Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Одной из мер, относящихся к социальным гарантиям и компенсациям безработным гражданам, является выплата им стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Размер стипендии для граждан, уволенных по собственному желанию, а также по другим основаниям (за исключением тех граждан, которые утратили способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания), устанавливается при наличии соответствующего стажа работы в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30 процентов этого минимума;
ранее не работавшим и впервые ищущим работу, стремящим возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины и в некоторых других случаях стипендия устанавливается в том же размере, что и для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
для тех граждан, которые утратили способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия устанавливается за счет средств организаций, в которых они работали, в размере 100 процентов среднего их заработка за последние три месяца, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30 процентов этого минимума. Во всех случаях минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.;
Важной
мерой государственной
Так, пособие безработным гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). В этом случае величина пособия по безработице начисляется:
а) в первом (12-месячном периоде) в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60%;
в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30 процентов этого минимума.
б) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
В других случаях, если гражданин признан безработным, но ранее не работал и впервые ищет работу, стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволен за нарушение трудовой дисциплины, отчислен за виновные действия с обучения, на которое был направлен органом службы занятости и в некоторых других случаях пособие по безработице начисляется:
а) в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
б) во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением случаев, специально оговоренных в Законе о занятости населения, например, в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора, в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы в данной местности и др.) и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:
а) в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
б) во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Во всех случаях пособие по безработице не должно быть ниже 100 руб.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.
Граждане,
которые подверглись
Большая часть безработных граждан, не найдя работу в течение 12-месячного периода выплаты пособий по безработице, оказываются в тяжелом финансовом положении, поскольку в последующие 6 месяцев они не имеют права на пособие. В этот период безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты, а также лицам, находящимся на иждивении безработного, органами службы занятости может оказываться материальная и другая помощь, например, дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Одним из направлений поддержки доходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям безработных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимущественным правом на получение таких средств пользовались безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Федеральным
законодательством
Условия прекращения выплаты пособия по безработице следующие:
Выплата пособия по безработице приостанавливается на срок до трех месяцев в случаях:
- увольнения с последнего места работы (службы) за виновные действия;
- некоторых других причин, точно указанных в Федеральном законе о занятости населения.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца, если безработный без уважительных причин не явился на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня его направления, а также если безработный без уважительных причин не явился в службу занятости для получения направления на работу или учебу.
Пособие по безработице не выплачивается в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы; выполнения государственных обязанностей.
Во всех перечисленных случаях решение о прекращении, приостановке выплаты или снижении размера пособия по безработице принимается органом службы занятости с уведомлением об этом безработного.
В подавляющем большинстве (более чем в 80 %) развитых стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Подобные решения находятся в соответствии с рекомендацией МОТ № 57, где говорится, что «пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей».
Российским
законодательством также
Национальные законодательства различных государств определяют, как правило, следующие условия получения пособий по безработице: вынужденный характер безработицы; способность лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Если ранее системы страхования по безработице охватывали только лиц наемного труда, то в последнее время наблюдается тенденция к расширению категорий населения, подлежащих страхованию от безработицы, включая лиц, которые работающих не по найму, а занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Главным условием такого страхования является уплата страховых взносов.
Фонды страхования по безработице в большинстве развитых стран мира формируются путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германии из того и другого источников отчислялось по 3,15 %; в Канаде - 3,29 % из фонда оплаты труда предприятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предприятия платили 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники — 2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно.
В формировании фондов защиты от безработицы активное участие в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25-33 % расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими цифрами: Великобритания - 13%, США - 18%, Франция - около 35%, Швеция - в пределах 40%.
В Российской
Федерации до 2001г. государственная
политика занятости проводилась
в основном за счет средств государственного
фонда занятости населения
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ
Переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к рыночной системе хозяйствования неизбежно приводит к обострению проблемы занятости, возникновению и расширению безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма ее реализации, включая социальную поддержку безработных.
Общество,
формирующее в экономике
Система
регулирования занятости