Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:06, курсовая работа
В настоящее время активно обсуждаются вопросы управления земельными ресурсами. Идут постоянные дебаты по поводу того, кто управляет, чем управляет и каковы правовые основы такого управления.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля определяется как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории». То есть, земля как природный ресурс выполняет социально-экономическую функцию и является условием функционирования человеческого общества.
1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 5
1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 8
1.3. Муниципальное регулирование землепользования и недропользования 12
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ХМАО-ЮГРА 17
2.1. Земельный фонд Округа. Рынок земли 17
2.2. Основные проблемы управления использованием земельных ресурсов в ХМАО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал
в г. Сургуте
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономика недвижимости»
Тема: «Земельные
ресурсы как объект муниципального управления»
Выполнила:
студентка специальности
ЭиУП 2 обр. 2 г.об.
Туголукова
Т.В
Проверил:
доцент,
кандидат экон. наук
Зиньков
Д.В.
Сургут 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Муниципальная собственность на земли поселений 5
1.2. Формы землепользования. Платность землепользования и цена земли 8
1.3.
Муниципальное регулирование землепользования
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ХМАО-ЮГРА 17
2.1. Земельный фонд Округа. Рынок земли 17
2.2. Основные проблемы управления использованием земельных ресурсов в ХМАО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время активно
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля определяется как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории». То есть, земля как природный ресурс выполняет социально-экономическую функцию и является условием функционирования человеческого общества.
Земельные отношения включают в себя не только имущественные (владение, пользование и распоряжение землей), но и являются также объектом управленческих отношений (проведения землеустройства, ведения кадастра, государственного контроля и так далее).
Необходимость сохранения земли как основы жизнедеятельности человеческого общества определяет специфику как при реализации субъективных вещных прав на землю, так и в деятельности соответствующих органов государства по распределению, использованию, учету и охране земель.
Актуальность в сфере управления земельными ресурсами состоит в том, что, с одной стороны, исходные являются основным источником промышленного производства, площадками и опорными поверхностями для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, — базой налогообложения недвижимости, объектом инвестирования, средством социально-экономического развития, частью национального богатства.
Цель работы – исследование региональной системы государственного управления земельными ресурсами, подсистемы обеспечения ее функционирования и инфраструктуры регулирования экономических процессов в сфере земельных отношений.
Задача
работы обозначить основные проблемы
в области муниципального управления
земельными ресурсами.
В
работе использованы законодательные
и нормативные правовые акты Российской
Федерации и Ханты-Мансийского автономного
округа по вопросам собственности, приватизации
и государственного регулирования земельных
отношений.
1.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
1.1.
Муниципальная собственность на земли
поселений
Земля (далее будет идти речь о землях населенных пунктов) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5% доходов местных бюджетов.
Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», относит к муниципальной собственности:
Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации. Такой подход лишает органы местного самоуправления права голоса при решении вопросов землепользования в промышленных зонах населенных пунктов. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (с последующими изменениями) относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий [2].
Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.
Земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительная форма собственности на землю, при которой собственник объекта недвижимости является одновременно собственником соответствующего земельного участка.
Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муниципального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику [9].
Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности.
Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации.
Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:
1.2.
Формы землепользования. Платность
землепользования и цена земли
Законодательство
устанавливает различные формы землепользования
(рис. 1.1).
Рис. 1.1. Формы землепользования в РФ
В
постоянное бессрочное пользование
земельные участки
Самой
распространенной формой землепользования
является аренда. Для муниципальных
земель орган местного самоуправления
выполняет функции
Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.
Ограничителем права
собственности на землю является
существующая во всем мире система
публичных и частных
В
безвозмездное срочное
Информация о работе Земельные ресурсы как объект муниципального управления