Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.
Вся новая экономика носит глобальный характер.
Информация же дает ответы на вопросы «что?», «кто?», «когда?», «где?».7
Как иные экономические ресурсы, информация и знания предназначены для производства товаров и услуг, на интеллектуальные ресурсы так же предъявляется платежеспособный спрос. Информация и знания влияют на эффективность производства, способствуют ускорению воспроизводства, сокращению времени обмена произведенной продукцией. Для этого знания и информация должны быть применены в совокупности с иными ресурсами, т.е. пройти определенную материализацию. Подобная материализация может проходить по многим направлениям, но их можно сгруппировать в три совокупных блока:
Эти три направления материализации знаний и информации взаимосвязаны и дополняют друг друга - более совершенная техника требует более квалифицированного труда и умелой организации управления производством.
По своей
природе информация является общественным
благом. Однако в определенный момент
времени информация может быть и
частным благом. Примером тому может
послужить какая-либо внутренняя информация
фирмы, касающаяся исключительно потенциала
развития предприятия в данный момент
времени. Вместе с тем, неуничтожимость
в процессе использования, возможность
наличия информации у множества
людей одновременно благодаря тому,
что в процессе передачи информации
она приобретается получателем,
но не исчезает у отправителя, а также
сложность деления
Информационные блага, как общественные,
так и частные, независимо от формы их
существования, удовлетворяют определенным
потребностям субъектов рынка и обеспечивают
достижение ими тех или иных целей, что
обусловливает наличие у информационных
товаров потребительной стоимости. В свою
очередь, экономическая ценность информационных
благ создается и в процессе труда, для
чего требуются определенные затраты.
Принципиально важной особенностью информационного
продукта является механизм формирования
цены на него. Если для материальных товаров
и многих услуг существует возможность
определения цены товара c позиции затрат
на его производство, то для информационных
продуктов определяющим, как правило,
является их полезность, а точнее, тот
эффект, которого можно достигнуть при
дальнейшем использовании информационных
товаров. Полезность знаний для покупателя
зависит от полезности решений, получаемых
при помощи знания.
В экономической деятельности информация
как средство снижения неопределенности
и риска представляет большую или меньшую
ценность для потребителя, исходя из уровня
и полезности принимаемого решения, а
также от степени снижения неопределенности.
Таким образом,
можно сказать, что информация, независимо
от форм ее существования и использования
в экономической деятельности, коренным
образом отличается от таких ресурсов,
как капитал8, природные
ресурсы, труд, что оказывает существенное
влияние на специфику обращения информации
в экономической системе. Поэтому особый
интерес представляет изучение сущности
и характеристик информации и знаний,
а также анализ процесса производства
информации и ее обращения в качестве
ресурса и товара.
Очевидно, что в условиях информационной
экономики на первый план выдвигаются
скорость и качество обработки новых информационных
сигналов, появляющихся знаний. Стремительность
получения экономической действительности
влияет на неопределенность и устойчивость
компаний, рынков, национальных экономик.
Это позволяет
сделать вывод о том, что информация
выступает в качестве экономического
ресурса не только в определенных
формах и при наличии определенного
содержания, но и в конкретное время.
Материальные ресурсы в процессе
производства переносят свою стоимость
на товары и услуги, в результате
чего после окончания
В качестве исходного пункта теоретического анализа экономики знания необходима категориальная характеристика знания и оценка его роли в развитии экономики и экономической теории. Это позволит предложить трактовку экономического роста как процесса формирования и реализации знания. В этом контексте термин «знание» используется преимущественно в значении «информация». Такой подход приводит к тому, что эти два понятия становятся взаимозаменяемыми, синонимами.
Тем не менее, по-прежнему важно делать четкое различие между информацией и знанием, не отождествлять их. Наиболее важной причиной такого различения является то обстоятельство, что информационные потоки характеризуются низким коэффициентом сопротивления («трения»), в то время как потоки знания характеризуются высоким коэффициентом сопротивления.
Кроме того, в отличие от знания, информация может быть определена как такой массив данных, который легко формализуется и потому кодифицируется, следовательно, передаётся, распространяется и хранится (при низких расходах на эти операции). Это означает, что информация может быть доступна, и распространена в электронном виде (например, через Интернет).
Таким образом, информация всегда представлена совокупностью несложных сообщений, которые имеют форму стандартизированных данных и которыми поэтому легко манипулировать и хранить.
Иные характеристики
применимы к знанию, которое состоит
из организованных (или логически-структурированных)
блоков информации, которые трудно
систематизировать и интерпретировать,
как правило, из-за их внутренней неделимости.
Как следствие, знания трудно передать
без прямого взаимодействия участников
освоения знания, тем более, что в них всегда
содержится большой элемент «неявных
знаний».
В экономическом аспекте принципиально важно отметить, что в то время, как расходы на передачу информации могут быть близки к инварианту относительно расстояния передачи, то стоимость передачи знаний растет вместе с расстоянием.
Большие
затраты и реальные трудности
в передаче знаний объясняет тот
факт, почему рынки обмена знаниями
крайне редки. Потенциальные покупатели
всегда могут поставить под сомнение
значимость полученного знания, и
продавцы вынуждены раскрывать свой самый
ценный актив - специфические знания. Информация
покупателя и информация о транзакции
продавца
по своей природе асимметричны. Это также
объясняет, почему фирмы предпочитают
проводить собственные исследования,
чем получать их по контракту или лицензии.
Экономика
знания позволяет фирме
Наибольшую практическую значимость среди теоретических проблем экономики знания имеют так называемые «ресурс ориентированные» предприятия, типичные для индустриальной ступени производства, но которые, чтобы оставаться конкурентоспособными уже в условиях экономики знания, должны изменить источники своего традиционного роста. Для ресурсов ориентированных предприятий экономика знания предлагает новую модель экономического роста в соответствии с новыми технологиями и новыми ресурсами, роль которых теперь выполняет знание.
С точки зрения экономической теории, знания не ограничивается техническими аспектами ноу-хау для фирм, но также включает в себя такие компоненты, как институциональные и организационные ноу-хау.
Несмотря
на указанные специфические
Одним из примеров использования знаний как фактора производства является создание технопарков.
Другой пример - научно-промышленные «кластеры», в задачу которых входит эффективное освоение и практическая реализация новых научных идей. Под «кластерами» понимаются деловые и научные контакты между учеными, инженерами и бизнес-сообществом. Развитие и использование «кластерных» форм сотрудничества ученых, инженеров и бизнесменов стало объективно необходимым вследствие их высокой эффективности в экономическом освоении новых научных идей.
Следующий пример - венчурное инвестирование. Смысл венчурного (рискового) бизнеса в том, чтобы представить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения. Венчурный капитал - это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в новые и быстрорастущие компании, многие из них - малые высокотехнологичные фирмы, реализующие инновационные проекты, для которых трудно привлечь традиционные инструменты финансирования, такие как банковские кредиты, лизинговые программы или выпуск акций на бирже. Венчурные инвесторы предоставляют таким перспективным фирмам финансирование в надежде на их быстрый рост и будущие высокие прибыли. Быстроразвивающийся сектор высокотехнологичных фирм играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик многих стран.
Формально и в этом качестве информацию и знания можно рассматривать как экономический ресурс. Тем не менее в индустриальную эпоху информация и знания выполняют технические и технологические функции, обеспечивая равновесное состояние рынка. Определяющим же отличием «интеллектуальной эры» от эпохи индустриального развития является то, что интеллектуальные ресурсы - информация и знания- стали главным производственным ресурсом современной экономики. Проведя сопоставительный анализ, видно, что информация и знания являются единым целым, так как на основе базы информации образуются и накапливаются знания.
2.2Проблемы
и перспективы развития
Автор уточняет, что в основе традиционной микроэкономики лежит фундаментальное допущение, что доминируется факторами экономических проблем являются следующие:
Отсюда вытекает и главное направление микроэкономических исследований – как обеспечить адекватное, рациональное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения многообразных потребностей человека.
Однако эволюция экономики индустриальной в экономику информационную, интеллектуализация производства обусловливают необходимость дальнейшего исследования основных постулатов экономической теории, выявления границ их применимости в новых условиях.
При оценке
воздействия интеллектуализации производства
на экономические ресурсы
а) как отразился переход к информационной экономике на сам состав экономических ресурсов?
б) не претерпевает ли в этих условиях изменений представление об ограниченности ресурсов?
Так как информация и знания занимают важное место в обществе, они пользуются огромным спросом. Но и как на любых рынках существует конкуренция, так и среди источников подачи информации существует конкуренция.
Вот автор рассматривает проблемы интеллектуальных ресурсов:
Самой большой проблемой является то, что изменение господствующей культуры от «знание-сила» до «обмена знаниями власть». Такая культура может быть изменена с течением времени в различных направлениях. Они могут включать:
Это хорошие человеческие сети интернет, что делает эффективным, а не технологии. Решение организационных и человеческих факторов являются ключевым аспектом любого успешного проекта Intеrnet. На данный момент выявлены проблемы информации, к ним относится: