Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:47, курсовая работа
Аудит хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использованию прибыли – важнейшее направление аудита, главной целью которого является проверка достоверности и соответствия нормативным актам порядка отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, своевременности и полноты перечисления налогов в бюджет. Кроме того, обращается внимание на законность и правильность распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, на создание фондов, выплату дивидендов и т.п.
Введение
Рыночные экономические
отношения повышают потребность
в достоверной учетной и
Аудит хозяйственных операций по формированию финансовых результатов деятельности предприятия и использованию прибыли – важнейшее направление аудита, главной целью которого является проверка достоверности и соответствия нормативным актам порядка отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, своевременности и полноты перечисления налогов в бюджет. Кроме того, обращается внимание на законность и правильность распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, на создание фондов, выплату дивидендов и т.п.
Прибыль является основным обобщающим качественным показателем деятельности предприятия и характеризует конечный финансовый результат, эффективность производства. В связи с этим огромное значение имеет четкая организация контроля за формированием прибыли и со стороны налоговых, аудиторских и внутрихозяйственных служб в пределах компетенции каждого из них.
1. Значение, задачи и источники информации для аудита формирования и использования прибыли
Целью аудита финансовых результатов и распределения прибыли является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Задачами проверки учета финансовых результатов являются:
- проверка правильности
формирования финансовых
- проверка правильности формирования финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов и расходов;
- подтверждение
достоверности информации о
- проверка налоговых
деклараций по налогу на прибыл
- проверка налоговых деклараций по уплате целевых сборов из прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- анализ путей поиска резервов роста прибыли и эффективности ее использования,
- Проверка полноты отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции (работ, услуг), внереализационных результатов и прочих доходов;
- Разработка
мероприятий и финансовых
- Контроль за соблюдением установленного режима финансирования различных затрат за счет прибыли;
- Выявление
отклонений фактического
- Проверка правильности
определения причитающихся
Основными задачами аудита финансовых результатов и распределения прибыли являются установление и анализ:
1) правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж продукции (товаров, работ, услуг);
2) правильности учета прочих доходов и расходов;
3) правомерности и обоснованности распределения чистой прибыли.
В Республике Беларусь
сфера аудиторской
К основным актам, регулирующим данную сферу общественных отношений, также относятся постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 января 2008 года № 7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» и иные акты Правительства Республики Беларусь, устанавливающие республиканские правила аудиторской деятельности.
Источниками информации при проверке учета финансовых результатов являются: различные первичные документы, банковские выписки, кассовые отчеты с приложенными первичными документами, данные аналитического и синтетического учета, отраженные в учетных регистрах (Главная книга, журнал-ордер № 15) по счетам 90, 91, 92, 99, 84; налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и местным целевым сборам, уплачиваемым из прибыли, остающейся в распоряжении организации; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); бизнес-план организации, учредительные документы и др.
При проведении проверки хозяйственных операций по формированию финансовых результатов следует учитывать, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как сумма финансового результата от вида деятельности, операционных и внереализационных доходов, за вычетом расходов по этим операциям, поэтому проверке подвергается каждый в отдельности источник формирования прибыли (убытка).
Самой важной отчетной формой, содержащей показатели, характеризующие финансовые результаты работы предприятия, является баланс предприятия. В пассиве баланса по отдельным статьям отражаются нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), резервы, образованные как в соответствии с законодательством, так и в соответствии с учредительными документами.
Проверка правильности составления баланса основывается на следующих основных моментах:
1) данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения;
2) данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатами инвентаризации;
3) суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми
органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны;
4) данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги и другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года;
5) Данные балансов на начало и конец отчетного года должны быть сопоставимы.
Любые расхождения, в методологии формирования одной и той же статьи вступительного и заключительного баланса должны быть объяснены
Наиболее полные данные о формировании и использовании прибыли предприятия содержатся в отчете о прибылях и убытках, составляемом за год. В нем отражаются финансовые результаты от реализации продукции, товаров, работ, услуг, реализации и выбытия основных средств и прочих активов, а также от внереализационных операций. В отчете показываются использование прибыли, платежи за счет нее во внебюджетные и иные фонды, а также причитающиеся по расчету и фактически внесенные платежи в бюджет.
Для обобщения информации о конечном финансовом результате ведется счет 99 «Прибыли и убытки». В настоящее время балансовую прибыль (убыток) в течение года отражают в балансе отдельными статьями развернуто: в пассиве - полученную прибыль, в активе ее использование или фактически полученный убыток.
Основными источниками ревизии использования прибыли служат: баланс доходов и расходов, бухгалтерский баланс, расшифровки балансовых статей «Платежи в бюджет» и «Прочие отвлеченные средства», соответствующие формы отчетности, первичные бухгалтерские документы и записи в учетных регистрах, а также представляемые в финансовые органы расчеты платежей и отчислений прибыли в бюджет.
Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) определяется как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
Работы при проведении аудита финансовых результатов и распределения прибыли можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап
Основной задачей аудита финансовых результатов и распределения прибыли является установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 «Продажи». Необходимо проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т. е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать следующие счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».
Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», то необходимо установить, произведены ли организацией заключительные записи по итогам года:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — Кредит 99 «Прибыли и убытки» (что означает прибыль);
Дебет 99 «Прибыли и убытки» — Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (что означает убыток).
На втором этапе реформации баланса надо проверить закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убытки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Основной этап
На основном этапе аудитор, используя метод прослеживания, обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»: выручка, себестоимость, валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж.
После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать показатели прочих операционных доходов и прочих операционных расходов.
Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих доходов и расходов, аудиторам сначала следует изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину.
После этого аудиторы приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии. Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.
Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.
На основании протоколов заседаний общего собрания, учредителей, смет аудиторы проверяют обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Заключительный этап
По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
2. Аудит и ревизия формирования прибыли
Объекты аудита финансовых результатов в части доходов представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Объекты аудита доходов организации1
Показатели |
Формы отчетности, в которых приведен показатель, номер строки | ||
Наименование |
Номер счета |
| |
| Форма № 1 |
Форма №2 | |
Доходы от обычных видов деятельности: выручка от реализации продукции, работ, услуг, товаров |
90 |
010 | |
Операционные доходы: проценты к получению |
91 |
- |
060 |
Операционные доходы: доходы от участия в других организациях |
91 |
- |
080 |
Прочие операционные доходы |
91 |
- |
090 |
Внереализационные доходы |
91 |
- |
120 |
Чрезвычайные доходы |
99 |
- |
170 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
62 |
231,241 |
- |
Расчеты по авансам полученным |
62 |
627 |
- |