Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 2,9 раза превышает численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
____________________
1)
По данным обследования
населения по проблемам
занятости: 1999-2008гг. -
ноябрь, 2009г. - декабрь.
2) По данным Роструда -
на конец периода.
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения.
Безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
В марте 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,7% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
_____________________
1)
Безработные, зарегистрированные
в учреждениях службы
занятости населения
- трудоспособные граждане,
не имеющие работы и
заработка (трудового
дохода), зарегистрированные
в учреждениях службы
занятости населения
по месту жительства
в целях поиска подходящей
работы, ищущие работу
и готовые приступить
к ней.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля городских жителей среди безработных - 63,6%.
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Уровень безработицы по полу и месту проживания
в процентах
|
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.
В
среднем среди молодежи в возрасте
15-24 лет уровень безработицы в
марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г.
- 18,9%), в том числе среди городского
населения - 18,0%, среди сельского
населения - 24,2%. Коэффициент превышения
уровня безработицы среди молодежи
в среднем по возрастной группе 15-24
лет по сравнению с уровнем
безработицы взрослого
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).
В
марте 2010г. среди безработных доля
лиц, оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или
сокращением численности
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения
Государственная
политика занятости населения- это
часть социально-экономической
Основные принципы государственной политики в области содействия занятости населения
В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
- развитие
трудовых ресурсов, повышение их
мобильности, защиту
-обеспечение
равных возможностей всем
- создание
условий, обеспечивающих
- поддержку
трудовой и
-осуществление
мероприятий, способствующих
- предупреждение
массовой и сокращение
- поощрение
работодателей, сохраняющих
-объединение
усилий участников рынка труда
и согласованность их действий
при реализации мероприятий по
содействию занятости
-координацию
деятельности в области
-координацию
деятельности государственных
- международное
сотрудничество в решении
Органы Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В число ее основных функций входят следующие:
-контроль
и надзор за соблюдением