Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Данная тема важна для меня потому, что во-первых, это современная насущная проблема, затрагивающая все классы населения конечно, кроме очень богатых людей, во-вторых, эта тема поможет разобраться, каким образом потребители распределяют свои доходы на покупки различных товаров и услуг. В-третьих, по-моему, это актуальная проблема экономики во все времена предпочтение покупателя. Как эту проблему рассматривали экономисты и социологи какие сделали выводы.

Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе объяснения закона спроса, но и играет ключевую роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Если суммировать все недочеты, которые совершает производитель, то половина из них это незнание что и когда производить. Производство должно быть не только рентабельное, но к тому же необходимое для покупателя.

Содержание

1.1 Важность выбранной темы
1.2 Рациональность потребителя и свобода выбора
1.3 Теория предельной полезности
1.4 Потребительское равновесие
1.5 Переход от кардинализма к ординализму
1.6Эффект замещения и эффект дохода
1.7 Излишек потребителя.
1.8 Бюджетная линия
1.9 Теория ожидаемой полезности Неймана-Моргенштейна
1.10 Кивые безразличия15
1.11 Милтон Фридман и теория постоянного выбора
1.12 Заключение.
2.1 Теория потребительского выбора22
2.2 Из истории возникновения движения в защиту прав потребителей.
2.3 Законодательная база.
2.4 Основные понятия, используемые в законе
2.5 Общие положения
2.6 Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.25 Кб (Скачать)

    Соединив  точки плавной кривой, получим  кривую безразличия. Каждая точка этой кривой, таким образом, показывает все  возможные комбинации единиц одежды и питания, дающие мистеру X одинаковое удовлетворение. 10 20 30 40 50 60 КОЛИЧЕСТВО ЕДЕНИЦ ПИТАНИЯ График 5. Бюджетные линии Наложим на график кривой безразличия бюджетную линию нашего потребителя см. график 5.  

    Положение бюджетной линии на графике показывает, что X может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия а, Ь, с, d, е. Такая кривая обязательно есть, так как в пространстве графика через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на графике см. график 6,  

    где бюджетная линия касается кривой В в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой В, для нашего X недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью. О 10 20 30 40 50 60 КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ПИТАНИЯ График 6.  

    Карта кривых безразличии с бюджетной  линией Точки же на кривых, лежащие  ниже В, потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность, которую обеспечивает точка Е на кривой В. Это точка, в которой совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Разумеется, положение точки Е зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастет, то бюджетная линия, как мы знаем, сместится параллельно вверх, и тогда точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше В. При снижении дохода сложится обратная ситуация, т. е. точка Е окажется на одной из кривых безразличия, расположенных нижеВ. Относительные изменения цен изменят наклон бюджетной линии, и это предопределит новое положение точки Е. 1.11.Милтон Фридман и теория постоянного выбора В книге, опубликованной в 1957 г Милтон Фридман предложил для объяснения поведения потребителей теорию постоянного дохода. Теория Фридмана дополняла теорию жизненного цикла Модильяни в обеих использовалась теория поведения потребителя  

    Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода. Теория В долгосрочном периоде отношение объема потребления весьма стабильно, но в краткосрочных периодах  

    оно колеблется. Подход с точки зрения жизненного цикла объясняет это  тем, что люди хотят сохранить  равномерную структуру потребления  во времени, даже если временная структура  их дохода, получаемого в течение  жизни, не является одинаковой. Таким  образом, этот подход подчеркивает роль показателя богатства в функции  потребления. Другое обьяснение, которое отлично в деталях, но полностью соответствует основам теории жизненного цикла, дается теорией постоянного дохода. 

     Эта  теория, выдвинутая Милтоном Фридманом,  утверждает, что люди приводят  свое потребительское поведение  в соответствие со своими возможностями  постоянного или долгосрочного  потребления, а не с текущим  уровнем дохода. Пример, приведенный  Фридманом, описывает человека, который  получает доход только раз  в неделю, по пятницам. Данный  индивид не сосредотачивает все  свое потребление в тот день, когда получает доход, а потребление  во все другие дни будет  равно нулю. Индивиды предпочитают  равномерный поток потребления,  а не изобилие сегодня и  скудность завтра или вчера.  Согласно этому утверждению потребление  в любой день недели не связано  с доходом этого конкретного  дня, а, скорее, определяется средним  доходом за неделю, деленным на  число дней в неделе. Очевидно, в этом крайнем примере решение  о потреблении принимается на  основе дохода за период более  длительный, чем один день. Подобным  образом, как утверждает  

    Фридман, потребление за период продолжительностью в квартал или год не планируется  потребителем исключительно на основе дохода, полученного в течение  этого периода, скорее, здесь важен  доход, получаемый за более длительное время. Представление о том, что  потребительские расходы определяются долгосрочным средним или постоянным доходом, правдоподобно и, в сущности, согласуется с теорией жизненного цикла. Оно вызывает два новых  вопроса. Первый касается точного соотношения  между текущим потреблением и  постоянным  

    доходом. Второй вопрос заключается в том, каким образом сделать понятие  постоянного дохода работающим, т.е. как его измерить. В своей простейшей форме гипотеза теории постоянного  дохода утверждает, что потребление  пропорционально постоянному доходу C cYP, где YP постоянный располагаемый доход. Из уравнения следует, что потребление изменяется в той же пропорции, что и постоянный доход. Пятипроцентный рост постоянного дохода увеличивает потребление на 5.  

    Так как постоянный доход должен быть связан с долгосрочным средним доходом, эта черта функции потребления, очевидно, согласуется с наблюдаемым  долгосрочным постоянством отношения  к доходу. Следующая проблема заключается  в том, как определить и каким  образом измерить постоянный доход. Постоянный доход это устойчивая величина потребления, которую индивид  мог бы сохранить на оставшуюся жизнь  при данном текущем уровне богатства  и дохода, получаемого сегодня  и в будущем. Чтобы понять, как  измеряется постоянный доход, представим себе человека, пытающегося вычислить  свой постоянный доход. Индивид имеет  некоторый текущий уровень дохода и сформировал определенное представление  об уровне потребления, который он может  поддерживать в оставшийся период жизни. Теперь доход возрастает. Индивид  должен решить, является этот рост дохода постоянным увеличением или это  только временное, неустойчивое изменение. В каждом конкретном случае индивид, возможно, знает, является  

    рост  дохода постоянным временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает, что увеличение дохода скорее всего сохранится, а рабочий, имевший особенно много сверхурочной в какой либо год, скорее всего будет рассматривать увеличившийся в тот год доход как временный. Однако индивид не знает определенно, какая часть изменения дохода сохранится и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и является поэтому временной. 

     Предполагается, что временный доход не оказывает какого либо значительного воздействия на потребление. Вопрос о том, как определить, какая часть роста дохода является постоянной, обычно решают прагматически, предполагая, что постоянный доход связа с поведением текущих и прошлых доходов. Например, можно оценить постоянный доход как доход, равный доходу прошлого года, плюс некоторая доля изменения дохода текущего года по сравнению с прошлым годом  

    YP Y 1 QY Y 1 QY 1 QY 1, 0 Q 1, где 0 Q 1, а Y 1 доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному. Особенности уранения во первых, если Y Y 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход ив будущем. Во вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем теккущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого постоянного дохода на всю величину действительного текущего увеличения дохода. 1.12.Заключение. На примере работ Кейнса, Фишера,  

    Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая  

    Кейнсом. Кейнс предложил такую форму функции потребления Потребление f текущий доход. Последние исследования вместо этой формы предлагают другую Потребление f текцщий доход, накопленное богатство, ожидаемый доход в будущем, порцентная ставка. Иными словами, совокупное потребление определяется не только размером текущего дохода. Экономисты продолжают споры об относительной значимости этих факторов для определения потребления. 

     Например, остаются разногласия по вопросу  о влиянии процентных ставок  и ограничений по заимствованию.  Одной из причин, по которой  экономисты иногда расходятся  в мнениях по поводу эффекта той или иной экономичекой политики, является то, что они рассматривают разные функции потребления. Недавние исследования потребления основываются на модели поведения потребителя Ирвинга Фишера. В этой модели исследуется межврменной выбор и то, как потребитель выбирает уровень потреблениядля настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на всем протяжении жизни. Пока потребитель имеет возможность занимать средства и накапливать сбережения, уровень потребления зависит от количества ресурсов, которыми потребитель располагает в течение жизни. Гипотеза жизненного цикла подчеркивает, что доход на протяжении жизни человека меняется предсказуемым образом и что потребители используют сбережения и заемные средства для сглаживания колебаний потребления  

    на  протяжении жизни. Гипотеза предполагает, что потребление зависит как  от дохода, так и от накопленного богатства. В соответствии с гипотезой  постоянного дохода колебания дохода могут быть как постоянные, так  и временные. Поскольку потребители  могут занимать средства или делать сбережения и потому что они желают сгладить колебания уровня своего потребления, потребление слабо реагирует  на временные изменения дохода. В  основном потребление зависит от постоянного дохода. 

     2.1.ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Каждый день мы что-то покупаем. Покупаем продукты, одежду, реже - технику, еще реже - квартиры, автомобили. Покупаем оптом и в розницу, для себя, для семьи, для друзей, для предприятия. Покупаем в магазине, на рынке или на оптовом складе, непосредственно у производителя. Покупаем не только товары, но и услуги - чей-то труд. 

     Часто  приобретения приносят радость,  но нередки и проблемы. Преодоление  этих проблем дает каждому  из нас крупицы потребительских  знаний и опыта. В России  существуют множество государственных  и общественных организаций, целью  деятельности которых является  защита прав потребителей. Нередки  случаи в потребительской практике, когда защитой своих потребительских  прав приходится заниматься каждому  из нас в отдельности.

    Обращаясь в организации по защите потребителей Вы сможете не только воспользоваться  наработками профессиональных защитников прав потребителей или предыдущих посетителей, но, и, заполняя стандартные формы  исковых заявлений, претензий или  жалоб, оставите свой бесценный опыт будущим пострадавшим. 2.2 Из истории возникновения движения в защиту прав потребителей Прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей, была независимая  

    Лига  потребителей, созданная в 1891г. в  Нью-Йорке США. Первой организацией потребителей на Европейском континенте стал Нидерландский союз потребителей НСП, основанный в 1954 году. В настоящее время он является одним из самых влиятельных потребительских объединений, охватывающей более 600 тыс. человек. НСП независимая организация, активно взаимодействующая с государственными органами  

    по  вопросам экономики, здравоохранения, экологической чистоты и безопасности товаров. Основная задача НСП состоит в том, чтобы обеспечить производителям товаров обратную связь путем изучения спроса и пожеланий потребителей. Идея защиты потребителей на уровне Европейского экономического сообщества постепенно формировалась среди стран участников ЕЭС. Римский договор 1957 года о создании ЕЭС отразил потребность в обеспечении и защите прав потребителей  

    в ст.2. В ней говорится о том, что  задачей Сообщества является создание общего рынка, постоянное и равномерное  развитие, возрастающая стабильность, скорейшее повышение уровня жизни. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций  потребителей стран-участников ЕЭС, а  также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с  предпринимателями изготовителями и продавцами появились сначала  общие программные документы  органов

    ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты, облекаемые в форму директив Совета ЕЭС. В октябре 1972 г. главы государств участников ЕЭС приняли решение  о фактическом создании системы  защиты прав потребителей. В 1973 г. был  создан специальный орган Консультативный  комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках  

Информация о работе Защита прав потребителей