Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Анализом финансового состояния предприятия, организации

занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители,

инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов. Банки для

оценки условий предоставления кредита и определение степени риска,

поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для

выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ

является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое

состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств

предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основным

фактором, определяющими финансовое состояние предприятия, являются, во-

первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения

потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых,

скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным

показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает

платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность

вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить

оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Содержание

| |Введение…………………………………………………………... |5 |

|1. |Анализ финансового состояния предприятия: роль и значение. |7 |

|1.1. |Принципы организации финансового анализа…………………. |9 |

|1.2. |Цели и методы финансового анализа…………………………… |10 |

|1.3. |Задачи, основные направления и информационное обеспечение | |

| |анализа финансового состояния предприятия….. |13 |

|1.4. |Общий анализ финансового состояния…………………………. |17 |

|1.5. |Система показателей финансового состояния предприятия и | |

| |методы их определения………………………………………….. |20 |

|1.5.1|Оценка платежеспособности…………………………………….. |20 |

|1.5.2|Оценка кредитоспособности…………………………………….. |23 |

|1.5.3|Оценка финансовой устойчивости………………………………. |26 |

|1.5.4|Оценка коэффициентов финансовых результатов……………… |29 |

|2. |Анализ финансового состояния предприятия ООО ФТЦ |37 |

| |«Нарспи»………………………………………………………….. | |

|2.1. |Общий анализ финансового состояния…………………………. |37 |

|2.1.1|Анализ актива баланса……………………………………………. |41 |

|2.1.2|Анализ пассива баланса…………………………………………... |43 |

|2.1.3|Анализ запасов и затрат………………………………………….. |45 |

|2.1.4|Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…. |47 |

|2.2. |Анализ финансовой устойчивости………………………………. |56 |

|2.3. |Анализ ликвидности баланса……………………………………. |58 |

|2.4. |Анализ коэффициентов финансовых результатов……………… |63 |

|2.5. |Анализ структуры капитала на ООО ФТЦ «Нарспи»………….. |67 |

|2.6. |Анализ показателей рентабельности…………………………….. |69 |

|2.7. |Анализ показателей деловой активности……………………….. |72 |

|3. |Возможные рекомендации по улучшению финансового состояния | |

| |ООО ФТЦ «Нарспи»…………………………………. |75 |

|3.1. |Переход на упрощенную систему налогообложения…………... |78 |

|3.2. |Привлечение внешних кредитов и займов……………………… |80 |

|3.3. |Снижение основных затратных статей себестоимости………… |82 |

| |Заключение……………………………………………………….. |84 |

| |Список используемой литературы………………………………. |87

Работа содержит 1 файл

Анализ финансового состояния предприятия.doc

— 591.00 Кб (Скачать)

позиции улучшения  финансового состояния предприятия.

    2.  Прогнозировать  возможные  финансовые   результаты,   экономическую

рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности,

наличия собственных  и заемных ресурсов и разработанных  моделей  финансового

состояния при  разнообразных вариантах использования  ресурсов.

    3.  Разрабатывать   конкретные  мероприятия,   направленные   на   более

эффективное  использование  финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового

состояния предприятия.

    Для  оценки устойчивости финансового  состояния предприятия  используется

система показателей, характеризующих изменения:

         . структуры капитала предприятия по его размещению  и источникам

           образования;

         . эффективности и интенсивности  использования капитала;

         . платежеспособности и кредитоспособности  предприятия;

         . запаса финансовой устойчивости предприятия.

    Анализ  финансового состояния предприятия  основывается  главным  образом

на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в

условиях  инфляции  сложно  привести  к  сопоставимому  виду.  Относительные

показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно

сравнить:

         .  с  общепринятыми  «нормами»   для   оценки   степени   риска   и

           прогнозирования возможности банкротства;

         . с аналогичными данными других  предприятий, что позволяет выявить

           сильные и слабые стороны предприятия  и его возможности;

         . с аналогичными данными за  предыдущие годы для изучения  тенденции

           улучшения или ухудшения финансового  состояния предприятия.

    Анализом  финансового состояния  занимаются  не  только  руководители  и

соответствующие службы предприятия, но  и  его  учредители,  инвесторы  –  с

целью изучения эффективности  использования  ресурсов;  банки  –  для  оценки

условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для

своевременного  получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для  выполнения

плана поступления  средств в бюджет и  т.д.  В  соответствии  с  этим  анализ

делится на внутренний и внешний (рис.1.3.1).

    Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его  результаты

используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового

состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление

денежных средств  и разместить собственные и заемные средства таким  образом,

чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство. 
 
 

|Анализ хозяйственной  деятельности                | 
 
 

|Финансовый            |                            |Управленческий      |

|анализ                |                            |анализ              | 
 

|Внешний финансовый    | |Внутрихозяйственный    | |Внутрихозяйственный  |

|анализ по данным      | |финансовый анализ по   | |производственный     |

|публичной финансовой  | |данным бухгалтерского  | |анализ  по данным     |

|(бухгалтерской)       | |учета и отчетности     | |управленческого учета|

|отчетности            | |                       | |                     | 

    Рис. 1.3.1. Направления анализа хозяйственной  деятельности 

    Внешний  анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных  и

финансовых  ресурсов,  контролирующими  органами   на   основе   публикуемой

отчетности. Его  цель – установить возможность  выгодного  вложения  средств,

чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить  потери. Внешний  анализ  имеет

следующие особенности:

         .  множество  субъектов   анализа,  пользователей   информацией   о

           деятельности предприятия;

         . разнообразие целей и интересов  субъектов анализа;

         . наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

         . ориентация анализа только на  внешнюю отчетность;

         . ограниченность задач анализа  при  использовании  только  внешней

           отчетности;

         . максимальная открытость результатов   анализа  для  пользователей

           информации о деятельности предприятия.

    Как   известно,  предприятие  –   сложное  формирование,   состоящее   из

партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди  партнерских

групп можно выделить основные и не основные.

    Перечень  основных  партнерских  групп,  их   вклад   в   хозяйственную

деятельность предприятия, требования в отношении компенсации  своего  участия

и интересы,  которых  они  добиваются  в  предпринимательской  деятельности,

систематизированы в рис.1.3.1.

    Основные  партнерские группы заинтересованы  в успехах  предприятия,  так

как от этого находится  в прямой зависимости их благополучие.

    К не  основным  партнерским  группам   относятся  группы,  опосредованно

заинтересованные  в успехах предприятия – страховые компании,  аудиторские  и

юридические фирмы  и т. д.

    Практика  финансового анализа уже выработала  методику анализа финансовых

отчетов. Можно  выделить шесть основных видов анализа:

         . горизонтальный (временной) анализ  –  сравнение  каждой  позиции

           отчетности с предыдущим периодом;

         .  вертикальный  (структурный)  анализ  –  определение   структуры

           финансовых показателей;

         . трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчетности  с   рядом

           предшествующих периодов и определение тренда, то  есть  основной

           тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний  и

           индивидуальных особенностей отдельных  периодов;

         . анализ относительных показателей  (финансовых  коэффициентов)  –

           расчет числовых отношений различных  форм отчетности, определение

           взаимосвязей показателей;

         . сравнительный анализ, который  делится на:

    внутрихозяйственный  –  сравнение  основных  показателей  предприятия  и

дочерних предприятий, подразделений;

    межхозяйственный  – сравнение  показателей   предприятия  с  показателями

конкурентов, со среднеотраслевыми;

    факторный  анализ  –  анализ  влияния   отдельных  факторов  (причин)  на

результативный  показатель.

                   1.4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 
 

    Основными  составляющими финансового анализа  предприятия являются: 
 

            Общий анализ. 
 

            Анализ финансовой устойчивости. 
 

            Анализ ликвидности баланса. 
 

            Анализ коэффициентов финансового  состояния. 
 

            Анализ коэффициентов финансовых  результатов. 

    В условиях  рыночных отношений большую роль  играет  анализ  финансового

состояния предприятия.  Это  связано  с  тем,  что  предприятие,  приобретая

самостоятельность,  несет  полную  ответственность   за   результаты   своей

деятельности. Эта  ответственность, прежде всего, перед  своими  акционерами,

работниками предприятия, банком, финансовыми органами и кредиторами.

    Финансовое  состояние  предприятия  определяется  способностью  погасить

свои долги и  обязательства.

    Финансовое  состояние  предприятия  зависит   как  от   производственно-

коммерческой деятельности, так и от финансовой деятельности.

    Производственно-коммерческая  деятельность  обеспечивает  своевременный

выпуск и реализацию продукции, и, соответственно, своевременное  поступление

денежных средств.

    Финансовая  деятельность  охватывает  процессы  формирования,  движения,

обеспечения сохранности  имущества предприятия,  контроль  за  их  правильным

размещением и  эффективностью использования.

    Задачи  анализа финансового состояния  предприятия:

    -  изучение  платежеспособности  предприятия   и   ликвидности   активов

баланса;

    - оценка  динамики состава и структуры активов, изучение их состояния  и

движения;

    - оценка  динамики состава и структуры  источников средств,  изучение  их

состояния и движения;

    - изучение  финансовой устойчивости предприятия;

    - определение  эффективности использования оборотных  средств.

    Результатом  общего анализа является предварительная  оценка  финансового

состояния предприятия, исключающая итоги анализа:

           . динамики валюты баланса (суммы  значений показателей  актива  и

             пассива баланса). Нормой считается  увеличение валюты  баланса.

             Уменьшение, как  правило,  сигнализирует   о  снижении  объемов

             производства    и    может    служить    одной    из    причин

             неплатежеспособности предприятия;

           .  структуры   активов.   Определение   долей   иммобилизованных

             (внеоборотных) и мобильных (оборотных)  активов,  установление

             стоимости  материальных  оборотных   активов   (необоснованное

             превышение  приводит  к  затовариванию,  а   недостача   –   к

             невозможности  нормального   функционирования   производства).

             Определение  величины  дебиторской   задолженности  со   сроком

             погашения менее года и больше  года,  просроченной  дебиторской

             задолженности, величины свободных денежных средств предприятия

             в наличной (касса) и безналичной  (расчетный  счет)  формах  и

             краткосрочных финансовых вложений;

           .  структуры  пассивов.  Анализ  проводится  во  взаимосвязи   с

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения