Автор: Артур Ворон, 07 Июня 2010 в 08:07, дипломная работа
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством. Активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Введение…………………………………………………………... 5
1. Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение. 7
1.1. Принципы организации финансового анализа…………………. 9
1.2. Цели и методы финансового анализа…………………………… 10
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия…13
1.4. Общий анализ финансового состояния…………………………. 17
1.5. Система показателей финансового состояния предприятия и методы их пределения…………… 20
1.5.1 Оценка платежеспособности…………………………………….. 20
1.5.2 Оценка кредитоспособности…………………………………….. 23
1.5.3 Оценка финансовой устойчивости………………………………. 26
1.5.4 Оценка коэффициентов финансовых результатов……………… 29
2. Анализ финансового состояния предприятия ООО ФТЦ «Нарспи»………………………………………………………….. 37
2.1. Общий анализ финансового состояния…………………………. 37
2.1.1 Анализ актива баланса……………………………………………. 41
2.1.2 Анализ пассива баланса…………………………………………... 43
2.1.3 Анализ запасов и затрат………………………………………….. 45
2.1.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…. 47
2.2. Анализ финансовой устойчивости………………………………. 56
2.3. Анализ ликвидности баланса……………………………………. 58
2.4. Анализ коэффициентов финансовых результатов……………… 63
2.5. Анализ структуры капитала на ООО ФТЦ «Нарспи»………….. 67
2.6. Анализ показателей рентабельности…………………………….. 69
2.7. Анализ показателей деловой активности……………………….. 72
3. Возможные рекомендации по улучшению финансового состояния ООО ФТЦ «Нарспи»………75
3.1. Переход на упрощенную систему налогообложения…………... 78
3.2. Привлечение внешних кредитов и займов……………………… 80
3.3. Снижение основных затратных статей себестоимости………… 82
Заключение……………………………………………………….. 84
Список используемой литературы………………………………. 87
1.2.
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ
ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
Качество принимаемых управленческих решений на уровне хозяйствующего субъекта зависит от качества их аналитического обоснования.
Получение небольшого числа ключевых информативных показателей, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, является основной целью финансового анализа. В ходе финансового анализа выявляются изменения в составе имущества хозяйствующего субъекта и в источниках его формирования, в финансовых результатах деятельности (его прибылей и убытков), в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности.
Одним из важнейших приемов является чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. Однако данная информация, несмотря на ее значимость для принятия управленческих решений, не достаточна, так как не позволяет оценить динамику основных показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий, что актуально в условиях конкурентной борьбы. Это достигается с помощью:
- составления сравнительных таблиц, выявления абсолютного и относительного отклонения;
- исчисления показателей за ряд лет в процентах к итоговому показателю (к итогу баланса);
- исчисления относительных
Наряду с абсолютными показателями, характеризующими различные аспекты финансового состояния, используются и финансовые коэффициенты. Финансовый коэффициент представляет собой
относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются на коэффициенты распределения и координации. Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Данные коэффициенты используются в основном в предварительном анализе.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.
Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан на существовании определенных соотношений между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.
Помимо финансовых коэффициентов в анализе финансового состояния важную роль играют абсолютные показатели, которые рассчитываются на основе отчетности (чистые активы — реальный собственный капитал, собственные оборотные средства, показатели оборачиваемости запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.
Практика финансового анализа позволяет выявить основные методы чтения финансовой отчетности.
Горизонтальный (временный) анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый
анализ позволяет осуществить
Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет осуществить расчет отношений данных отчетности, определить взаимосвязи показателей.
Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.
Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться как внутри предприятия (сравнение внутрихозяйственное по отдельным показателям хозяйствующего субъекта), так и вне, т.е. сравнение показателей данного хозяйствующего субъекта с показателями конкурирующих субъектов хозяйствования, со средними общеэкономическими данными.
Финансово-экономический
анализ может осуществляться разными
методами. К количественным методам
относят статистические (наблюдение,
сравнение, абсолютные и относительные
величины, средние величины, сводка, группировка,
ряды динамики, индексы и т.д.), экономико-математические
(методы математического программирования,
экономико-математического моделирования
и факторного анализа, исследование операции
и т.д.). Каждый из экономико-математических
методов делится на отдельные приемы,
способы, используемые в аналитической
работе.
1.3.
ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать следующие задачи:
1.
На основе изучения
2.
Прогнозировать возможные
3.
Разрабатывать конкретные
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующих изменения:
Анализ
финансового состояния
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки – для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики – для своевременного получения платежей; налоговые инспекции – для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний (рис.1.3.1).
Внутренний
анализ проводится службами предприятия,
его результаты используются для планирования,
контроля и прогнозирования финансового
состояния предприятия. Его цель – обеспечить
планомерное поступление денежных средств
и разместить собственные и заемные средства
таким образом, чтобы получить максимальную
прибыль и исключить банкротство.
Анализ хозяйственной деятельности |
Финансовый
анализ |
Управленческий
анализ |
Внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности | Внутрихозяйственный финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и отчетности | Внутрихозяйственный производственный анализ по данным управленческого учета |
Рис.
1.3.1. Направления анализа
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.
Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в рис.1.3.1.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т. д.
Практика
финансового анализа уже
внутрихозяйственный – сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений;
межхозяйственный
– сравнение показателей
факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
1.4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия