Занятость и безработицы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование занятости в Республике Беларусь, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования занятости.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа21212.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

     Введение

     Проблема  рынка труда, занятости и безработицы  являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в любой стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

     Переход к рыночной экономике на начальном  этапе вызвал структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, привел к увеличению безработицы, а, следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

     На  сегодняшний день уже можно говорить о выходе стран из кризиса и даже о постепенном экономическом росте. Несмотря на то, что политики и экономисты заявляют, что переход к рыночной экономике завершен, но рынок труда все еще формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования занятости в условиях перехода к рынку труда, в условиях становления и закрепления рыночной экономики, региональные аспекты безработицы, неравномерной занятости и, соответственно, дифференцированной заработной платы - становятся, в настоящее время, наиболее актуальными.

     Целью данной работы является исследование занятости в Республике Беларусь, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

     Работа  написана с помощью материалов, научных  трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования занятости. 

     1. Занятость и безработица: понятие, сущность и классификация

     1.1 Занятость

     1.1.1 Понятие и классификация занятости

     Поскольку в экономике субъектом являются люди и их различные объединения (предприятия, корпорации, общества и  т.п.), то неравновесность и нестабильность экономики непосредственно сказывается  на них. Это превращает обычно экономическую  нестабильность также и в социальную. Одним из ее острых проявлений является проблема занятости и безработицы.

     В современной теории все  население  страны делится, прежде всего, на два  типа: институциональное и неинституциональное.

     К институциональному населению относят  всех лиц, не достигших трудоспособного  возраста, а также вышедших из него. К неинституциональному населению  относится все трудоспособное население, независимо от того, занято оно или  безработное. Чтобы подойти к  пониманию того, что такое занятость, следует выделить признаки этого  явления и найти среди них  существенные и устойчивые. Прежде всего, занятость означает, во-первых, занятие каким-то делом, осуществление  какой-то полезной деятельности. Без  этого занятость просто невозможна, притом деятельность должна быть такой, чтобы они не противоречили законом  данной страны. В этом состоит первая черта занятости.

     Во-вторых, деятельность, составляющая занятие, должна быть рациональной, полезной, направлена на удовлетворение каких-либо общих  или личных потребностей людей.

     В-третьих, осуществляемая деятельность должна приносить  ее субъекту доход или заработок.

     Таким образом, занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит законом  страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок  или доход. Для общества на уровне макроэкономики важно обеспечить полную занятость населения. Самому этому понятию ближе всего следующее толкование: полная занятость - это такой тип занятости, когда все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

     Однако  кроме полной занятости в реальности существует и неполная занятость. Это  такой тип занятости, при котором  осуществляемая субъектом деятельность не занимает все его рабочее время, а оставляет определенную часть  свободной, незанятой.  Неполная занятость  отличается от полной, прежде всего  тем, что является занятостью с неполным рабочим днем и неполным заработком.

     В разных странах неполное рабочее  время и законодательство различно. Например, во Франции занятыми неполное рабочее время считаются те, у  кого продолжительность рабочего дня  на одну пятую ниже, чем установлено  законодательно. В Италии занятые  с неполным рабочим временем делятся  на две группы: работники с горизонтальной неполной занятостью (те, у кого уменьшение рабочего времени распределяется в  течение недели); с вертикальной незанятостью (работники, режим которых  определяется как часть занятых  дней месяца или года). К неполной занятости, кроме занятости в  течение неполного рабочего времени, можно отнести занятость на условиях сокращенного рабочего времени. Этот тип  занятости возник в связи с  угрозой массовых увольнений при  свертывании производства [4, стр. 250].

     Оба названных типа занятости - полная и  неполная, относятся к одному классу — традиционные формы занятости. Они охватывают теперь более трети  всех занятых в промышленно развитых странах. МОТ (Международная организация  труда) в своих документах различает  еще форму нетрадиционной (нетипичной) занятости населения. Она может  иметь следующие виды:

  • Сезонная занятость как форма нетипичной занятости представляет собой занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
  • Поденная занятость связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
  • Периодическая занятость – это чередующиеся занятость и незанятость независимо от сроков того и другого в течение года;
  • Временная занятость характеризуется тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
  • Занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств. Формулой занятости по вызову считается: «0 + «Х» часов».

     Существует  еще и так называемая самозанятость. Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

     1.1.2 Структура занятости

     Кто же составляет занятое население? Из каких групп оно состоит? На эти вопросы отвечает структура занятости. В состав занятого населения обычно входят:

  • Выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного рабочего дня;
  • Занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наемного труда);
  • Военнослужащие, походящие службу в вооруженных силах;
  • Учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
  • Занятые уходом за инвалидами.

     Такая структура занятого населения определяется показателем «уровень занятости», который  рассчитывается как отношение количества занятых к общему количеству трудоспособных (в процентах) [5, стр. 100].

     Но  кроме понятия «занятое население» существует и такое понятие, как  «экономически активное население». Его широко использует МОТ и статистика европейских стран. К экономически активному населению, кроме занятого населения, относятся следующие  категории граждан:

  • Временно не работающие в связи с отпуском или болезнью;
  • Лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
  • Лица, ищущие работу.

     В международной статистике удельный вес экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве, используется для деления стран на:

  • Аграрные (60%)
  • Полуиндустриальные (35-59%)
  • Индустриальные (до 35 %)

     1.1.3 Пассивная и активная политика государства в сфере           занятости

     Общими  принципами государственного регулирования  занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:

    • Добровольность занятости;
    • Равные возможности занятости для всех граждан;
    • Содействие трудовой мобильности;
    • Социальное партнерство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
    • Обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

     Государство может использовать два типа регулирующего  воздействия на сферу занятости: пассивный и активный. При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств  на определенное возмещение безработным  их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

  • Социальное страхование по случаю потери работы; оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы [2, стр. 212];
  • Воспомоществование – применяется чаще всего по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице могут быть разными. Так, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США – 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США – 7 месяцев, в Германии – 14 месяцев. В Республике Беларусь по Закону о занятости (статья 18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий, со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 60-70% минимальной заработной платы в первые 13 календарных недель до 50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда условий [8].

     Активный  тип регулирования занятости  и воздействия на безработицу  означает активное воздействие на состояние  рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую  силу; метод сокращения предложения  рабочей силы.

     Повышение спроса на рабочую силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.

     Общеэкономическими  мерами повышения спроса рабочей  силы выступают:

  • Установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условие приема – увольнение, графики работ и т.п.)
  • Становление льготного налогообложения там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
  • Кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
  • Государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
  • Установление дотаций при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
  • Обучение и переобучение.

Мерами  по созданию нетрадиционной занятости  являются:

    • Общественные работы;
    • Надомные работы;
    • Разделение рабочего места;
    • Занятость по вызову и др.

     Меры  по сокращению предложения рабочей  силы на рынке труда проводятся по следующим направлениям:

  • Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры – один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффет, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров, в человеческий капитал [3, стр. 187].
  • Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми. Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
  • Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.
  • Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.
  • Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при долгосрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

Информация о работе Занятость и безработицы в Беларуси