баланс, проводим анализ финансового состояния предприятия. Все показатели, используемые в Росси для финансового анализа, формируют по группам, характеризующие ту или иную оценку предприятия.
Показатели
этой группы определяют, насколько
эффективно предприятие использует свои
в целях получения прибыли. В России проценты
к уплате включаются в операционные расходы
и тем самым уменьшают величину прибыли
до налогообложения. Увеличение величины
прибыли до налогообложения на процент
к уплате приближает расчет рентабельности
к методам, принятым в международной практике.
Показатели оценки прибыльности хозяйственной
деятельности рассчитывается в процентах
либо по отношению к среднегодовой величине
активов, собственного капитала (сумме
показателей на конец и начало периода),
либо по отношению к этим показателям
на конец периода. Чем выше показатель
рентабельности активов, тем лучше. Показатель
рентабельности собственного капитала
позволяет сравнить прибыльность работы
предприятия с возможным доходом от вложения
средств собственников в другие предприятия
(ценные бумаги) и служит критерием при
анализе курсов акций на рынке ценных
бумаг. Рентабельность общих инвестиций
определяется как отношение суммы прибыли
до налогообложения и процентов по долгосрочным
обязательствам к общим инвестициям: долгосрочные
обязательства плюс собственный капитал
(перманентный капитал) и показывает, насколько
эффективно использовались инвестированные
средства, т.е. сколько получено прибыли
на 1 рубль инвестированных средств. Коэффициент
прибыли на долгосрочные обязательства
косвенно показывает возможность погашения
долгосрочных кредитов; его следует сравнивать
со ставками процентов за кредиты.
Таблица
2.6. Критериальные показатели рентабельности
ООО ФТЦ «Нарспи» за 2002г.
Наименование показателя | Метод расчета |
| |
1 | 2 |
1.1 Рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения | |
1.2
Рентабельность собственного |
|
1.3 Рентабельность общих инвестиций | |
1.4 Коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства | |
2. Показатели оценки эффективности управления | |
2.1 Рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения (общая прибыль на рубль оборота) | |
Продолжение таблицы 2.6. | |
1 | 2 |
2.2 Рентабельность
всех операций по чистой |
|
2.3 Рентабельность основной деятельности предприятия | |
2.4 Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство | |
2.5 Коэффициент покрытия | |
С помощью показателей этой группы оценивается прибыльность всех направлений деятельности предприятия; определяется доля прибыли в выручке от продаж (валовом доходе). Все эти показатели рассчитываются в процентах по данным формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”. При расчете рентабельности основной деятельности и рентабельности реализованной продукции к затратам на ее производство используется только прибыль от реализации продукции, работ, услуг. Данный показатель определяет эффективность только производственного процесса. Рентабельность реализованной продукции к затратам на ее производство показывает, насколько эффективно используются материальные ресурсы предприятия в процессе его производственной деятельности. Коэффициент покрытия или коэффициент валовой прибыли – это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью (прямыми переменными издержками) и объемом продаж. Он показывает долю валовой прибыли (маржи) в объеме продаж и является одним из важных для принятия управленческих решений.
По данным таблицы 2.6. можно сделать следующие основные выводы: за 2002 год в целом деятельность предприятия является рентабельной. Рентабельность всех активов, рассчитанная по прибыли до налогообложения составляет 3,5%, рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли 0,9%. Очевидно, что для повышения эффективности работы ООО ФТЦ «Нарспи» необходим рост показателя рентабельности. Это можно сделать следующими путями: путем сокращения себестоимости (затрат предприятия), поскольку это основной показатель, влияющий на прибыльность предприятия. Зависимость прибыли от затрат обратная, следовательно необходимо их снижение. Параллельно со снижением затрат, необходим рост выручки, что можно сделать путем сдвигов в структуре реализованной продукции (повышении доли более конкурентоспособной, более рентабельной продукции в общей сумме реализации).
Коэффициент покрытия в размере 9,3% составляет среднее значение по отрасли. Он показывает соотношение между валовой прибылью предприятия и выручкой предприятия за отчетный период (2002 год), долю валовой прибыли в доходах предприятия.
Рентабельность
собственного капитала составляет 4,8%.
Очевидно, что такое значение показателя
в 2002 году против 0% в 2001 году обеспечено
наличием нераспределенной прибыли отчетного
года. Данную прибыль можно использовать
на различные нужды, в том числе и на пополнение
собственных средств (капитала) предприятия.
Таблица
2.7. Расчетные данные для анализа
финансовых результатов деятельности
предприятия за 2002 год
|
Для
анализа финансовых результатов
из таблицы 2.7 показательным являются
разные темпы роста себестоимости продукции
и выручки от ее продажи. Темп роста себестоимости
в абсолютном выражении составил 345 тыс.
руб. против 190 тыс. руб. по выручке. В идеальном
варианте работы предприятия темп роста
выручки должен опережать темп роста затрат.
Таким образом у рассматриваемого предприятия
существуют тенденции, которые можно охарактеризовать
как неэффективная работа предприятия,
однако, при наличии положительной рентабельности
основной деятельности, при наличии свободных
денежных средств и нераспределенной
прибыли у ООО ФТЦ «Нарспи» существуют
резервы для улучшения сложившейся финансовой
ситуации.
2.2.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ
Для
определения финансовой устойчивости
(типа финансовой ситуации) составим и
рассмотрим таблицу 2.8.
Таблица
2.8. Расчет показателей для определения
финансовой устойчивости за 2002 год
|
Расчет показателей финансовой устойчивости по абсолютным показателям показал, что на начало и конец 2002 года у ООО ФТЦ «Нарспи» неустойчивая финансовая ситуация. Связано это, прежде всего, с тем, что внеоборотные активы предприятия не подкреплены источниками собственных средств (то есть имеется недостаток собственных оборотных средств). Также с тем, что предприятие не использует долгосрочные заемные средства, которые являются источниками внешнего финансирования и могут быть использованы для пополнения собственных оборотных средств ООО ФТЦ «Нарспи».
При анализе финансовой устойчивости предприятия по относительным показателям можно отметить следующее:
Коэффициент задолженности увеличился с 3,22 на начало периода до 3,44 на конец, что свидетельствует об усилении зависимости предприятия от заемных источников. Соответственно снизился коэффициент финансирования с 0,31 на начало до 0,29 на конец года, при этом в обоих случаях он значительно ниже нормы (>=1).
Коэффициент
напряженности также не соответствует
норме(<==0,5) и тяготеет к увеличению
(0,76 на начало периода и 0,82 на конец), что
свидетельствует о превышении доли заемного
капитала в общей сумме источников покрытия
запасов и затрат предприятия. Но коэффициент
финансовой устойчивости не изменился
(0,24) и остался на таком же низком уровне,
что говорит о неустойчивом финансовом
состоянии предприятия из-за недостатка
собственных и долгосрочных средств для
покрытия всех запасов и затрат предприятия.
Таблица
2.9. Анализ финансовой устойчивости предприятия
в 2002 году (по относительным показателям)
|
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия