Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Основная цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Занятость населения 4

1.1.Понятие занятости населения 4

1.2. Уровень занятости населения. 9

Глава 2. Анализ состояния рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11

Глава 3. Государственная политика и социальная поддержка населения в области занятости 18

3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения 18

3.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21

3.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 27

Заключение 30

Список используемой литературы 31

Приложение 32

Работа содержит 1 файл

занятость населения.docx

— 139.29 Кб (Скачать)

    -деятельность  по предупреждению, обнаружению  и пресечению нарушений законодательства  Российской Федерации в закрепленных  сферах деятельности до внесения  соответствующих изменений в  Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях;

    - организация  альтернативной гражданской службы;

    -организация  и оказание государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы,  трудовой миграции и урегулирования  коллективных трудовых споров  и т.д.

    Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных  органов по вопросам занятости населения  по субъектам Российской Федерации  и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе  необходимых работников на территории Российской Федерации.

    Территориальные органы по вопросам занятости населения  по субъектам Российской Федерации  обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных  учреждений службы занятости (центров  занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе  необходимых работников.

    Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций  и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов  Роструда в субъектах Российской Федерации.

    Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда П.8.1. Приказа Федеральной  службы по труду и занятости № 211 от 11.09.2007 г. «Об утверждении регламента Федеральной службы про труду  и занятости» // СПС «Гарант» .

    Центры  занятости населения непосредственно  осуществляют следующие функции:

    - регистрация  граждан в целях содействия  в поиске подходящей работы, а  также регистрация безработных  граждан;

    - содействие  гражданам поиске подходящей  работы;

    - информирование  о положении на рынке труда;

    - организация  ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест;

    - организация  профессиональной ориентации граждан  в целях выбора сферы деятельности;

    - профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан;

    -осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными;

    - организация  проведения оплачиваемых общественных  работ;

    - содействие  самозанятости безработных граждан  и др.

    Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

    Активная  политика занятости  - это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает мероприятия по:

    профилактике - предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

    профориентации, обучению, переподготовке и повышению  квалификации лиц, ищущих работу с целью  повышения их конкурентоспособности;

активному поиску и  подбору рабочих мест;

    субсидированию  создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

    организации новых рабочих мест путем организации  специализированных производств, общественных и временных работ;

    поддержке предпринимательской инициативы и  развитию самозанятости безработных;

     квотированию  рабочих мест для слабозащищенных  категорий  граждан;

другие мероприятия.

     Активные  меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

     1) Меры,  определяющие  содержание  основных  программ. 
Они  финансируются  из  средств,  направленных  на  содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве - подбор подходящей работы и профессиональное консультирование - профориентация, профинформация, психологическая поддержка и др.

    2) Меры, составляющие содержание специальных программ. 
Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации и в местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под риском увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в пере 
езде с целью трудоустройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств.

    Пассивная политика занятости  заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

    выплату гарантированных государством пособий  по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий - оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

    выплату доплат на иждивенцев, а также возможную  выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;

    организацию дешевого питания в специальных  столовых;

    другие  мероприятия.

    Политика  в области занятости населения  находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения. 

3.2 Гарантии государства  в области занятости,  социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации государство в области занятости гарантирует своим гражданам:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с 
    разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь 
    нения или необоснованного отказа в приеме на работу;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

    В системе  рыночной экономики предприятия  и учреждения подвержены воздействию  сил конкуренции, которые могут  привести к необходимости реструктуризации производства, его сокращению или даже ликвидации. Если подобные действия происходят, то трудовым законодательством предусмотрены определенные гарантии, льготы и компенсации увольняемым работникам.

    При увольнении граждан в связи с ликвидацией  организаций? а также в связи с сокращением численности или штата, увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. За ними также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения. Но для этого необходимо, чтобы уволенный работник обратился в орган службы занятости в течение двух недель после увольнения и не был им трудоустроен. Решение об этом принимает орган службы занятости.

Если расторжение  трудового договора происходит в  связи с:

    а) несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья;

    б) призывом работника на военную службу или альтернативную гражданскую службу;

    в) восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего 
эту работу;

    г) отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность, то размер выходного пособия ограничивается двухнедельным средним заработком работника.

    При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равенстве этих показателей преимущество оставления на работе имеют: семейные работники, имеющие двух и более иждивенцев; работники, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профзаболевание, инвалиды Великой Отечественной войны и некоторые другие.

    При сокращении численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую работу Или вакантную должность в соответствии с его специальностью и квалификацией.

    Работодатель  также обязан предупредить работников о предстоящем увольнении в связи  с ликвидацией организации или  сокращением численности персонала (штата) не менее чем за два месяца до увольнения.

    Гражданам, увольняемым из организаций в  связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

    Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных  с военной службы, имеют, при прочих равных условиях, преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Безработным гражданам государство  гарантирует:

  • бесплатные услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке  и  повышению  квалификации  по  направлению  органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

    Гражданам, которые особо нуждаются в  социальной поддержке и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске работы (к таким категориям относится молодежь после окончания школы и других учебных заведений, лица предпенсионного возраста, пенсионеры, граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

    На успех  трудоустройства во многом влияет возраст  граждан, особенно это ощутимо для лиц предпенсионного возраста. В этом случае при условии их согласия таких граждан направляют на досрочную пенсию. За 2001 г. такую пенсию получили 27,3 тыс. чел., за 2002 г. - 23 тыс. чел., за 2004 г. - 41,3 тыс. чел., за 2007 г. - 48,9 тыс. чел.

    Время, в течение которого гражданин  получает пособие по безработице, стипендию, участвует в оплачиваемых общественных работах, переезжает в другое место по направлению службы занятости для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, исполнения государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Информация о работе Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования