Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:41, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что анализ безубыточности важен для оценки текущего состояния предприятия и его динамики, а также для выработки стратегии развития компании. Одной из важных задач комплексного экономического анализа является сбор, обобщение информации и анализ полезной для принятия менеджерами и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений. Принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия.
Введение 4
1.Информация о предприятии 6
1.1 Краткая характеристика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТИЗ» 6
1.2 Характеристика деятельности ОАО «ММК-Метиз» 9
1.2.1 Сбытовая деятельность 9
1.2.2 Производственная деятельность 11
1.2.3 Финансово-экономические показатели 12
1.3. Описание технологического процесса ОАО «ММК-Метиз» 16
2. Теоретические основы анализа безубыточности 18
2.1 Концепция безубыточности в современной экономике 18
2.2 Дифференциация затрат на постоянные и переменные 21
3.Анализ безубыточности на примере ООО «ММК-Метиз» 23
3.1 Распределение затрат на постоянные и переменные 23
3.2 Графический метод расчета области изменения точки безубыточности 28
3.3 Статистический метод определения точки нулевой прибыли 30
3.4 Аналитический метод расчета возможной точки нулевой прибыли 33
4. Способы совершенствования проведения анализа безубыточности. 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
В данной работе рассмотрены основные методы определения точки нулевой прибыли:
Все три метода анализа безубыточности показали достаточно точные механизмы нахождения точки нулевой прибыли. Самые точные результаты были представлены в статистическом варианте, диапазон изменения ТПН в нем составил [16,4;17].
Достаточно точные результаты также показал аналитический метод - [16,15;17,59]. Продолжением анализа безубыточности является использование операционного рычага или производственного левериджа.
Производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.[4]
Производственный рычаг определяется по формуле (4.1), либо рассчитывается по-другому (4.2):
где Эпл - эффект производственного левериджа;
МД - маржинальный доход;
Зпост - постоянные затраты;
П - прибыль.
Необходимым условием применения механизма производственного левереджа является использование маржинального дохода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
В таблице 4.1 представлен расчет эффекта производственного левериджа.
Таблица 4.1 – Расчет эффекта производственного левериджа
Показатель | 2008 год | 2009 год |
Выручка от продаж | 18451595,2 | 19485478,4 |
Переменные затраты | 16852727,04 | 17789870,08 |
Маржинальный доход | 1598868,16 | 1695608,32 |
Постоянные затраты | 24923,2 | 24923,2 |
Прибыль | 1573944,96 | 1670685,12 |
Объем реализованной продукции (тыс. рулонов) | 1078,56 | 1117,36 |
Эффект производственного левереджа | 1,016 | 1,0156 |
Используя механизм производственного левереджа, можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки. Для нашего примера эффект производственного левереджа составляет в среднем 1,016 единиц. Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 1,016%, а при снижении выручки на 5-6% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой.
Производственный левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:
В таблице 4.2 рассчитаем порог рентабельности и порог безубыточности для каждого товара, так как данные показатели служат необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара, ведь если производство того или иного вида продукции перестает покрывать затраты, его необходимо изымать из ассортимента.
Таблица 4.2 – Расчет порога безубыточности для каждого вида продукции.
|
.
По данным этой таблицы можно сделать вывод о том, что продукция Сетки тканой светлой начинает покрывать затраты на производство начиная с 27 реализованной т., Сетка плетеная светлая с 8т., Сетка рифленая с 26,65 т., а Сетка рифленая нержавеющая начиная с 12,24т. проданной продукции.
Проведем операционный анализ для выявления наиболее выгодных видов продукции, все данные представлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – Выявление выгодных позиций продукции
Показатель | СТС | СПС | СР | СРН |
1. Выручка от реализации | 6 775 520,00 | 8 517 600,00 | 2 702 160,00 | 1 490 198,40 |
2. Переменные затраты | 6 227 712,00 | 7 707 481,60 | 2 507 604,48 | 1 347 072,00 |
3. Маржинальный доход(1-2) | 547 808,00 | 810 118,40 | 194 555,52 | 143 126,40 |
4. Доля МД в выручке(3:1) | 0,08 | 0,10 | 0,07 | 0,10 |
5.Постоянные затраты | 24 923,20 | 24 923,20 | 24 923,20 | 24 923,20 |
6. Промежуточный МД(3-5) | 522 884,80 | 785 195,20 | 169 632,32 | 118 203,20 |
7. Доля промежуточного МД в выручке(6:1) | 0,08 | 0,09 | 0,06 | 0,08 |
Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
Если
диагностируемое предприятие
Эти условия анализируются с учетом (в
комплексе):
Таким образом, индекс безубыточности может действительно рассматриваться как мера относительного «запаса прочности» предприятия по критерию преодоления им «порога нулевой рентабельности».
Считается,
что индекс безубыточности должен быть
больше 10%. В более долгосрочном плане
прибыль предприятия и его индекс безубыточности
могут быть увеличены посредством освоения
более выгодных видов продукции (услуг),
совершенствования технологий выпуска
прежнего продукта (уменьшением переменных
затрат в результате снижения коэффициентов
удельного расхода дорогостоящих покупных
ресурсов), лучшего позиционирования продукта
(усовершенствования его в соответствии
с запросами потенциальных покупателей),
значительного наращивания производственных
мощностей и проведения рекламных кампаний
и др.
Однако в краткосрочном плане, что особенно
важно для срочного финансового оздоровления
кризисных предприятий, круг доступных
способов действия резко сужается.
При неудовлетворительном индексе безубыточности
повысить его и увеличить прибыль (устранить
убытки) можно в первую очередь срочным
снижением постоянных издержек предприятия:
отказом от избыточно арендуемых помещений;
сокращением или пересмотром условий
оплаты персонала, заработная плата которого
является частью постоянных расходов;
продажей или списанием избыточного имущества;
отказом от поддержания в силе не нужных
на данный момент патентов и лицензий
и др..
Когда резервы экономии на постоянных
расходах исчерпаны, следует провести
анализ факторов, в наибольшей степени
ограничивающих увеличение предприятием
продаж и/или выпуска продукци.
Этими факторами являются:
Возможны четыре ситуации:
Ситуация 1. наиболее
неблагоприятна. В краткосрочном
плане ее не преодолеть. Нужно лишь
проверить, есть ли возможность увеличить
спрос изменением условий поставки
и оплаты с переходом на более удобные
покупателям, но и более дорогие для фирмы
базисы поставки; а также на безавансовую
оплату продукции и на оплату ее в рассрочку.
Если такая возможность существует, необходимо
провести специальный анализ реалистичности
и финансовой допустимости указанных
переходов.
В ситуации 2 рекомендуется исследовать:
насколько прочно на рынке профильной для предприятия продукции установилась текущая рыночная цена и нет ли возможности иной ценовой политикой предприятия ее изменить (возможно, на рынке вообще нет единой рыночной цены);
как изменятся - при выявлении определенной свободы для «ценового маневра» — условия безубыточности предприятия при некотором (в пределе - до уровня удельных переменных затрат ) уменьшении цены за предлагаемую продукцию.
Уменьшение цены
при эластичном спросе на продукцию
способно увеличить количество продаж
в большей степени, чем из-за уменьшения
цены возрастет объем безубыточности.
Тогда главной проблемой предприятия
станет увеличение масштаба операций,
объема выпуска - что возможно при наличии
у предприятия резерва производственной
(сбытовой, торговой) мощности.
При ее недостатке после описанного уменьшения
цены ситуация 2 переходит в ситуацию 3,
из которой в краткосрочном плане выходом
может быть (не имея в виду привлечения
малодоступных инвестиционных ресурсов)
аренда производственных (торговых) мощностей
или привлечение других (менее «расторопных»)
финансово-кризисных предприятий той
же отрасли в качестве контрагентов-субподрядчиков.
Ситуация 4, как правило, имеет место при
недостатке у предприятия оборотных средств
(особенно после периода повышенной инфляции).
Проблему можно решить привлечением дополнительных
заемных оборотных средств по краткосрочным
кредитам.
Этого часто опасаются из-за, как считается,
высокой ставки банковского процента.
Иногда полагают, что такие кредиты недоступны.
В действительности увеличение краткосрочной
задолженности: