Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.
Вся новая экономика носит глобальный характер.
Автор делает
вывод: « Глобализация и трансформация
ускорили процесс преобразования индустриальной
экономики в новый тип «
Подобные свойства интеллектуальных ресурсов (информации и знаний ) позволяют сделать вывод, что этот ресурс неограничен. При этом неограниченность информации и знаний следует понимать в том смысле, что производство дополнительной единицы товара (услуги) за счет потребления ещё одной единицы интеллектуального ресурса может и не потребовать отказа от производства единиц других товаров за счет использования единиц иных ресурсов.
1.2 Проблемы измерения информации и знаний.
На данном этапе развития информационной экономики общество обладает огромным количеством различной информаций и знаний. Между тем далеко не вся информация и знания сохраняют свою ценность обладателей при её распространении. Проблема измерения – одна из центральных в любой науке и общественные науки здесь не являются исключением. В последние годы экономические теории в области экономики знаний (ЭЗ) стали предметом интенсивных научных исследований. Наряду с формирующимся методологическим аппаратом предмета ЭЗ, стал актуальным и вопрос об измерении степени продвижения по пути к такой экономике. Связано это с тем, что формирование и развитие экономики знаний (инновационной экономики, новой экономики) в каждой конкретной стране рассматривается как единственно возможная альтернатива экономического роста.
Промышленно развитым странам с высокими
затратами на рабочую силу и инфраструктуру
экономика знаний предоставляет конкурентные
преимущества в области высокотехнологичного
производства и эффективных услуг. Странам
с ресурсной экономикой она предлагает
усовершенствованные технологии и продукцию
с повышенной добавленной стоимостью,
а также возможность пойти по пути устойчивого
развития. Развивающимся странам знания
позволяют сократить этапы экономического
развития, совершить «технологический
скачок» и быстрее интегрироваться в мировую
экономику благодаря повышению привлекательности
для иностранных инвесторов.
Исходя из свойств информации и знаний
автор делает вывод, что эти интеллектуальные
ресурсы неограничены. Значит, допущение
о неограниченности интеллектуальных
ресурсов одновременно означает, что нельзя
измерить издержки приобретения единицы
интеллектуального ресурса с точки
зрения издержек упущенной возможности:
для вовлечения в производство неограниченного
ресурса нет необходимости отвлекать
его от альтернативного использования.
В этих условиях применение кривой производственных
возможностей для анализа распределения
ресурсов и оценки издержек при производстве
наукоемкой продукции теряет смысл- на
значительных участках она будет горизонтальна
или вертикальна. Это обуславливает
необходимость выработки иных путей анализа
издержек на приобретение единицы
интеллектуального ресурса. Заметим, что
допущение о неограниченности знаний
и информации справедливо лишь в тех
пределах, пока мы рассматриваем их изолированно,
вне технологического процесса выпуска
товаров или услуг. В реальном производстве
следует исходить из того , что неограниченные
ресурсы- информация и знания- используются
в совокупности с ограниченными ресурсами.
Представляется, что именно это обстоятельство
обусловливает определенные «границы»
использования неограниченных интеллектуальных
ресурсов и приводит к тому , что цена единицы
информации или знаний не становится бесконечно
малой величиной.
Тогда имеет смысл определять издержки на приобретение единицы интеллектуального ресурса не тем количеством денег, которые надо потратить на эту единицу интеллектуального ресурса, чтобы отвлечь деньги от наилучшего альтернативного использования (как это определяется в случае измерения издержек упущенной возможности).Их следует оценивать той выгодой , которая теряется оттого, что ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным наилучшим альтернативным путем.
Особенно это наглядно определяется в отношении такого ресурса, как труд. Действительно, новую информацию, и особенно знания как ресурс, потребляет исключительно человек. Информация и знания общедоступны и монополия на них невозможна (не следует путать их с интеллектуальной собственностью, охраняемой патентом или авторским правом, обладание которой является одной из возможностей монополизации рынка). Однако общедоступность не означает , что потребляющий информацию и знания индивид становится их владельцем. Несмотря на то что в отличие от иных ресурсов информация и знания не обладают ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их обычном понимании, им присуща избирательность – объективное отражение способности людей оценить, постичь и использовать информацию и знания.
Чтобы привлечь дополнительную единицу информации или знаний, человеку необходимы такие качества, как способность к синтезу и анализу данных , умение выдвигать предположения (гипотезы) и делать обоснованные выводы. Применительно к информации и знаниям справедливо утверждение, что ценность данного ресурса определяется не правом владения и распоряжения им, а способностью его умелого использования. Именно поэтому значимые знания сосредоточиваются в достаточно узком круге людей, которых и следует читать истинными владельцами информации и знаний.
Из этого следует, что адекватное использование интеллектуальных ресурсов в принципе невозможно без их сочетания с трудозатратами интеллекта конкретного человека (группы людей). Но такие трудозатраты неизменно приведут к тому, что интеллектуальные способности индивидов не будут использованы иным альтернативным путем. Так же применение таких ресурсов, как информация и знания, в производстве товаров и услуг зависит от состояния традиционных ресурсов в конкретном обществе, их готовности
к восприятию интеллектуальных ресурсов в конкретном обществе , их готовности к восприятию интеллектуальных ресурсов-уровня квалификации трудовых ресурсов, степени наукоемкости капитальных ресурсов, виртуализации финансовых ресурсов. Нет смысла получать информацию о совершенствовании методов управления предприятием, если на нем превалирует неквалифицированный труд, приобретать программное обеспечение для устаревших компьютеров, неспособных по своим техническим характеристикам использовать такое обеспечение. Анализ использования ресурсов можно осуществить только за установленный, т.е. ограниченный, промежуток времени. Тогда очевидно, что затраты, связанные с отказом от использования единиц труда и капитальных ресурсов для приобретения единицы интеллектуальных ресурсов зависят от того объема времени, в течение которого происходит такой отказ. Именно количеством затраченного времени можно оценить издержки приобретения единицы интеллектуального ресурса (информации и знаний) с точки зрения той выгоды, которую можно получить если за данный промежуток времени использовать другие ресурсы иным альтернативным путем. Взаимосвязь ресурсов в обществе целесообразно исследовать не с помощью кривой производственных возможностей PPL , которая отражает взаимосвязь ресурсов при производстве двух произвольных товаров , а с помощью кривой соотношения ресурсов ( RCC), характеризующей соотношение объемов производительно использованных традиционных ресурсов в конкретном обществе за установленный промежуток времени. Чтобы построить такую кривуюм, выберем определенный промежуток времени
(например, квартал).Затем отложим по вертикальной оси количество привлекаемых интеллектуальных ресурсов за этот промежуток времени, а по горизонтальной- объем производительно использованных иных традиционных ресурсов ( труда, земли ,капитала).
рис.1
Кривая соотношения ресурсов
1.Точка 0 означает что если не использовать иные ресурсы в обществе за определенное количество времени, то потребность в приобретении интеллектуальных ресурсов отпадает - зачем это делать, если информация и знания могут быть использованы только в совокупности с иными ресурсами.
2.Участок 0-В: по мере увеличения объемов производительного использования остальных ресурсов возникает необходимость в привлечении знаний и информации. Осуществить это можно только путем выделения части времени, затрачиваемого на использование других ресурсов, для поиска и получения информации и знаний.
3.Участок В-С: дальнейшее увеличение объемов приобретаемой информации потребует отвлечения все возрастающего количества времени. Дефицит времени вызовет ( в конечном итоге) отказ от использования иных ресурсов более производительным способом, поэтому стремление хозяйствующих субъектов расширить объемы потребления информации будет наталкиваться на все возрастающее нежелание отказаться от использования иных ресурсов более производительным способом. В результате происходит затухание объемов приобретаемых интеллектуальных ресурсов.
4.Точка С - это точка оптимума, когда объем приобретаемых интеллектуальных ресурсов достигает максимальной величины. В этой точке экономические выгоды от полученной информации и знаний уравновешиваются теми потерями, которые несет общество из-за отказа от использования за выбранный промежуток времени иных ресурсов.
5.Участок С-D: в условиях ограниченности обусловленного промежутка времени ,после достижения точки оптимума С дальнейшее расширение объемов приобретаемых интеллектуальных ресурсов за счет отказа от использования иных ресурсов невозможно. Это означает ,что правее точки С расширение объемов производительного использования обычных ресурсов потребует такого количества времени, что необходимо будет отказаться от приобретения информации и знаний.
Исходя из выше изложенного, автор делает вывод, что недостаток информации и знаний приведет к падению производительности иных ресурсов в силу недостаточности эффекта обратной положительной связи. В данных условиях расширение производительного использования традиционных ресурсов возможно только за счет привлечения неквалифицированных работников и малопроизводительных основных средств. Это сужает возможности увеличения производительного использования обычных ресурсов при наличии дефицита интеллектуальной составляющей.
На основании вышеизложенного текста можно сделать вывод, что не смотря на то что информация и знания обладают рядом положительных качеств, такие как неограниченность, общедоступность все таки они имеют проблемы измерения. Имеет смысл определять издержки на приобретение единицы интеллектуального ресурса не тем количеством денег, которые надо потратить на эту единицу интеллектуального ресурса, чтобы отвлечь деньги от наилучшего альтернативного использования (как это определяется в случае измерения издержек упущенной возможности). Их следует оценивать той выгодой, которая теряется оттого, что ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным наилучшим альтернативным путем.
Глава 2.Место информации и знаний в общей структуре факторов производства.
2.1 Место информации и знаний в общей структуре факторов производства: сравнительный анализ.
Роль и место информации и знаний нашло свое отражение, прежде всего , в трудах , посвященных поведению потребителей на рынке отдельного товара.
В центре таких работ – выявление тех факторов ,которые воздействуют на потребительский спрос. Как отмечал, например, Дж.Хикс, «несовершенство и неадекватность знаний и информации ограничивает возможности рационального поведения людей . Принятие решений требует больше, че простой выбор альтернативы. Для этого требуется информационная система , позволяющая установить, что сделанное решение дало желаемые результаты. Информация является тем «входным элементом», который участники экономического процесса используют для принятия решений. И производители, и потребители со своей очевидностью используют цены как базовую информацию для того, чтобы выбрать, какие ресурсы использовать цены как базовую информацию для того, чтобы выбрать, какие ресурсы использовать и какую продукцию покупать».
В целом классическая
По имеющимся оценкам, более половины ВВП развитых стран составляет продукция высокотехнологичных отраслей, со значительной долей потребляемых знаний и информации - биоинженерии, программного обеспечения, телекоммуникаций и т.п. Бурно происходит процесс так называемой виртуализации экономики, в результате чего существенно возрастают обороты нетоварных информационно-финансовых рынков-фьючерсных, опционных, валютных, страховых. Объемы, совершаемых на них сделок часто превосходят показатели товарных и сырьевых рынков. Определяющим направлением вектора преобразований в информационной экономике становится создание и потребление нематериальных благ , а информационных ценностей, включая их овеществленную форму в виде товаров с высокой информационной составляющей. Действительно, с точки зрения инженерных решений современный автомобиль мало отличается от прототипов начала прошлого века - это все то же « самодвижущееся транспортное средство». Их принципиальное отличие состоит в количестве овеществленных знаний и информации- последние образцы автомобилестроения оснащены бортовыми компьютерами, в производстве использованы не встречающиеся в природе композиционные материалы и пластик, салоны оборудуются кондиционерами , аппаратурой сотовой связи с выходом в Интернет и т.п. В результате и цена автомобиля определяется в основном стоимостью не « железа», а сконцентрированных в нем информации и знаний.
Ещё большую насыщенность информационной составляющей имеет продукция генной инженерии и биотехнологии (например, новые сорта культурных растений или современные лекарства), производства компьютеров, аэрокосмической отрасли, средств телекоммуникации. Так на один килограмм веса спутника приходится около 25 тыс.долл. стоимости информационных ресурсов, использованных в его производстве ( в стандартном автомобиле- 5 долл.на один килограмм массы).
Современная информационная
Перейдем к сравнительному анализу информации и знаний.
Понятия «знания» и « информация» не идентичны. Знания являются переработанной информацией , они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы «как?», «почему?» и т.п.