Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:52, реферат
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной.
1. Введение
2. Эластичность спроса
3. Факторы, влияющие на эластичность спроса
4. Эластичность предложения
4.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
5. Заключение
6. Литература
Новосибирский Государственный
Архитектурно Строительный Университет
(Сибстрин)
Реферат
Тема: Значение теории
эластичности в развитии рынка.
Новосибирск 2010
4.1 Факторы, влияющие на эластичность предложения
1.Введение
2. Эластичность спроса
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как:
а) эластичный;
б) неэластичный;
в) единичной эластичности.
Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.
Если
величина спроса изменяется в большей
степени, чем цена (в нашем примере
на 15%), то спрос на данный товар является
эластичным. Когда величина спроса
и цена изменяются в одинаковой степени
(на 10%), то такой спрос называется
спросом единичной
Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах.
Эластичность
спроса по цене определяется отношением
процентного изменения величин
спроса (объема спроса) к процентному
изменению цены. Она рассчитывается
по следующей формуле:
Изменения QD,% ΔQ/ Q*100%
Ed = ---------------------------- = ----------------------- ;
Изменения P,%
ΔP/P *100%
где Ed - коэфицент эластичности спроса;
Q – равновесное производство;
Р – цена товара.
Полученное в результате деления число называется коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса при изменении цены на один процент. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен, если равен единице, то спрос единичной эластичности, если меньше единицы, то спрос неэластичен.
Эластичный,
единичный и неэластичный спрос
графически можно изобразить следующим
образом (рис. 1., 1.1, 1.2).
Рис.
1. Эластичный спрос; Ed >1
Рис.
1.1. Эластичность спроса равна 1; Ed =1
Рис. 1.2. Неэластичный спрос; Ed<1
Во всех трёх
случаях отчётливо видна
Рис.1.3 Крайние случаи эластичности спроса.
На рынке существуют товары, спрос на которые совершенно (абсолютно) не эластичен или, наоборот, эластичен.
Первый случай (рис.1.3) характеризуется восходящей параллельно оси ординат P кривой (прямой) спроса. Например, соль, хлеб, лекарства – товары, без которых при любой их цене не обойтись.
Второй случай – абсолютно эластичный спрос – характеризуется параллельной оси абсцисс Q кривой (прямой) спроса D1. По данной цене можно реализовать сколько угодно продукции, но если вырастет цена, то покупатели откажутся от этого товара. Однако экономическая наука таких примеров не знает, и это естественно, так как бесконечного возрастания спроса не бывает. Пример здесь скорее условный.
Следовательно, эластичность спроса в зависимости от цены имеет такие параметры:
Эластичный: 1<Ed< ∞
Неэластичный: 0<Ed<1
Эластичность
равна 1: Ed=1
Ценовая эластичность спроса позволяет сделать ряд практических выводов:
1.
Эластичность спроса оказывает
виляние на объем общей
2.
При неэластичности спроса
3.
Если спрос отличается
4.
Товар обладает тем большей
ценовой эластичностью, чем
5.
При неэластичности спроса
6.
Высокоэластичный спрос
7.
Экономический прогресс
В
микроэкономике существует несколько
видов эластичности спроса: прямая
эластичность спроса по цене, перекрестная
эластичность спроса по цене и эластичность
спроса по доходу.
3.Факторы, влияющие на эластичность спроса
1.Наличие субститутов (заменителей).
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та
же закономерность применима к изделиям,
выпускаемым отдельной фирмой. Если
на рынке присутствует значительное
число конкурентов, выпускающих
аналогичную или близкую по назначению
продукцию, то спрос на продукцию
этой фирмы будет относительно эластичным.
В условиях совершенной конкуренции,
когда много продавцов
2.Фактор времени.
В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.
Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая
тенденция изменения
3.Степень необходимости или потребности.
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен.
Информация о работе Значение теории эластичности в развитии рынка