Значение теории эластичности в развитии рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:52, реферат

Описание работы

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной.

Содержание

1. Введение
2. Эластичность спроса
3. Факторы, влияющие на эластичность спроса
4. Эластичность предложения
4.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
5. Заключение
6. Литература

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 54.11 Кб (Скачать)

Новосибирский Государственный  Архитектурно Строительный Университет (Сибстрин) 
 
 

                                                                                                         кафедра общей экономической  теории 
 
 
 
 

                          Реферат

Тема: Значение теории эластичности в развитии рынка. 

                                                                                                               Выполнила: 

                                                                                                               Мазурина Анастасия Викторовна

                                                                                                               Группы 152

                                                                                                               Проверил:

                                                                                                             Баликоев Владимир Заурбекович  
 
 
 

Новосибирск 2010

                                                   План:      

  1. Введение
  2. Эластичность спроса
  3. Факторы, влияющие на эластичность спроса
  4. Эластичность предложения

4.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения

  1. Заключение
  2. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Введение 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.    Эластичность спроса

Важнейшей характеристикой спроса является его  эластичность. Она показывает интенсивность  влияния цен товаров на объем  их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень  изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как:

     а) эластичный;

     б) неэластичный;

     в) единичной эластичности.

     Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.

     Если  величина спроса изменяется в большей  степени, чем цена (в нашем примере  на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называется спросом единичной эластичности. Если величина спроса изменяется в  меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.

     Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому  и принято выражать их изменения  в процентах.

     Эластичность  спроса по цене определяется отношением процентного изменения величин  спроса (объема спроса) к процентному  изменению цены. Она рассчитывается по следующей формуле:  

        Изменения QD,%       ΔQ/ Q*100%

Ed = ---------------------------- = -----------------------  ;

          Изменения P,%             ΔP/P *100% 
 
 
 
 

     где Ed - коэфицент эластичности спроса;

     Q – равновесное производство;

     Р – цена товара.

     Полученное  в результате деления число называется коэффициентом эластичности. Коэффициент  эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спрос единичной  эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен.

     Эластичный, единичный и неэластичный спрос  графически можно изобразить следующим  образом (рис. 1., 1.1, 1.2).  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Эластичный спрос; Ed >1  
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Эластичность спроса равна 1; Ed =1  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.2. Неэластичный спрос; Ed<1

  1. Площадь прямоугольника РаАСРв (рис.1) – проигрыш от снижения цены (Ра – Рв) – меньше площади прямоугольника СВQвQа – увеличение продаж от снижения цены. Если от площади  СВQвQа отнимем площадь РаАСРв, то получим величину чистого выигрыша от снижения цены. Снижение цен - выгодно.
  2. Площадь прямоугольника РаАСРв (рис.1.2) – проигрыш от снижения цены (Ра – Рв) – больше площади прямоугольника СВQвQа. Если площади РаАСРв отнимем площадь СВQвQа, то получим величину проигрыша от снижения цены. Увеличение продаж не компенсирует потерь от снижения цены – цены лучше не снижать.
  3. В этом случае (рис.1.1) лучше сохранить  статус-кво, сложившееся положение вещей на рынке.

Во всех трёх случаях отчётливо видна разница  в крутизне падения кривой спроса D. 
 

                         

     Рис.1.3 Крайние случаи эластичности спроса.

 

        

     На  рынке существуют товары, спрос на которые совершенно (абсолютно) не эластичен или, наоборот, эластичен.

     Первый  случай (рис.1.3) характеризуется восходящей параллельно оси ординат P кривой (прямой) спроса. Например, соль, хлеб, лекарства – товары, без которых при любой их цене не обойтись.

     Второй  случай – абсолютно эластичный спрос  – характеризуется параллельной оси абсцисс Q кривой (прямой) спроса D1. По данной цене можно реализовать сколько угодно продукции, но если вырастет цена, то покупатели откажутся от этого товара. Однако экономическая наука таких примеров не знает, и это естественно, так как бесконечного возрастания спроса не бывает. Пример здесь скорее условный.

     Следовательно, эластичность спроса в зависимости от цены имеет такие параметры:

     Эластичный: 1<Ed<

     Неэластичный: 0<Ed<1

     Эластичность  равна 1: Ed=1 

Ценовая эластичность спроса позволяет сделать  ряд практических выводов:

     1. Эластичность спроса оказывает  виляние на объем общей выручки  от продажи данного количества  товара. Не всегда увеличение  цены на товар означает рост  выручки от его продажи. Сокращение  спроса может быть настолько  значительным, что суммарная выручка  понизится, так как при эластичном  спросе цена товара и объем  его продажи изменяются в противоположных  направлениях. В ряде случаев  снижение цены может вызвать  такой рост спроса, что суммарная  выручка увеличится.

     2. При неэластичности спроса общая  выручка продавца изменяется  в том же направлении, что  и цена реализуемого товара: при  увеличении цены она растет, а  при уменьшении - падает.  
 
 

     3. Если спрос отличается единичной  эластичностью, то выручка остается  прежней. 

     4. Товар обладает тем большей  ценовой эластичностью, чем больше  заменителей он имеет (т.е. чем  менее он необходим потребителю), а также, чем выше доля расходов  на его потребление в бюджете  потребителя. 

     5. При неэластичности спроса продавец  не склонен снижать цены, так  как потери от такого снижения, как правило, не будут компенсированы  ростом величины спроса. Поэтому  неэластичный спрос выступает  фактором потенциального роста  цен. Зная это, производитель  всегда является потенциальным  сторонником неэластичного спроса  и пытается «перевести» эластичный  спрос в неэластичный спрос  путем искусственного ограничения  производства. Это позволяет ему  иметь стабильный спрос при  высокой цене.

     6. Высокоэластичный спрос означает  крайнюю чувствительность величины  спроса к минимальному изменению  цены. Это означает, что эластичный  спрос выступает фактором потенциального  снижения цен. 

     7. Экономический прогресс состоит  наряду с другими факторами  и в том, что растет число  тех товаров, спрос на которые  характеризуется высокой эластичностью.  Чем выше доля высокоэластичных  товаров в структуре совокупного  продукта общества, тем свободнее  и рациональнее выбор покупателя.

     В микроэкономике существует несколько  видов эластичности спроса: прямая эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. 
 
 
 
 
 

 

           3.Факторы, влияющие на эластичность спроса

1.Наличие субститутов (заменителей).

Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного  продукта в случае повышения его  цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она  будет значительно выше.

     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

     2.Фактор  времени.

     В краткосрочном периоде спрос  имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.

     Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос  на бензин относительно неэластичен  в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.

     3.Степень  необходимости или  потребности.

     Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении  цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен.

  1. Удельный вес.

Информация о работе Значение теории эластичности в развитии рынка