Земельные ресурсы как объект муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время активно обсуждаются вопросы управления земельными ресурсами. Идут постоянные дебаты по поводу того, кто управляет, чем управляет и каковы правовые основы такого управления.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля определяется как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории». То есть, земля как природный ресурс выполняет социально-экономическую функцию и является условием функционирования человеческого общества.

Содержание

1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 5
1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 8
1.3. Муниципальное регулирование землепользования и недропользования 12
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ХМАО-ЮГРА 17
2.1. Земельный фонд Округа. Рынок земли 17
2.2. Основные проблемы управления использованием земельных ресурсов в ХМАО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………

Работа содержит 1 файл

экономика недвижимости.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  в г. Сургуте 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика недвижимости»

Тема: «Земельные ресурсы как объект муниципального управления» 
 

                  Выполнила:

                  студентка специальности

                  ЭиУП 2 обр. 2 г.об.

                  Туголукова  Т.В 

                  Проверил:

                  доцент,

                  кандидат  экон. наук

                  Зиньков Д.В. 

Сургут  2010

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

    1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 5

    1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 8

    1.3. Муниципальное регулирование землепользования                                         и недропользования 12

    2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ХМАО-ЮГРА 17

    2.1. Земельный фонд Округа. Рынок земли 17

    2.2.  Основные проблемы управления использованием земельных   ресурсов  в ХМАО 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В настоящее время активно обсуждаются вопросы управления земельными ресурсами. Идут постоянные дебаты по поводу того, кто управляет, чем управляет и каковы правовые основы такого управления.

      Согласно ст. 9 Конституции РФ  земля определяется как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории». То есть, земля как природный ресурс выполняет социально-экономическую функцию и является условием функционирования человеческого общества.

      Земельные отношения включают в себя не только имущественные (владение, пользование и распоряжение землей), но и являются также объектом управленческих отношений (проведения землеустройства, ведения кадастра, государственного контроля и так далее).

      Необходимость сохранения земли как основы жизнедеятельности  человеческого общества определяет специфику как при реализации субъективных вещных прав на землю, так и в деятельности соответствующих органов государства по распределению, использованию, учету и охране земель.

      Актуальность в сфере управления земельными ресурсами состоит в том, что, с одной стороны, исходные являются основным источником промышленного производства, площадками и опорными поверхностями для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, — базой налогообложения недвижимости, объектом инвестирования, средством социально-экономического развития, частью национального богатства.

      Цель  работы – исследование региональной системы государственного управления земельными ресурсами, подсистемы обеспечения ее функционирования и инфраструктуры регулирования экономических процессов в сфере земельных отношений.

    Задача  работы обозначить основные проблемы в области муниципального управления земельными ресурсами. 

      В работе использованы законодательные  и нормативные правовые акты Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам собственности, приватизации и государственного регулирования земельных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

      1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 

      Земля (далее будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5% доходов местных бюджетов.

      Формирование  муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю»,  относит к муниципальной собственности:

  • земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
  • земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;
  • земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;
  • земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;
  • земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

      Упомянутый  Федеральный закон разграничил  по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации. Такой подход лишает органы местного самоуправления права голоса при решении вопросов землепользования в промышленных зонах населенных пунктов. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (с последующими изменениями) относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий [2].

      Земельный кодекс РФ относит к полномочиям  органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

      Земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительная форма собственности на землю, при которой собственник объекта недвижимости является одновременно собственником соответствующего земельного участка.

      Однако  работа по реальному разграничению  земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муниципального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику [9].

      Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы  максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности.

      Право собственности на земельные участки  у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.

      Для превращения муниципального образования  в реального земельного собственника органам местного самоуправления в  соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

  • разработать и принять правила землепользования и застройки территории;
  • установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;
  • установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
  • принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.
 

      1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 

    Законодательство  устанавливает различные формы землепользования (рис. 1.1). 

    

       Рис. 1.1. Формы землепользования в РФ 

      В постоянное бессрочное пользование  земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

      Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных  земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое  физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

      Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

      Ограничителем права  собственности на землю является существующая во всем мире система  публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается  для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

      В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

Информация о работе Земельные ресурсы как объект муниципального управления