Значение информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.
Вся новая экономика носит глобальный характер.

Работа содержит 1 файл

курсовая по микре.docx

— 83.56 Кб (Скачать)

Введение.

 

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что сегодня информация и знания занимают особое положение в экономике. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация и знания.     

Без информационных потоков не могут  существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими  людьми. Все большее значение приобретает  информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов.  
Вся новая экономика носит глобальный характер. Основные виды экономической деятельности (производство, потребление, обращение), а также факторы производства (капитал, труд, сырье, менеджмент, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе. Данная организация осуществляется либо непосредственно, либо с помощью разветвленных сетей. В новых условиях достижение необходимого уровня производительности и конкурентоспособности все чаще становится возможным только внутри глобальной взаимосвязанной сети. Глобализация сочетает в себе положительные и отрицательные характеристики. Выгоды глобализации ясно видны: более быстрый экономический рост, более высокий уровень жизни, ускоренное внедрение и распространение технических новшеств и навыков менеджмента, новые экономические возможности как для отдельных лиц, так и для целых стран. Глобальная интеграция экономики может привести к лучшему разделению труда, позволит перемещать капитал в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.

Информация  и знания под влиянием НТР становятся важнейшими экономическими ресурсами . Знания превращаются в самостоятельный пятый фактор постиндустриального производства. В основе трансформации во взаимодействии факторов производства  лежит выделение в процессе производственной деятельности, наряду с трудовой и предпринимательской, деятельности интеллектуальной.

По-мнению автора информация и знания играют важную роль  на этапе постиндустриального  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Информация и знания как фактор производства

1.1Сущность  и особенности информации и  знаний.

 

Автор  задается вопросами: « С чего же начался процесс развития информационной экономики? Какие этапы способствовали этому?» В данной главе постараемся ответить на эти и другие вопросы.

В последнее  десятилетие  ХХ в. Мир вступил в новую эру политических, экономических социальных взаимоотношений. Главной причиной  такого перехода явился распад « лагеря социализма». С начала 1990-х годов практически все страны мира продекларировали  переход на рыночные методы хозяйствования .Это создало совершенно новые условия развития мира. Прежде всего, посткоммунистические страны с переходной экономикой вступили в этап трансформации своей политической , экономической и социальной системы. Кроме того, процесс трансформации совпал с резко усилившимися глобализационными явлениями. Собственно, новый импульс глобализации и был придан распадом  системы социализма и переходом к рыночным отношениям в мировом масштабе.

    Глобализация1 и трансформация2  ускорили иной важный процесс- преобразование индустриальной экономики в новый тип « информационной экономики» , « экономики знаний» с иными структурными взаимосвязями и характеристиками , в основе которых- рациональное использование ресурсов и удовлетворение  более широких потребностей людей в области получения информации и знаний , проведения свободного времени , способности к самовыражению . При этом речь идет не просто о структурных и технологических преобразованиях , а трансформации всего экономического процесса,формировании новой парадигмы3 развития производства.

    Термин «информационное общество» был введен в экономическую лексику профессором токийского технологического института Ю.Хаяси. Для формирования информационной экономики требуются определенные условия, главными из которых выступают следующие:

  • достижение  всеобщей компьютерной грамотности и независимость информационного обмена от места проживания, физических и финансовых возможностей жителей страны;
  • формирование разносторонней ,эффективной экономической структуры, основанной на свободной и честной конкуренции на телекоммуникационном рынке;
  • привлечение одаренных специалистов и аккумулирование самых «продвинутых» технологий в стране.

Главная отличительная  особенность современной экономики  проявляется в том, что  основным экономическим ресурсом в ней является информация и знания. Безусловно, в индустриальную эпоху и более ранние периоды развития человечества происходили великие научные открытия , осуществлялся обмен информацией и знаниями. Однако, - пишет автор, - в то время воздействие информации и знаний на экономику проявлялось не так рельефно, как это стало наблюдаться в последние 10-15 лет. На рубеже веков наступил момент в развитии человечества, когда информация и знания становятся такими важными, что экономика определяется как информационная.

           Результатом взаимодействия различных экономических ресурсов  является выпускаемая продукция ( товар или услуга ) как «выходной продукт».

Этой  точки зрения придерживаются многие экономисты. Становление и развитие промышленного производства объективно способствовало появлению в трудах  ученых трех факторов производства - труда, земли и капитала.

Однако  ранее  отмечалось , что уже А.Маршалл стал задумываться над тем, что термин «труд» является обобщенным, что от него надо отделить особый труд предпринимателей – организаторов производства. Такая трансформация взглядов отражала реалии эпохи развития экономики, когда эффективность  производства определялась не просто совокупностью экономических ресурсов, а так же и тем ,сколь рационально, оптимально организован процесс выпуска продукции, какие конкурентные преимущества имеет данная фирма . В дальнейшем точка зрения о необходимости выделения  « четвертой составляющей» экономических ресурсов – предпринимательских способностей- стала преобладающей.

  Обоснование  перехода к «информационной экономике»  основывается прежде всего на том, что выпускаемая продукция содержит в значительных  объемах овеществленные знания и информацию. Именно стоимость заключенной в изделии или услуге информации, а не стоимость иных ресурсов, использованных при производстве , определяет их цену. Но если любая продукция- это результат взаимодействия экономических факторов , если  современная продукция все больше и больше насыщается  информацией и знаниями, то справедлив вывод: на современном этапе развития экономики необходимо ввести понятие пятого вида экономических ресурсов – информации и знаний.

   Под информацией  обычно понимают документирование или публично объявленные сведения о событиях и явлениях ,которые происходят в обществе , государстве и окружающей природной среде. Информация состоит из фактов и данных ,описывающих отдельную ситуацию или проблему. В рыночных условиях наиболее важными являются такие виды информации, как : коньюктурная ( о состоянии рынка) , коммерческая ( о соотношении спроса и предложения на определенные  виды товаров и услуг), финансовая ( стоимость заимствования, состояние заемщиков), внешнеэкономическая ( объемы экспорта и импорта), научно-техническая ( о достижениях науки и техники), статистическая ( о динамике количественных показателей в экономике), правовая ( о системе и источниках права), справочно- энциклопедическая и массовая4.

   Экономическая информация - это информация об экономических процессах в которых входит : производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

   Экономическая информационная система - это управление и обработка экономической информации.

Важнейшими свойствами экономической информации являются: 
           1.Адекватность информации – это степень соответствия трактовки информации получателем тому содержанию, которое вложил в него создатель информации. Адекватность информации — это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

          2.Достоверность информации – это ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира. 
         3.Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени.

         4.Полнота информации – это ее достаточность для принятия решений. 
        5.Избыточность информации – это наличие информации в объеме сверх необходимого для реализации цели восприятия.

        6.Доступность информации – это степень возможности ее получения.

Структурой  экономической информации определяется ее строение, выделение тех или  иных документов. Такие элементы называются информационными единицами. Из простых информационных единиц образуются сложные - составные. Самой маленькой неделимой информационной единицой является реквизит - атрибут. Реквизиты можно разделить на две группы: основание и признаки. Основание характеризует количественные свойства сущности, полученные в результате выдачи подсчета натуральных единиц, взвешивания, измерения, вычисления.

Признаки  выражают как правило качественные свойства сущности и характеризуют обстоятельства при которых были получены реквизиты - основания. Более крупной информационной единицей, чем реквизиты есть показатель. Показатели образуются из одного основания и относящихся к нему реквизитов признаков. Еще более крупными показателями являются - массивы и потоки.

Массив представляет собой набор  показателей и реквизитов объединенных по признаку однородности. Совокупность массивов относящихся к одной функции управления называется потоком. Совокупность потоков характеризующих управленческую работу в целом называют информационной системой объекта управления. В процессе декомпозиции компонентов экономической информационной системы выделяют: функциональные и обеспечивающие части.

Функциональные - ряд подсистем которые зависят от особенностей той или иной экономической информационной системы. Эти подсистемы разделяются по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют в себе соответствующие комплексы задач управления. Обеспечивающая часть экономической информационной системы состоит: информационного, программного, математического, технического, правового, лингвистического, эргономического и метрологических частей.

В состав информационного обеспечения входит немашинная и внутри машинное обеспечение (немашинное обеспечение составляет: классификаторы технико-экономической информации, нормативно справочная информация, методические материалы организации и использования перечисленных компонентов. Внутримашинное информационное обеспечение - информационная база и СУБД, программное обеспечение - совокупность программ реализующих цели и задачи ЭИС).

Экономическая информация неотделима от информационного  процесса управления, осуществляемого  в производственной и непроизводственной сферах, она используется во всех отраслях народного хозяйства и во всех органах общегосударственного управления.

По своей  природе  информация является общественным благом. Однако в определённый  момент времени информация может быть и частным благом. Например: существует какая-либо внутренняя информация фирмы , которая касается исключительного потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, что неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия  информации и множества людей одновременно  благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а так же сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как частное благо. Поэтому, автор считает, что правильнее будет относить информацию как к общественному, так и к частному благу. Но чтобы правильно использовать информацию для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения необходимо  обладать достаточным количеством знаний.

            Знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций , определений и предположений , методологий и ноу-хау5.Мы накапливаем знания, организуем их ,интегрируем и храним в течение долгого времени, для того чтобы применить к конкретным ситуациям или проблемам. Мы последовательно применяем знания для интерпретации имеющейся информации по отдельной ситуации и для решения о том , как к ней подходить6.

Если относить информацию и знания к отдельному виду экономических ресурсов, то возникает  необходимость выявить характерные  черты и особенности этого  экономического ресурса. Специфика  знаний и информации  как фактора производства определяется рядом качеств,что делает их принципиально отличающимися от иных производственных ресурсов:

  • во-первых, знания и информация не убывают по мере их использования. Иными словами, за отведенный промежуток времени к источнику знаний и информации могут обратиться неограниченное количество потребителей неопределённое  число раз;
  • во-вторых, информация и знания неотчуждаемы от своего обладателя- приобретение кем-либо определенного набора знаний никоим образом не уменьшает возможности иных потребителей приобрести знания в том же объеме;
  • в-третьих, использование информации  и знаний может передавать их неограниченному кругу пользователей - особенно наглядно это проявляется в области образования, где занятия могут проводиться в больших аудиториях.

Информация о работе Значение информации