Занятость и безработицы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование занятости в Республике Беларусь, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования занятости.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа21212.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

     Исходя  из всего вышеизложенного, можно  учитывать 2 среза безработицы. Один – официально зарегистрированные в  государственной службе занятости, другой – безработные, которых необходимо считать так, как их считают во всем мире (по опросам домашних хозяйств). При вычислении уровня безработицы  Евростат пользуется определением безработных, которое дает МОТ. Это люди в возрасте от 15 до 74 лет без работы, которые способны начать работу в течение следующих двух недель и которые активно искали место работы в течение предыдущих четырех недель. Согласно же трактовке нашей официальной статистики безработным признается только официально зарегистрированные [9].

     2.2. Государственная программа занятости населения Республики Беларусь за 2009/2010 г

     В январе-декабре 2009 года в соответствии с заданиями Государственной программы:

  • республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 168,1 тыс. человек (102,5 процента к годовому заданию), в том числе 3,2 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
  • на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. - безработных (соответственно, 101,8 и 103,4 процента);
  • направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных (101,2 процента), из них 11,4 тыс. – женщин, 16,8 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, из них более 4,0 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Каждый третий безработный (9,0 тыс.человек) проходил обучение с гарантией последующего трудоустройства [10];
  • трудоустроено 1,5 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,3 процента к заданию);
  • на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 489 безработных из числа инвалидов (113,5 процента);
  • оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработных (108,8 процента);
  • на новое место жительства и работы переселено 408 семей безработных (121,8 процента);
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 94,8 тыс. человек, в том числе 51,0 тыс. безработных (соответственно, 112,1 и 105,2 процента);
  • организована временная занятость в свободное от учебы время 40,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи (141,3 процента).

     Всеми областными исполнительными комитетами выполнены основные показатели Государственной  программы по обеспечению занятости  сельского населения. За счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест, из них 1,1 тыс. – в  агрогородках [7].

     Особое  внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых  городах. За 2009 год в них создано 30,5 тыс. рабочих мест, или 128,6 процента к заданию, в том числе 1,8 тыс. – с использованием бюджетных ссуд.

     Задачи, определенные в сфере занятости  населения на 2009 год, выполнены.

     Уровень безработицы удерживался в социально  допустимых пределах - на 1 января 2010 г. 0,9 процента к численности экономически активного населения (задание Программы  – 1,1-1,2 процента), при этом все области  и г. Минск вышли на прогнозные показатели.

     По  данным Белстата, численность занятых в экономике республики возросла и составила в декабре 2009 года 4632,0 тыс. человек при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580 – 4650 тыс. человек.

     Планом  мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2010 г. № 87 «О внесении изменений и дополнения в постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 и утверждении  плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2009-2010 годы».

     В рамках реализации плана на 2010 год предполагается решение следующих задач:

  • увеличение численности занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, обеспечение уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, в том числе:
  • в Брестской области – 1,6 процента и 650 тыс. человек;
  • в Витебской – 1,6 процента и 582 тыс. человек;
  • в Гомельской – 1,4 процента и 690 тыс. человек;
  • в Гродненской – 1,4 процента и 517 тыс. человек;
  • в Минской – 1,2 процента и 675 тыс. человек;
  • в Могилевской – 1,5 процента и 526 тыс. человек;
  • в г. Минске – 0,6 процента и 1100 тыс. человек.

     Учитывая  актуальность задачи увеличения численности  занятых в экономике, планом на 2010 год установлено задание по созданию 175,3 тыс. рабочих мест, в том числе  в малых городах –25,5 тыс., в  сельской местности –17,5 тыс.

     В целях снижения дисбаланса между  спросом и предложением рабочей  силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональное обучение будет направлено 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов –  по конкретным заказам предприятий [9].

     Предусмотрены меры, направленные на обеспечение  социальной поддержки граждан, особо  нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и  отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан и т.д.), и способствующие вовлечению данных категорий граждан  в активную трудовую деятельность.

     Для трудоустройства инвалидов предусматривается  установление нанимателям брони  приема на работу, организация адаптации  к трудовой деятельности безработных  из числа инвалидов. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам  общественных объединений инвалидов  финансовых средств (5,8 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов, что в 1,2 раза больше, чем в 2009 году.

     В целях обеспечения временной  занятости граждан, в том числе  безработных, испытывающих трудности  в поиске постоянной работы, будут  организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том  числе 49,2 тыс. безработных. При этом в такие работах с выплатой вознаграждений смогут принять участие  работники, находящиеся в вынужденных  отпусках по инициативе нанимателя без  сохранения заработной платы.

     Содействие  в организации предпринимательской  деятельности будет оказано 2850 безработным.

     На  новое место жительства и работы, преимущественно в сельскую местность, планируется переселить (с их согласия) 364 семьи безработных.

       Приоритетное внимание уделено  обеспечению занятости сельского  населения, и, прежде всего,  в агрогородках, снижению напряженности на локальных рынках труда, реализации мер по поддержке регионов с наиболее сложной ситуацией на рынках рабочей силы.

     В 2010 году предусматривается продолжать оправдавшую себя практику поэтапного решения вопросов занятости в проблемных малых городах. Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, а также предложений облисполкомов, в план мероприятий на 2010 год включено 25 наиболее проблемных малых городов и девять районов.

     По  каждому включенному в мероприятия  малому городу предусмотрен комплекс конкретных мер, разработанных с  учетом специфики территорий и направленных на повышение уровня занятости населения, а также сокращение к концу 2010 года уровня безработицы в среднем  по области до 1 процента (по Минской  области – 0,8 процента).

     С учетом продолжающегося негативного  влияния мирового финансового кризиса  на экономику республики, и, соответственно, на ситуацию на рынке труда, в плане  на 2010 год отдельным разделом предусмотрены  антикризисные меры по обеспечению  занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости.

     В полном объеме будет обеспечиваться предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных  в виде выплаты пособия по безработице  и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.

     На  реализацию плана на 2010 год было направлено 191 061 461 тыс. рублей, за счет средств Фонда – 122 102 452 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 119 195 872 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 32 096 962 тыс. рублей, собственных средств нанимателей – 36 862 047 тыс. рублей.

     При этом основная сумма средств была направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер государственной политики занятости на рынке рабочей силы.

     Реализация  плана на 2010 год позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы  на конец года в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного  населения, а также увеличить  численность занятых в экономике  к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, что  соответствует основным целевым  показателям прогноза развития Республики Беларусь на 2010 год [9].

     2.3. Программа о занятости населения Республики Беларусь

       на 2011 год

     29 октября 2010 года, состоялось заседание  коллегии Министерства труда  и социальной защиты Республики  Беларусь. В заседании участвовали председатели комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома и руководители структурных подразделений Министерства, директора организаций, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь.

     В ходе заседания коллегии одобрен  проект постановления Совета Министров  Республики «О Государственной программе  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год». Проект Программы уже согласован и поддержан  рядом заинтересованных республиканских  органов государственного управления, общественными объединениями инвалидов  и будет внесен в установленном  порядке на рассмотрение в Совет  Министров Республики Беларусь.

     На сегодняшний день вышли на прогнозные показатели по уровню безработицы 186 из 187 малых городов, а ситуация с численностью занятых в экономике улучшилась в 23 из 25 малых городов. Сегодня вакансий в стране в 1,6 раза больше, чем безработных, а в г. Минске – почти в 5 раз. В целом ситуация на рынке труда продолжает оставаться управляемой, стабильной и контролируемо.

     Основной  целью проекта Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год стало повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики.

     Программа предусматривает смещение приоритетов  политики занятости от искусственного сохранения рабочих мест - в сторону  повышения экономической эффективности  занятости и закладывает основы превентивных мер, направленных на снижение социальных издержек, связанных с  модернизацией и обновлением  рабочих мест.

     Фактически  – это будет базовый год  для всей пятилетки в сфере  занятости.

       В рамках реализации Программы  предполагается решение следующих  задач: 

  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
  • вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  • содействие самостоятельной занятости безработных;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  • обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
  • обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

     Говоря  о прогнозах рынка труда на 2011 год будет переориентирована работа органов по труду, занятости и социальной защиты на работу с нанимателями, совершенствование и развитие новых форм и методов работы.

     Именно  переориентация на работу с нанимателями, содействие нанимателям в модернизации их производств, является отличительной  особенностью данной программы и  ее приоритетом [8].

Информация о работе Занятость и безработицы в Беларуси