Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Регулирующая
функция государства состоит
в том, чтобы максимально сблизить
спрос на наемную рабочую силу
(со стороны работодателей) и предложения
трудоспособного населения. Причем
сближение и сбалансированность
необходимо обеспечить не только по количеству
и качественной структуре, но и во
времени и пространстве, на макроуровне
и на микроуровне. В силу регулирования
занятости объектом микроуровня
является предприятие, как первичное
звено экономики, и город (населенный
пункт), как первичное звено
Исходным
пунктом правительственной
Концепция
государственной политики занятости
должна базироваться на критериях экономической
эффективности и социальной справедливости,
ориентация на который призвана решать
задачи содействия занятости и защиты
трудоспособных граждан от хронической
и массовой безработицы. В свою очередь,
воздействуя на решение задач
в области занятости и
Функция
регулирования занятости, будучи частью
формирующейся системы
(непосредственно либо опосредовано) участвующих
в выработке и реализации государственной
политики занятости. До середины 1992 года
в этом деле задействованными оказались
Министерство труда и занятости, Министерство
экономики и Министерство образования.
По
моему мнению, состав центральных
органов исполнительной власти, призванных
взаимодействовать при
РФ по высшему образованию и Комитета
по делам молодежи (регулирование распределения
выпускников образовательных учреждений
и вузов), Министерства социальной защиты
(регулирование занятости пенсионеров
и инвалидов),
Министерства финансов (политика налоговых
льгот, кредитов, привлечение инвестиций),
Госкомитета по промышленной политике
(конверсия), Госкомитета по управлению
государственным имуществом (поддержка
малых предприятий, регулирование условий
приватизации предприятий, в том числе
вопрос о рабочих местах), Министерства
обороны (сокращение численности военнослужащих),
Госкомитета по статистике. Организационной
формой взаимодействия центральных органов
федеральной исполнительной власти, по
моему мнению, может стать Межправительственный
консультативный совет, который необходимо
создать при правительстве РФ по вопросам
разработки и реализации государственной
политики занятости (с включением в него
заместителей руководителей перечисленных
ведомств и министерств), и возглавить
который должен заместитель министра,
ответственный за социальную политику.
Разработка
и реализация политики занятости
населения во многом зависит от взаимодействия
органов государственной службы
занятости "по вертикали" и
"по горизонтали" индивидуализированных
субъектов рыночных отношений в сфере
занятости населения - работодателя и
наемного работника (трудоспособного
лица, ищущего работу), интересы которого
представляют соответственно ассоциации
(союзы) работодателей и объединения профсоюзов.
В современных условиях "ахиллесовой
пятой" является слабое взаимодействие
органов государственной службы "по
горизонтали" с региональными структурами
исполнительной власти. Важное значение
приобретает взаимодействие региональных
центров занятости населения, предприятий
и организаций с учреждениями образовательной
системы по поводу профессионального
обучения и переподготовки кадров (работающих
и незанятых) на договорной основе.
Эффективное взаимодействие заинтересованных
субъектов и организации этого процесса
будет способствовать нормальному функционированию
рынка рабочей силы, приспособляемого
к требованиям рынка рабочих мест. Поставленная
во главу угла государственной политики
занятости цель - минимизировать на социально
допустимом уровне безработицу на основе
сокращения спада производства, его стабилизации
и последующего роста - может быть достигнута
при условии разработки и реализации экономического
механизма обеспечения занятости населения
и функционирования так называемого внешнего
рынка труда.
Экономический
механизм включает в себя: прогнозирование
предложения рабочей силы и спроса
на нее; финансирование мероприятий
по обеспечению занятости и
Основная тяжесть в реализации политики занятости ложится на республики и регионы, значит, и соответствующие финансовые ресурсы (бюджетные и внебюджетные) должны быть в их руках.
Заключение
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются
требования работодателей к уровню
квалификации работающих и вновь
принимаемых на работу. Сокращается
возможность трудоустройства
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости.
Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
Долгосрочные
прогнозы и концепции развития трудовой
сферы ещё нуждаются в
В
более отдалённой перспективе следует
ожидать новых перемен в
Список используемой литературы
Приложение
Экономическая
активность населения
в возрасте 15-72 лет
(по данным выборочных
обследований населения
по проблемам занятости
в среднем за I квартал 2010г.)
|
______________________ В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением данных. |