Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Занятость населения 4

1.1.Понятие занятости населения 4

1.2. Уровень занятости населения. 9

Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11

Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18

3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18

3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21

3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27

Заключение 30

Список используемой литературы 31

Приложение 32

Работа содержит 1 файл

занятость населения.docx

— 139.29 Кб (Скачать)

    Регулирующая  функция государства состоит  в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения  трудоспособного населения. Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне  и на микроуровне. В силу регулирования  занятости объектом микроуровня  является предприятие, как первичное  звено экономики, и город (населенный пункт), как первичное звено территории, жители которого характеризуются общностью  интересов в реализации права  каждого из них на трудовую деятельность.

    Исходным  пунктом правительственной стратегии  занятости должен стать принцип  предотвращения безработицы, а не принцип  борьбы с безработицей.

    Концепция государственной политики занятости  должна базироваться на критериях экономической  эффективности и социальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия занятости и защиты трудоспособных граждан от хронической  и массовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач  в области занятости и социальной политики в целом, государство системой взаимосвязанных мер участвует  в создании и поддержании необходимого для экономического возрождения  социально-политического климата. Таким  образом, речь идет о формировании регулирующей функции государства в области  занятости населения, которое не должно ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве населения, им следует охватить и сферу "занятого" наемного труда (внутрифирменный рынок  труда). Невнимание к этой сфере может  сказаться на уровне занятости и  безработицы, постоянно сводя на нет меры по трудоустройству незанятого населения, состав которых будет  пополняться из среды занятого наемного труда. Общая закономерность, действие которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в  зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема при этом заключается  не в необходимости резкого снижения гипертрофированно раздутого объема капитальных вложений, а в изменении  источников финансирования, главным  из которых был государственный  бюджет, в сторону повышения роли негосударственного (акционерного, частного) капитала. Другая закономерность, обусловленная  научно-техническим прогрессом и  его влиянием на факты высвобождения  работников, характерная для индустриальных стран, пока что не угрожает обществу снижением уровня занятости и  увеличением безработицы. Такое  состояние может продолжаться до тех пор, пока в России не наступит финансово-кредитная и ценовая  стабилизация и хозяйственные субъекты в поиске путей увеличения эффективности  производства не обратятся к резервам производительности труда.

    Функция регулирования занятости, будучи частью формирующейся системы регулирования  социально-экономическими процессами в обществе, объективно требует комплексного подхода при разработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей  силы и рабочих мест как на уровне основного звена экономики и  первичного звена территорий, так  и на общероссийском уровне. Комплексный  подход может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той или иной степени 
(непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке и реализации государственной политики занятости. До середины 1992 года в этом деле задействованными оказались Министерство труда и занятости, Министерство экономики и Министерство образования.

    По  моему мнению, состав центральных  органов исполнительной власти, призванных взаимодействовать при разработке и реализации государственной политики занятости, целесообразно расширить  за счет привлечения Госкомитета 
РФ по высшему образованию и Комитета по делам молодежи (регулирование распределения выпускников образовательных учреждений и вузов), Министерства социальной защиты (регулирование занятости пенсионеров и инвалидов), 
Министерства финансов (политика налоговых льгот, кредитов, привлечение инвестиций), Госкомитета по промышленной политике (конверсия), Госкомитета по управлению государственным имуществом (поддержка малых предприятий, регулирование условий приватизации предприятий, в том числе вопрос о рабочих местах), Министерства обороны (сокращение численности военнослужащих), Госкомитета по статистике. Организационной формой взаимодействия центральных органов федеральной исполнительной власти, по моему мнению, может стать Межправительственный консультативный совет, который необходимо создать при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости (с включением в него заместителей руководителей перечисленных ведомств и министерств), и возглавить который должен заместитель министра, ответственный за социальную политику.

    Разработка  и реализация политики занятости  населения во многом зависит от взаимодействия органов государственной службы занятости "по вертикали" и 
"по горизонтали" индивидуализированных субъектов рыночных отношений в сфере занятости населения - работодателя и наемного работника (трудоспособного лица, ищущего работу), интересы которого представляют соответственно ассоциации (союзы) работодателей и объединения профсоюзов. В современных условиях "ахиллесовой пятой" является слабое взаимодействие органов государственной службы "по горизонтали" с региональными структурами исполнительной власти. Важное значение приобретает взаимодействие региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки кадров (работающих и незанятых) на договорной основе. 
Эффективное взаимодействие заинтересованных субъектов и организации этого процесса будет способствовать нормальному функционированию рынка рабочей силы, приспособляемого к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная во главу угла государственной политики занятости цель - минимизировать на социально допустимом уровне безработицу на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста - может быть достигнута при условии разработки и реализации экономического механизма обеспечения занятости населения и функционирования так называемого внешнего рынка труда.

    Экономический механизм включает в себя: прогнозирование  предложения рабочей силы и спроса на нее; финансирование мероприятий  по обеспечению занятости и функционированию рынка труда. Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы  мероприятий, реализация которых призвана обеспечить регулирующее воздействие  на рынок труда - как на предложение  рабочей силы, так и на ее спрос.

    Основная  тяжесть в реализации политики занятости  ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.

 

Заключение

    Государственный сектор экономики в настоящее  время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь  образующиеся организационные структуры  не поглощают полностью избыток  рабочей силы, высвобождаемой с государственных  предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

    Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В  связи с банкротством предприятий  происходит массовое высвобождение  работников.

    Повышаются  требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь  принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников  учебных заведений.

    Государство должно уделять особое внимание проблемам  занятости.

    Ориентация  государственной политики в области  регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз  их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения  кризисных ситуаций, смягчение напряженности  на рынке труда.

    Долгосрочные  прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе  большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста  занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости  в сфере услуг. Сократится занятость  в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней  заработной платы изменится в  пользу прогрессивных отраслей. Безработица  сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных  рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение  самостоятельной активности людей  на рынке труда) можно ожидать  повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства  безработных и сокращения средних  сроков пребывания людей в статусе  безработного. Безработица будет  носить в основном структурно –  технологический и фрикционный  характер, увеличиваясь во время циклических  спадов производства.

    В более отдалённой перспективе следует  ожидать новых перемен в отраслевой структуре занятости, обусловленной  технологическими сдвигами. Увеличится занятость в “экологических”  отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля “домашних” рабочих  мест, основанных на компьютерных технологиях  и соответствующих средствах  связи. Будет сокращаться продолжительность  рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области  экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и  ряде других мест. Возрастёт общий  уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя  продолжительность обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится  к показателям наиболее развитых стран. 

Список  используемой литературы

  1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А., Рудаков М.Н.//Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ// М., 2007
  2. Плюснина Л.К.//Занятость населения: теория, методология, управление// Новосибирск: НГУЭУ,2005
  3. Под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А.//Рынок труда// М.,2005
  4. Конституция Российской Федерации. - М : Юрид.лит. - 1993.
  5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К.// Экономика труда в 2 т.Т.2// М.:Альфа-Пресс,2007
  6. О состоянии рынка труда Новосибирской области на 2008г.( Аналитическая записка)// Новосибирск,2008
  7. Рофе А.И.// Труд: теория, экономика, организация// М.:МИК,2007
  8. Руденко А.С., Одегов Ю.Г//. Рынок труда.-М., 2006
  9. http://www.goskomstat.ru
  10. http://www.rostrud.ru
  11. Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- По состоянию на 01.01.2010г.

 

Приложение

Экономическая активность населения  в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости 
в среднем за I квартал 2010г.)

  Экономи- 
чески  
активное  
население,  
тыс. 
человек
В том числе Уровень экономи- 
ческой  
активности населения,  
в %
Уровень занятости, 
в %
Уровень безрабо- 
тицы, 
в %
занятые безра- 
ботные
Российская  Федерация 74559,6 67997,7 6561,9 66,9 61,0 8,8
Центральный 
федеральный округ
20016,9 18893,2 1123,7 68,1 64,2 5,6
Белгородская  область 791,2 748,7 42,5 65,9 62,3 5,4
Брянская  область 651,4 584,6 66,8 64,6 58,0 10,3
Владимирская  область 725,7 666,8 58,9 64,2 58,9 8,1
Воронежская область 1096,0 1009,3 86,7 61,7 56,8 7,9
Ивановская  область 570,9 516,6 54,3 67,8 61,3 9,5
Калужская область 561,7 518,5 43,3 71,1 65,6 7,7
Костромская область 359,1 333,4 25,6 66,6 61,9 7,1
Курская область 576,3 509,0 67,3 64,1 56,6 11,7
Липецкая  область 599,5 567,6 31,9 65,8 62,3 5,3
Московская  область 3756,6 3637,9 118,8 70,2 68,0 3,2
Орловская область 408,6 363,5 45,1 64,0 56,9 11,0
Рязанская область 579,0 519,5 59,5 64,0 57,5 10,3
Смоленская  область 512,8 473,2 39,6 66,8 61,6 7,7
Тамбовская  область 558,7 508,7 50,1 65,3 59,5 9,0
Тверская  область 703,5 658,6 44,9 66,4 62,2 6,4
Тульская  область 793,3 735,4 57,9 65,1 60,3 7,3
Ярославская область 698,2 637,1 61,1 67,6 61,7 8,8
г.Москва 6074,3 5904,9 169,4 71,6 69,6 2,8
Северо-Западный 
федеральный округ
7609,2 7071,1 538,1 71,0 66,0 7,1
Республика  Карелия 375,2 333,5 41,7 68,9 61,2 11,1
Республика  Коми 557,2 490,3 67,0 72,7 64,0 12,0
Apxaнгельская  область 661,3 598,5 62,8 66,5 60,2 9,5
в том  числе 
Ненецкий авт.округ
23,9 21,7 2,2 74,8 67,8 9,3
Вологодская область 651,7 596,4 55,3 68,9 63,1 8,5
Калининградская область 503,5 443,1 60,4 67,2 59,1 12,0
Ленинградская область 902,9 857,1 45,8 69,1 65,6 5,1
Мурманская  область 531,2 476,5 54,7 76,9 69,0 10,3
Новгородская  область 345,9 321,8 24,1 69,1 64,2 7,0
Псковская область 357,6 325,5 32,1 66,1 60,2 9,0
г.Санкт-Петербург 2722,7 2628,3 94,4 74,2 71,6 3,5
Южный 
федеральный округ
6836,0 6240,7 595,2 63,6 58,0 8,7
Республика  Адыгея 210,6 190,8 19,8 61,5 55,7 9,4
Республика  Калмыкия 143,6 119,4 24,2 66,4 55,2 16,8
Краснодарский край 2591,8 2392,4 199,4 64,5 59,5 7,7
Астраханская  область 520,9 470,0 50,9 66,8 60,2 9,8
Волгоградская область 1275,8 1154,3 121,6 62,5 56,5 9,5
Ростовская  область 2093,2 1913,8 179,5 62,4 57,1 8,6
Северо-Кавказский 
федеральный округ
4244,4 3417,1 827,2 62,4 50,2 19,5
Республика  Дагестан 1194,5 954,7 239,8 61,0 48,7 20,1
Республика  Ингушетия 243,3 114,2 129,1 67,8 31,8 53,1
Кабардино-Балкарская Республика 388,6 321,5 67,1 56,1 46,4 17,3
Карачаево-Черкесская Республика 209,9 184,4 25,4 64,9 57,0 12,1
Республика  Северная Осетия - Алания 373,6 340,0 33,6 70,3 64,0 9,0
Чеченская Республика 501,2 276,1 225,1 61,1 33,7 44,9
Ставропольский  край 1333,2 1226,2 107,0 63,0 57,9 8,0
Приволжский 
федеральный округ
15722,3 14288,5 1433,8 66,5 60,5 9,1
Республика  Башкортостан 2002,2 1800,7 201,5 64,3 57,8 10,1
Республика  Марий Эл 384,6 336,8 47,8 69,9 61,2 12,4
Республика  Мордовия 457,6 431,3 26,3 69,4 65,4 5,8
Республика  Татарстан 1968,3 1808,8 159,5 67,1 61,7 8,1
Удмуртская  Республика 786,4 698,0 88,4 66,0 58,6 11,2
Чувашская Республика 670,4 592,9 77,4 67,2 59,5 11,6
Пермский  край 1430,8 1272,1 158,6 67,8 60,3 11,1
Кировская область 760,2 688,9 71,4 69,3 62,8 9,4
Нижегородская область 1789,5 1646,1 143,4 68,4 62,9 8,0
Оренбургская  область 1076,1 982,2 94,0 65,1 59,5 8,7
Пензенская  область 653,9 600,9 53,0 59,7 54,9 8,1
Самарская область 1696,5 1555,3 141,1 67,0 61,4 8,3
Саратовская область 1378,4 1276,9 101,4 67,3 62,4 7,4
Ульяновская область 667,4 597,6 69,8 64,1 57,4 10,5
Уральский 
федеральный округ
6609,3 5976,8 632,4 68,5 61,9 9,6
Курганская  область 459,4 390,6 68,8 62,2 52,8 15,0
Свердловская  область 2368,1 2119,3 248,8 68,4 61,2 10,5
Тюменская область 1903,2 1756,8 146,4 70,5 65,1 7,7
в том  числе: 
Ханты-Мансийский 
авт.округ
919,1 841,4 77,7 75,5 69,1 8,5
Ямало-Ненецкий 
авт.округ
321,1 303,1 18,0 74,1 70,0 5,6
Челябинская область 1878,6 1710,2 168,4 68,3 62,2 9,0
Сибирский 
федеральный округ
10041,3 8996,6 1044,7 65,7 58,9 10,4
Республика  Алтай 97,7 84,3 13,3 63,9 55,2 13,7
Республика  Бурятия 459,3 402,4 56,9 62,8 55,0 12,4
Республика  Тыва 128,4 97,6 30,8 57,4 43,6 24,0
Республика  Хакасия 274,4 245,6 28,8 65,6 58,7 10,5
Алтайский край 1265,7 1102,3 163,3 64,7 56,3 12,9
Забайкальский край 526,1 461,8 64,3 61,7 54,2 12,2
Красноярский  край 1528,1 1400,2 127,9 66,8 61,2 8,4
Иркутская область 1285,0 1144,8 140,2 66,0 58,8 10,9
Кемеровская область 1458,8 1306,6 152,2 66,0 59,1 10,4
Новосибирская область 1418,7 1308,0 110,7 68,1 62,8 7,8
Омская  область 1052,9 952,9 100,0 66,4 60,1 9,5
Томская область 546,3 490,2 56,1 66,0 59,2 10,3
Дальневосточный 
федеральный округ
3480,3 3113,6 366,7 67,5 60,4 10,5
Республика  Саха (Якутия) 489,7 438,0 51,7 68,0 60,8 10,6
Камчатский  край 208,7 185,9 22,8 74,0 65,9 10,9
Приморский  край 1066,8 941,6 125,2 66,4 58,6 11,7
Хабаровский край 765,0 684,7 80,3 67,6 60,5 10,5
Амурская  область 437,1 396,1 40,9 63,9 57,9 9,4
Магаданская область 102,7 95,6 7,1 76,6 71,3 6,9
Сахалинская область 287,3 258,6 28,7 69,1 62,2 10,0
Еврейская авт.область 91,4 83,1 8,3 62,4 56,8 9,1
Чукотский авт.округ 31,7 30,0 1,7 81,3 77,0 5,4
______________________ 
В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных.

Информация о работе Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования