Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие занятости населения 4
1.2. Уровень занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 32
-деятельность
по предупреждению, обнаружению
и пресечению нарушений
- организация
альтернативной гражданской
-организация
и оказание государственных
Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.
Территориальные
органы по вопросам занятости населения
по субъектам Российской Федерации
обеспечивают и контролируют на территории
соответствующих субъектов
Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации.
Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда П.8.1. Приказа Федеральной службы по труду и занятости № 211 от 11.09.2007 г. «Об утверждении регламента Федеральной службы про труду и занятости» // СПС «Гарант» .
Центры
занятости населения
- регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
- содействие гражданам поиске подходящей работы;
- информирование о положении на рынке труда;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация
профессиональной ориентации
- профессиональная
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации безработных
-осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном
- организация
проведения оплачиваемых
- содействие
самозанятости безработных
Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.
Активная политика занятости - это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает мероприятия по:
профилактике - предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;
профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;
активному поиску и подбору рабочих мест;
субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;
организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;
поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;
квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан;
другие мероприятия.
Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:
1) Меры,
определяющие содержание основных
программ.
Они финансируются из средств,
направленных на содержание службы
занятости, и предоставляются всем гражданам
независимо от их социально-экономического
положения, места проживания и отношения
к занятости. К таким мерам относятся посредничество
в трудоустройстве - подбор подходящей
работы и профессиональное консультирование
- профориентация, профинформация, психологическая
поддержка и др.
2) Меры,
составляющие содержание специальных
программ.
Они финансируются за счет дополнительных
средств, предусматриваемых в федеральном
бюджете, в бюджетах субъектов Российской
Федерации и в местных бюджетах. Среди
таких мер находится профессиональное
обучение безработных граждан и работников,
находящихся под риском увольнения, общественные
работы, субсидирование временной занятости
граждан, содействие гражданам в пере
езде с целью трудоустройства в другую
местность и др. Масштаб проведения подобных
мер зависит от объема выделенных на эти
цели средств.
Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:
выплату гарантированных государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий - оказание материальной помощи (выплату социального пособия);
выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;
организацию дешевого питания в специальных столовых;
другие мероприятия.
Политика
в области занятости населения
находит выражение в
3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации государство в области занятости гарантирует своим гражданам:
В системе рыночной экономики предприятия и учреждения подвержены воздействию сил конкуренции, которые могут привести к необходимости реструктуризации производства, его сокращению или даже ликвидации. Если подобные действия происходят, то трудовым законодательством предусмотрены определенные гарантии, льготы и компенсации увольняемым работникам.
При увольнении граждан в связи с ликвидацией организаций? а также в связи с сокращением численности или штата, увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ними также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения. Но для этого необходимо, чтобы уволенный работник обратился в орган службы занятости в течение двух недель после увольнения и не был им трудоустроен. Решение об этом принимает орган службы занятости.
Если расторжение трудового договора происходит в связи с:
а) несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья;
б) призывом работника на военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) восстановлением
на работе работника, ранее выполнявшего
эту работу;
г) отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность, то размер выходного пособия ограничивается двухнедельным средним заработком работника.
При сокращении
численности или штата
При сокращении
численности или штата
Работодатель также обязан предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности персонала (штата) не менее чем за два месяца до увольнения.
Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеют, при прочих равных условиях, преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Безработным гражданам государство гарантирует:
Гражданам, которые особо нуждаются в социальной поддержке и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске работы (к таким категориям относится молодежь после окончания школы и других учебных заведений, лица предпенсионного возраста, пенсионеры, граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
На успех трудоустройства во многом влияет возраст граждан, особенно это ощутимо для лиц предпенсионного возраста. В этом случае при условии их согласия таких граждан направляют на досрочную пенсию. За 2001 г. такую пенсию получили 27,3 тыс. чел., за 2002 г. - 23 тыс. чел., за 2004 г. - 41,3 тыс. чел., за 2007 г. - 48,9 тыс. чел.
Время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, участвует в оплачиваемых общественных работах, переезжает в другое место по направлению службы занятости для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, исполнения государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.