Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Без информационных потоков не могут  существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими  людьми. Все большее значение приобретает  информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.  
Вся новая экономика носит глобальный характер.
Введение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация и знания занимают особое положение в экономике. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация и знания.
Без информационных 
потоков не могут  существовать бизнес-процессы 
в организации. Вся человеческая жизнь основана 
на обмене знаниями и опытом с другими  людьми. 
Все большее значение приобретает  информационное 
богатство. Информация порождает новые рыночные 
ниши, расширяет совокупное предложение 
и спрос, резко повышает емкость рынка. 
Оценка стоимости информации как экономического 
блага становится важной, но одновременно 
и сложной задачей для многих экономических 
субъектов.  
Вся новая экономика носит глобальный 
характер. Основные виды экономической 
деятельности  (производство, потребление, 
обращение), а также факторы производства 
(капитал, труд, сырье, менеджмент, информация, 
технология, рынки) организуются в глобальном 
масштабе. Данная организация осуществляется 
либо непосредственно, либо с помощью 
разветвленных сетей. В новых условиях 
достижение необходимого уровня производительности 
и конкурентоспособности все чаще становится 
возможным только внутри глобальной взаимосвязанной 
сети. Глобализация сочетает в себе положительные 
и отрицательные характеристики. Выгоды 
глобализации ясно видны: более быстрый 
экономический рост, более высокий уровень 
жизни, ускоренное внедрение и распространение 
технических новшеств и навыков менеджмента, 
новые экономические возможности как 
для отдельных лиц, так и для целых стран. 
Глобальная интеграция экономики может 
привести к лучшему разделению труда, 
позволит перемещать капитал в любую страну, 
которая предлагает более выгодные условия 
для инвестиций.
Информация и знания под влиянием НТР становятся важнейшими экономическими ресурсами . Знания превращаются в самостоятельный пятый фактор постиндустриального производства. В основе трансформации во взаимодействии факторов производства лежит выделение в процессе производственной деятельности, наряду с трудовой и предпринимательской, деятельности интеллектуальной.
По-мнению автора информация и знания играют важную роль на этапе постиндустриального развития.
Глава 1.Информация и знания как фактор производства
1.1Сущность и особенности информации и знаний.
Автор задается вопросами: « С чего же начался процесс развития информационной экономики? Какие этапы способствовали этому?» В данной главе постараемся ответить на эти и другие вопросы.
В последнее десятилетие ХХ в. Мир вступил в новую эру политических, экономических социальных взаимоотношений. Главной причиной такого перехода явился распад « лагеря социализма». С начала 1990-х годов практически все страны мира продекларировали переход на рыночные методы хозяйствования .Это создало совершенно новые условия развития мира. Прежде всего, посткоммунистические страны с переходной экономикой вступили в этап трансформации своей политической , экономической и социальной системы. Кроме того, процесс трансформации совпал с резко усилившимися глобализационными явлениями. Собственно, новый импульс глобализации и был придан распадом системы социализма и переходом к рыночным отношениям в мировом масштабе.
Глобализация1 и трансформация2 ускорили иной важный процесс- преобразование индустриальной экономики в новый тип « информационной экономики» , « экономики знаний» с иными структурными взаимосвязями и характеристиками , в основе которых- рациональное использование ресурсов и удовлетворение более широких потребностей людей в области получения информации и знаний , проведения свободного времени , способности к самовыражению . При этом речь идет не просто о структурных и технологических преобразованиях , а трансформации всего экономического процесса,формировании новой парадигмы3 развития производства.
Термин «информационное общество» был введен в экономическую лексику профессором токийского технологического института Ю.Хаяси. Для формирования информационной экономики требуются определенные условия, главными из которых выступают следующие:
Главная отличительная 
особенность современной 
Результатом взаимодействия различных экономических ресурсов является выпускаемая продукция ( товар или услуга ) как «выходной продукт».
Этой точки зрения придерживаются многие экономисты. Становление и развитие промышленного производства объективно способствовало появлению в трудах ученых трех факторов производства - труда, земли и капитала.
Однако ранее отмечалось , что уже А.Маршалл стал задумываться над тем, что термин «труд» является обобщенным, что от него надо отделить особый труд предпринимателей – организаторов производства. Такая трансформация взглядов отражала реалии эпохи развития экономики, когда эффективность производства определялась не просто совокупностью экономических ресурсов, а так же и тем ,сколь рационально, оптимально организован процесс выпуска продукции, какие конкурентные преимущества имеет данная фирма . В дальнейшем точка зрения о необходимости выделения « четвертой составляющей» экономических ресурсов – предпринимательских способностей- стала преобладающей.
  Обоснование 
перехода к «информационной 
Под информацией обычно понимают документирование или публично объявленные сведения о событиях и явлениях ,которые происходят в обществе , государстве и окружающей природной среде. Информация состоит из фактов и данных ,описывающих отдельную ситуацию или проблему. В рыночных условиях наиболее важными являются такие виды информации, как : коньюктурная ( о состоянии рынка) , коммерческая ( о соотношении спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг), финансовая ( стоимость заимствования, состояние заемщиков), внешнеэкономическая ( объемы экспорта и импорта), научно-техническая ( о достижениях науки и техники), статистическая ( о динамике количественных показателей в экономике), правовая ( о системе и источниках права), справочно- энциклопедическая и массовая4.
Экономическая информация - это информация об экономических процессах в которых входит : производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Экономическая информационная система - это управление и обработка экономической информации.
Важнейшими свойствами 
экономической информации являются: 
           1.Адекватность 
информации – это степень соответствия 
трактовки информации получателем тому 
содержанию, которое вложил в него создатель 
информации. Адекватность информации 
— это определенный уровень соответствия 
создаваемого с помощью полученной информации 
образа реальному объекту, процессу, явлению 
и т.п.
          
2.Достоверность информации – это ее соответствие объективной реальности 
(как текущей, так и прошедшей) окружающего 
мира. 
         3.Актуальность 
информации – это степень соответствия 
информации текущему моменту времени.
         
4.Полнота информации – это ее достаточность 
для принятия решений. 
         5.Избыточность 
информации – это наличие информации 
в объеме сверх необходимого для реализации 
цели восприятия.
6.Доступность информации – это степень возможности ее получения.
Структурой экономической информации определяется ее строение, выделение тех или иных документов. Такие элементы называются информационными единицами. Из простых информационных единиц образуются сложные - составные. Самой маленькой неделимой информационной единицой является реквизит - атрибут. Реквизиты можно разделить на две группы: основание и признаки. Основание характеризует количественные свойства сущности, полученные в результате выдачи подсчета натуральных единиц, взвешивания, измерения, вычисления.
Признаки выражают как правило качественные свойства сущности и характеризуют обстоятельства при которых были получены реквизиты - основания. Более крупной информационной единицей, чем реквизиты есть показатель. Показатели образуются из одного основания и относящихся к нему реквизитов признаков. Еще более крупными показателями являются - массивы и потоки.
Массив представляет собой набор показателей и реквизитов объединенных по признаку однородности. Совокупность массивов относящихся к одной функции управления называется потоком. Совокупность потоков характеризующих управленческую работу в целом называют информационной системой объекта управления. В процессе декомпозиции компонентов экономической информационной системы выделяют: функциональные и обеспечивающие части.
Функциональные - ряд подсистем которые зависят от особенностей той или иной экономической информационной системы. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления. Обеспечивающая часть экономической информационной системы состоит: информационного, программного, математического, технического, правового, лингвистического, эргономического и метрологических частей.
В состав 
информационного обеспечения 
Экономическая информация неотделима от информационного процесса управления, осуществляемого в производственной и непроизводственной сферах, она используется во всех отраслях народного хозяйства и во всех органах общегосударственного управления.
По своей природе информация является общественным благом. Однако в определённый момент времени информация может быть и частным благом. Например: существует какая-либо внутренняя информация фирмы , которая касается исключительного потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, что неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации и множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а так же сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как частное благо. Поэтому, автор считает, что правильнее будет относить информацию как к общественному, так и к частному благу. Но чтобы правильно использовать информацию для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения необходимо обладать достаточным количеством знаний.
Знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций , определений и предположений , методологий и ноу-хау5.Мы накапливаем знания, организуем их ,интегрируем и храним в течение долгого времени, для того чтобы применить к конкретным ситуациям или проблемам. Мы последовательно применяем знания для интерпретации имеющейся информации по отдельной ситуации и для решения о том , как к ней подходить6.
Если относить 
информацию и знания к отдельному 
виду экономических ресурсов, то возникает 
необходимость выявить