Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:06, курсовая работа
В настоящее время активно обсуждаются вопросы управления земельными ресурсами. Идут постоянные дебаты по поводу того, кто управляет, чем управляет и каковы правовые основы такого управления.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля определяется как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории». То есть, земля как природный ресурс выполняет социально-экономическую функцию и является условием функционирования человеческого общества.
1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 5
1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 8
1.3. Муниципальное регулирование землепользования и недропользования 12
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ХМАО-ЮГРА 17
2.1. Земельный фонд Округа. Рынок земли 17
2.2. Основные проблемы управления использованием земельных ресурсов в ХМАО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………
Наибольшие площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (более 40%) приходились на Омутинский, Вагайский, Нижнетавдинский и Бердюжский районы.
Наряду с уменьшением пахотных площадей происходит и процесс дегумификации почв, связанный с интенсивным выносом питательных веществ, использованием земель при недостаточных объемах внесения минеральных и органических удобрений.
В рамках реализации мероприятий окружной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) по проведению актуализации кадастровой стоимости земельных участков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» постановлением администрации округа создана Межведомственная комиссия, обеспечивающая в установленном порядке взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в части организации сбора исходных данных для проведения актуализации государственной оценки земель, осуществляющая контроль за ходом выполнения работ и рассмотрение результатов. Указанным постановлением утвержден состав Комиссии и Положение о ней. Департаменту информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа поручено разработать регламент проведения работ по кадастровой оценке земель на территории округа.
Принятые в 2008 году нормативные правовые акты, несомненно, восполняют некоторые пробелы, имеющиеся в системе земельного законодательства. Тем не менее, для улучшения качественного состояния земельных ресурсов, повышения эффективности их использования и охраны необходимо дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание экономических и правовых механизмов охраны почв и использования земель. Анализ современного состояния земельных ресурсов подтверждает, что происходит ухудшение качества значительной части земель Тюменской области, в связи с этим сохранение почв и восстановление плодородия по-прежнему является первоочередной задачей.
Основными проблемами воздействия на земельные ресурсы автономного округа являются загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами и захламление отходами производства и потребления.
По итогам 2008 года на нефтепромыслах округа наблюдается снижение аварийности (88% от уровня прошлого года). Также необходимо отметить, что масса загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду, по сравнению с 2007 годом снизилась в 1,9 раз, а площадь загрязнения в 3 раза.
Основной причиной аварий как и в прошлом году, остаётся изношенность основных фондов. В результате внешней и внутренней коррозии произошло 4748 аварий (98,5%).
Наибольшая аварийность отмечается на месторождениях НК «РосНефть» - 3539 случаев (73,5% от общего количества аварий на территории автономного округа) и ОАО «ТНК ВР «Менеджмент» - 1100 случаев (22,8%).
Наибольшее количество аварийных разливов приходится на территории Нижневартовского (46% от общего количества аварий на территории автономного округа) и Нефтеюганского (44%) районов.
На газопроводах, эксплуатируемых на территории автономного округа, в 2008 году произошло 36 аварий, из них 26 аварий (72%) на предприятии ООО "РН-Юганскнефтегаз".
На сегодняшний день эксплуатация практически всех муниципальных полигонов ТБО в автономном округе осуществляется со значительными отклонениями от проектов, в результате чего в почву и воду попадает значительное количество загрязняющий веществ.
Органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить финансирование мероприятий по организации и содержанию мест размещения отходов, поэтому часть расходов осуществляется в рамках программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры» на 2005-2012 годы». В рамках целевой программы автономного округа «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-2010 годах» предусмотрено финансирование работ по рекультивации земель на территории муниципальных образований автономного округа, подвергшихся загрязнению и захламлению [10].
С введением в действие Земельного кодекса РФ начато реформирование земельных отношений на территории округа, в том числе мероприятия по разграничению собственности на землю между Российской Федерацией, автономным округом и муниципальными образованиями, переход на систему земельных платежей, основанную на рентной стоимости земли, определение статуса родовых угодий и пр.
После ликвидации государственной монополии на землю и перехода к многообразию форм земельной собственности особую актуальность приобрела проблема эффективного использования земельных ресурсов в интересах автономного округа и его жителей.
Приоритетными направлениями реформирования земельных отношений является определение доступных и прозрачных для инвесторов правил предоставления земельных участков из государственной либо муниципальной собственности, а также порядка прекращения прав на землю, в том числе при ее неэффективном использовании и изъятии для государственных и муниципальных нужд. Эти вопросы регулируют следующие нормативные правовые акты: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. № 26-ОЗ «Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа».
Передача
государственных и
По
мере вовлечения земли в гражданский оборот
будут развиваться рынок земли, ипотека,
что в свою очередь даст толчок росту индивидуального
строительства жилья под залог, и долгосрочное
кредитование.
2.2.
Основные проблемы управления использованием
земельных ресурсов
в ХМАО
Важнейшее значение имеет проблема уточнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в части распоряжения земельными участками.
На практике земельными участками распоряжаются те органы местного самоуправления поселений, которые имеют для этого необходимую информационную базу и практический опыт. Таким образом, эффективность распоряжения земельными участками при передаче данного полномочия органам местного самоуправления муниципальных районов снижается.
Для решения проблемы, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений (на основании абз. 2 и 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ). Эти соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок установления ежегодного объема субвенций, необходимых для реализации передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Важнейшей проблемой при оформлении права собственности на земельные участки является учет интересов граждан. При оформлении такого права в числе документов требуется предоставить кадастровый план, цена которого сейчас достаточно высока. В связи с этим важное значение имеет совершенствование правового регулирования данного вопроса, а также принятие ряда мер на уровне местной администрации с тем, чтобы оформление необходимых документов стало доступным для граждан.
Получение гражданином кадастрового плана земельного участка для оформления права собственности на него требует межевания, которое проводится коммерческими землеустроительными компаниями. Плата за эти работы взимается вышеназванными организациями в пределах, установленных законами субъектов РФ. Например, в Московской области указанная плата до недавнего времени колебалась в пределах 1-2 тыс. руб. за сотку. После принятия в 2007 г. закона Московской области «О предельной максимальной цене работ по проведению территориального землеустройства» предельная цена установлена в размере 450 руб. за сотку. Введено также ограничение по максимальной стоимости подобных работ - 7 тыс. руб. независимо от площади земельного участка. Эти цены будут действовать до окончания «дачной амнистии» (до 2010 г.).
Снижение цен на проведение межевания земельных участков зависит в первую очередь от регионального законодательства. Кроме того, Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления неоднократно вносились предложения о необходимости включения в закон о федеральном бюджете на соответствующий год средств на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки.
Наряду с этим федеральным законодательством для малоимущих граждан установлена возможность бесплатного оформления документов, необходимых для регистрации права собственности на земельные участки, по решению местной администрации. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органы местного самоуправления поселений, городских округов в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета указанных земельных участков, технического учета (инвентаризации) имеющихся на них объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав.
На указанные цели, в том числе на оплату работ по проведению территориального землеустройства (разработку межевого плана) земельных участков, предусмотренных абз. 1 ч. 2 указанной статьи, и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.
Компенсация из федерального бюджета затраченных на эти цели средств местных бюджетов была бы правомерна только в случае отнесения этой деятельности к полномочиям Российской Федерации и последующей передачи тайного полномочия органам местного самоуправления в соответствии со ст. 19 Федерального закона №131-ФЗ [7].
Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки», принятым Государственной Думой 9 ноября 2007г., порядок оформления права собственности граждан на земельные участки еще более упрощается. Так в соответствии со ст. 1 указанного закона, вносящей изменения в ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение перешло к такому гражданину в порядке наследования или по иным основаниям, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на данный земельный участок, в качестве основания для государственной регистрации права собственности могут быть представлены следующие документы:
Представление предусмотренного абз. 2 настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном законом порядке.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и/или сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Проблема зачисления поступлений от земельного налога и средств от продажи земельных участков в бюджеты муниципальных образований (в том числе до разграничения государственной собственности на эти земельные участки) весьма актуальна. Земельный налог – один из основных имущественных налогов, который имеет статус местного, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии с указанными актами он вводится в действие и прекращает действовать, а также обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Информация о работе Земельные ресурсы как объект муниципального управления