Занятость и безработицы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование занятости в Республике Беларусь, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования занятости.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа21212.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

     В Программе предусмотрен новый раздел – содействие нанимателям в модернизации экономики.

     В проекте предусмотрено усиление приоритетности активных мер политики занятости на рынке труда, оказывающих  наиболее эффективное воздействие  на решение проблем занятости  населения.

       В качестве приоритетов Программа  предусматривает:

  • оказание содействия нанимателям в структурной перестройке предприятий, развитие новых форм работы с нанимателями на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  • стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;
  • содействие развитию предпринимательской деятельности, малого бизнеса, ремесленничества, агроэкотуризма;
  • стимулирование роста занятости в сфере услуг;
  • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве;
  • создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;
  • обеспечение занятости граждан, которые не могут на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • повышение экономической активности незанятого населения;
  • совершенствование законодательства в сфере занятости населения;

     Расходы на государственную адресную социальную помощь по сравнению с прошлым  годом возросли почти на 30 %. Сыграло  роль введение нового пособия, на выплату  которого пошло 6,3 млрд. рублей, и рост в 3 раза расходов на единовременное пособие (с 1,3 млрд. рублей в 2009 году до 3,8 млрд. рублей в 2010 г.).

       Основная сумма государственной  адресной социальной помощи в  виде ежемесячного и единовременного  социальных пособий выплачивается  заявителям в денежной наличной  форме (97 %).

       В натуральной форме такие  пособия назначены на сумму  почти 458 млн. рублей или 1,3 % от их общей суммы. В денежной  безналичной форме – для оплаты  жилищно-коммунальных услуг –  на 445,5 млн. рублей или 1,2 % [7].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом, неспособность рынка труда при несовершенном его виде самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его регулирования. Субъектом таких действий становится государство. При этом государственная политика занятости должна:

    • обеспечивать равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места;
    • содействовать той занятости,  которая является экономически целесообразной;
    • основываться на добровольности труда
    • содействовать эффективному распределению и перераспределению трудовых ресурсов в соответствии с динамикой профессиональной структуры;
    • повышать квалификации и интересы граждан;
    • обеспечивать социальную защиту в области занятости с другими направлениями экономической политики.

     К активным методам и мерам государственного регулирования в Республике Беларусь принадлежат поощрение создания новых рабочих мест; стимулирование перспективных направлений занятости, мобильности работников; налаживание информационного обмена на рынке труда; подготовка и переподготовка рабочей силы.

     Проведение  экономических реформ невозможно без  более эффективного решения проблемы безработицы, под которой понимают наличие в стране людей трудоспособного  возраста, желающих трудиться при  сложившемся уровне оплаты, но не способных  найти работу.

     Несмотря  на негативные экономические и социальные аспекты безработицы, ликвидировать  ее полностью невозможно и нецелесообразно.

Определенный  уровень безработицы даже полезен  для страны. Он обеспечивает возможность  более быстрых перемен в структуре  производства при измени ситуации на товарных рынках. Такой приемлемый уровень незанятости принято называть естественной нормой безработицы. Он обычно соответствует многолетнему уровню фрикционной и структурной безработицы в период устойчивого экономического роста страны. Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары.

     Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе  рынка труда.  Занятость  населения  определяет  уровень  и  качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.  В развитых странах безработица является  результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными  типами  безработицы являются структурная, скрытая и женская.  В развитых  странах   мира   государственная   политика    занятости функционирует по  двум  направлениям:  содействие   в   трудоустройстве   и переобучение,  создание  гибкого рынка труда.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

  1. Экономическая газета. Л.Фридкин Безработица в Беларуси глазами ЦРУ и Минстата, №53 (1072) от 20.07.2007 г.
  2. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, А.Р. Сомохин. – Мн.: Новое знание, 2002 - 244с.
  3. Макроэкономика: Учебное пособие/Н.Н. Базылев, С.П. Гурко и др. Мн.: БГЭУ, 1998 г. – 216 с.
  4. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 384 с.
  5. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Камгаур. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 192 с.
  6. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Лисицин, П.О. Шунав. – М.: Омега – Л, 2004. – 656 с.
  7. http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog5
  8. http://government.gov.by/ru/rus_analytics851.html
  9. http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Proekt-osnovnyx-polozhenij-Programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011-2015-gody_i_531148.html#4_2
  10. http://www.trendz.by/index.php?option=com_content&view=article&id=78:-2009-2010-&catid=49:2010-03-24-08-05-22&Itemid=149
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение А

Таблица 1. Численность граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства

Численность граждан, обратившихся в органы гос.службы занятости по вопросу трудоустройства, вакантные рабочие места, заявленные организациями в органы гос. службы занятости (тыс. чел.-- с начала года)
Период Обратилось  по вопросу трудоустройства Из них  признаны безработными Трудоустроено На конец  периода
всего безработ-ных Число вакантных  мест Численность безработных  на одну заявленную вакансию, человек.
1995 231,7 191,6 118,8 81,5 11,3 11,6
1996 299,8 256 150,4 110,8 15,8 11,5
1997 271,4 206,5 207,7 147,2 29,4 4,3
1998 308,5 214,8 241,1 159,4 30,3 3,5
1999 284,2 214,9 223,1 160,9 37,8 2,5
2000 299,1 211,8 224,1 147,6 32,7 2,9
2001 307,5 216,1 221,5 139,1 32,3 3,2
2002 332,1 237,2 213 128,6 24,4 5,3
2003 246,5 186,3  158  104,5  37,7  3,7 
2004 25,9 24,2 10,7 9,4 24,4 5,6
2005 51,3 48,1 22 19,8 24,5 5,8
2006 75,1 69,5 34,1 30,6 26,8 5,4
2007 101 89,8 50,5 43 31,4 4,7
2008 124,4 105,2 67,2 54,6 34,5 4,2
2009 155,6 122 93,4 67,7 36 3,9
     
Численность безработных, зарегистрированных в  органах гос. службы занятости по полу и категориям персонала (тыс. чел.- на конец периода)
Периоды Всего безработных В том  числе Из общего числа Уд. Вес  женщин в общей численности безработных, %
мужчин женщин рабочих  служащих
1991 2,3 0,5 1,8 х х 80
1992 24 4,5 19,5 х х 81,4
1993 66,3 22,3 44 39,5 26,8 66,3
1994 101,2 36,7 64,5 66,2 35 63,7
1995 131 46,7 84,3 87,2 43,8 64,3
1996 182,5 66,1 116,4 122,9 59,6 63,8
1997 126,2 42,1 84,1 84,3 41,9 66,6
1998 105,9 35,3 70,6 71 34,9 66,7
1999 95,4 34,2 61,2 64,4 31 64,2
2000 95,8 37,6 58,2 65,2 30,6 60,7
2001 102,9 40,8 62,1 68,8 34,1 60,3
2002 130,5 47,8 82,7 84,1 46,4 63,3
2003 145,7 55,9  89,8 96,8 48,9 61,6
2006 141,3 52,9 88,4 94,2 47,1 62,6
2009 139,4 49,7 89.7 91,6 47,8 64,3
 

     Таблица 2. Численность безработных по критериям

Информация о работе Занятость и безработицы в Беларуси