Теории несовершенного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 10:56, реферат

Описание работы

Теория монополистической конкуренции Э. Х. Чемберлина.
Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

Работа содержит 1 файл

ДЗ.rtf

— 95.56 Кб (Скачать)

                                 Федеральное агентство по образованию

                         Государственное образовательное учреждение

                              высшего профессионального образования

       «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

        

  Кафедра «Управление персоналом»            
 
 
 
 

  Домашнее задание 

по дисциплине: «История и методология экономической науки и производства»

  

на тему:  «Теории несовершенного рынка» 
 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            

Омск 2010

     Теории несовершенного рынка 

     В процессе формирования в России социально ориентированного рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и теоретико-методологическим положениям, которые позволяют глубже уяснить проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких социально-экономических результатов общественного воспроизводства.

     В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 19291933гг. Большой опыт в создании конкурентной рыночной среды накоплен в зарубежных странах, где период экономических потрясений конца двадцатых начала тридцатых годов XX в. явился отправным пунктом формирования нового, нетрадиционного понимания конкуренции. "Великая Депрессия" окончательно доказала несостоятельность господствовавшей до того времени в науке теории "совершенной" конкуренции и способствовала рождению нового учения о конкуренции и монополии. Это учение базируется на теории "монополистической" конкуренции Э. Чемберлина и теории "несовершенной" конкуренции Дж. Робинсон, фундаментальные идеи и положения которых сохраняют жизненность до настоящего времени, особенно для современной экономической науки и хозяйственной практики России.

     При всей несхожести их работы объединяет глубокий анализ действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции. Но в отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике они рассматривают только в категориях и законах экономики. М. Фридмен характеризует их работы следующим образом: «Теория несовершенной или монополистической конкуренции, развитая Чемберлином и Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию... К сожалению, она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием маршаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики». Но заслуга их в том, что они показали главное: конкуренция монополистическая или совершенная обязательно нуждаются в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение. 

     Теория монополистической конкуренции Э. Х. Чемберлина 

     Автором книги «Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости» является Эдвард Хейстингс Чемберлин (18991967). Его произведение переиздавалось в США только при жизни ученого восемь раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.

     Основные положения теории Э. Х. Чемберлина состоит в том, что он:

     1) Считал, что главным условием овладения рынка, сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э. Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более менее несовершенных заменителей». Исходя из этого, он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

     2) Обосновал положение, согласно которому типичным для современного рынка является сочетание монополии и конкуренции, введя в научный оборот понятие «монополистическая конкуренция». Условиями, порождающие монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, не воспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения.

     3) В отличие от Дж. В. Робинсон, Э. Х. Чемберлин видел причину возникновения монополистической конкуренции только в дифференциации продукта, когда среди ста марок однородного товара потребитель предпочитает одну-две, что обусловлено качеством изделия, его внешней привлекательностью, а также умелой рекламой. Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. Чемберлин пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки тары (если таковые имеются), же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету стилю».

     Увязывая сказанное с розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции на базе дифференциации им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера, общий стиль, свойственные его заведению, его манере ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает».

     4) Считал, что монополия «любимых», быстро раскупаемых марок лишь подстегивает конкуренцию на рынке однородных товаров, что обуславливает сочетание двух противоположных начал:

     1. с одной стороны, обладание «дифференцированным продуктом» (свойственно монополии),

     2. с другой - выпуск товаров-заменителей, «субститутов» (подрыв монополии, обострение конкуренции).

     5) Обосновал изменение форм конкурентной борьбы, когда помимо ценовой конкуренции получает все более широкое распространение неценовая конкуренция, обусловленная повышением качества товаров, выпуском новых моделей, более тщательным оформлением, улучшением обслуживания, совершенствованием системы сбыта. Считал приоритетной конкуренцию именно в области качества товаров, которая, по мнению Э. Х. Чемберлина, может сдерживать конкуренцию в области цен.

     6) Уделял особое внимание проблемам организации сбыта, использованию рекламы, обосновал понятие «издержки сбыта», показал влияние на формирование спроса, поскольку спрос, согласно мнению Э. Х. Чемберлина, определяется не только доходами, интересами и предпочтениями покупателей, но и организуется поставщиками товаров. Объем сбыта товаров, по мнению Э. Х Чемберлина, «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу». Гарвардский профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

     7) К специфической особенности монополистической конкуренции относит Э. Х. Чемберлин то обстоятельство, что она устраняет ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который (избыток) «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и фабричными марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования. По мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров (о чем могут свидетельствовать патенты, авторские права, защитные фирменные знаки и фирменная упаковка и даже стремление к выгодному местонахождению фирмы с целью качественного улучшения продукции), а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Очевидно, что факторы неценовой конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, прививая им как бы «денежные каноны вкуса».

     8) В своей концепции монополистического рынка Э. Х. Чемберлин придерживался позиции отличной от Дж. В. Робинсон: он считал, что монополия предпринимателей не оказывает давления на рынок труда, эксплуатации подвергаются не рабочие, труд которых оплачивается слишком высоко, а владельцы фирм и потребители, испытывающие монопольное давление со стороны профсоюзов.

     Согласно теории Э. Х. Чемберлина, недогрузка производственных  мощностей,  безработица,  рост  цен  не  являются следствием недостаточного совокупного спроса, а выступают как плата за дифференцированное потребление. Таким образом, в масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.

     Но при всех недостатках книга Э. Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистической конкуренции» представил большое разнообразие рыночных структур, многие из которых не поддаются анализу с помощью прежних теорий совершенной конкуренции. Он описал и проанализировал различные способы удовлетворения потребностей в условиях рыночной экономики. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением к теории А. Маршалла 

    Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон 

     В центре анализа Дж. Робинсон лежат проблемы формирования цен в условиях монопольного обладания продукцией и распределением, то есть формирования монопольной прибыли и заработной платы. Такой анализ был дополнен сравнением с характерными чертами и условиями совершенной конкуренции, основанными на маршалловых принципах маржинализма и равновесия.

     В целом основные идеи теории Дж. В. Робинсон сводятся к следующим положениям:

     1) Дж. В. Робинсон доказывала, что конкуренция наиболее эффективна, но только в рамках свободного рынка, так как заставляет производителей сокращать издержки и снижать цены при наличии определенных условий, свободном доступе к информации и входе на рынок, свободном переливе производственных ресурсов между отраслями, неограниченной возможности применения новых технологий.

     2) Показала, что реальные экономические явления и процессы протекают между двумя полюсами монополией и конкуренцией, разобрав ряд возможных вариантов: двустороннюю монополию, олигополию, монопсонию (ввела данное понятие) или по-другому монополию покупателя.

     3) Пришла к выводу, что монополии в чистом виде не бывает, так как практически невозможно представить себе ситуацию, когда на рынке существует один продавец, нет товаров-заменителей и спрос абсолютно не эластичен.

     4) Считала, что дифференциация продукта не является единственным условием власти монополиста: основная предпосылка возникновения монополии концентрация производства, «рост гигантских компаний».

     5) Подробно исследовала и обосновала возможные формы несовершенной конкуренции на монополистическом рынке:

Информация о работе Теории несовершенного рынка